В других СМИ
Загрузка...
Внешняя торговля вооружением занимает видное место в арсенале средств США.

«Кредитная линия Трампа»: и союзников приобрести, и конкурентов подвинуть

Внешняя торговля вооружением занимает видное место в арсенале средств, с помощью которых США осуществляют курс на достижение «полного и неоспоримого» превосходства сначала над Советским Союзом, теперь над Россией в установлении монополярного мирового порядка
01 апреля 2019, 10:48
Реклама
«Кредитная линия Трампа»: и союзников приобрести, и конкурентов подвинуть
© flickr.com
Внешняя торговля вооружением занимает видное место в арсенале средств США.

Администрация Трампа предложила «новый» способ продвижения американского оружия. Суть его заключается в выделении из американского бюджета кредитной линии, которая будет открываться зарубежным странам-клиентам для закупки вооружений. Представитель американского правительства заявил, что сумма кредита может составлять до 8 миллиардов долларов. По задумке администрации Трампа, такие кредиты укрепят положение американского вооружения на мировом рынке, сделают его «более конкурентоспособным и доступным для стран-партнеров».

Справка

К настоящему времени в США работают шесть законных способов экспорта вооружений: «Зарубежные военные продажи» (FMS - Foreign Military Sales) - осуществляются продажи наиболее сложной высокотехнологичной продукции; «Прямые коммерческие продажи» (DCS - Direct Commercial Sales) - системы вооружения ограниченной сложности, услуги по ремонту и техническому обслуживанию военной техники и вооружений, запасные части; «Передача излишков вооружений из арсеналов министерства обороны США» (EDA - Excess Defense Articles) - программа по продаже или безвозмездной передаче устаревшей техники иностранным государствам; «Передача вооружений в лизинг» (Leases of Equipment) - заключение контрактов строго на период 5 лет с условием продления контракта в рамках  как государственной линии, так и FMS; «Передача военной продукции по специальным распоряжениям президента США» (Drawdowns) - объектом программы являются, как правило, нелетальные средства (фирменная одежда, радиосредства, лекарства, палатки, одеяла); «Секретные правительственные поставки военной продукции за рубеж» (Covert Government Arms Supply) - президент обязан возвести осуществление операции-передачи вооружений в ранг жизненно важной для национальной безопасности США.

Кроме того, с помощью еще одной программы правительства - «Обучение и подготовка военного персонала зарубежных стран» (IMET - International Military Education and Training) - осуществляется обучение в военных учебных заведениях США иностранных военных, а также подготовка военного руководства стран-заказчиков по вопросам управления военным производством и системой военных закупок.

Займы дополнят нынешнюю систему грантовой помощи или FMF (Foreign Military Financing), которая ежегодно оказывается десяткам стран. Большая часть из них идет Иордании, Израилю и Египту.

В бюджетном документе на 2020-й финансовый год говорится, что на выдачу грантов будет выделено около 5,4 миллиардов долларов. На эти деньги страны могут приобрести себе только американское вооружение. Однако, Трамп, видимо не очень доволен нынешней системой и, с момента своего вступления в должность президента Соединенных Штатов, стремится сократить финансирование фонда, преобразовав его в «кредитную программу». Конгресс всячески сопротивлялся этому решению, и на то есть несколько причин.

Справка

По данным на 2017 год, сумма на предоставление грантов FMF составляла около 5,7 млрд долл. С этого времени выделения из бюджета на гранты стали постепенно сокращаться. Если финансирование Иордании, Израиля и Египта оставалось без изменений, то отчисления Пакистану сократились в 2,5 раза - с $265 млн до $100 млн.

Причина первая: историческая

Для начала тревогу забили эксперты в области безопасности и вооружений. Колби Гудман, эксперт по вопросам внешней безопасности, изучая предложения Трампа, отметил, что до сих пор остаются неясными условия выдачи кредита. В планах у администрации предложить клиентам более гибкие условия и конкурентоспособную программу. Пока что нет никакой более конкретной информации, что критично для любых финансовых операций. «Гибкие процентные ставки» могут на самом деле обозначать лишь банальное снижение ставки, а «более конкурентоспособная» программа кредитования может означать низкие гарантии выплаты.

«Моя обеспокоенность связна с тем, что эта программа может привести к увеличению количества дефолтов по кредиту и эти пробелы придется заполнять американским налогоплательщикам», - заявил К.Гудман.

Его беспокойство возникло не на пустом месте. В прошлом законодатели воздерживались от идеи превращения так называемой иностранной программы военного финансирования (FMF) в кредитную программу.  Подобную систему кредитования Белый дом уже пытался внедрить в 1980-х. Идея с треском провалилась - программу прикрыли из-за большого количества невыплат. Еще одна попытка выдавать кредиты на вооружение была предпринята президентом Биллом Клинтоном, который стремился сократить бюджетный дефицит. Тогда Конгресс настоял, чтобы кредитование проводилось на гражданской основе, что означало присутствие в сделке частных лиц.

Другие страны посчитали условия кредитов недостаточно выгодными, и программа «провалилась под собственным весом», как считает директор по оружию и безопасности Центра международной политики Уильям Хартунг.  Став хозяином Овального кабинета, Д. Трамп сократил размер грантовой программы, и в 2017 году Белый дом выдвинул идею превратить ее в «кредитную программу». Но конгресс потребовал от администрации предоставить более точную оценку последствий перехода от грантов к кредитам и похоронил инициативу президента.

Причина вторая - информационная

Предполагается, что эти займы будут предложены в первую очередь тем странам, которые закупают оружие у России и Китая. Помимо создания выгодных условий для клиентов, администрация американского президента развязала настоящую информационную войну против вооружения своих конкурентов. Помимо рекламы собственной техники, американские СМИ не упускают возможности сделать сенсацию из любого обнаруженного у конкурентов изъяна.

Ряд американских СМИ, в частности издание Defence News, опубликовали  критические материалы, посвященные российским комплексам С-400 и С-300В4, расположенных в Сирии. По словам журналистов, эти комплексы «не способны бороться с самолетами ВВС Израиля и абсолютно бессильны против истребителей пятого поколения F-22 и F-35». Также сообщается о «неудовлетворительных тактико-технических характеристиках» российских комплексов.

Стоит ли говорить о том, что эти статьи полностью противоречат реальности. В них нет ни слова, ни намека на успешные испытания комплекса на полигоне Капустин-Яр, ни упоминания об оценках иностранных заказчиков, таких как Иран, Египет, Вьетнам и Турция, которые высоко оценивают эффективность и надежность закупленных С-400. Более того, премьер-министр Ирана, выступая с публичным заявлением, отметил выдающиеся боевые характеристики комплекса С-300ПМУ2. Иранские военные использовали его в ходе учении и успешно поразили все цели, несмотря на создание радиоэлектронных помех и сложность поставленной боевой задачи.

Цитата

Анализ указанных публикаций позволяет сделать вывод о проводимой в настоящее время Соединенными Штатами скоординированной информационной кампании с целью целенаправленной дискредитации российских систем ПВО дальнего действия, чтобы затруднить их продвижение на мировом оружейном рынке и сорвать заключение готовящихся контрактов на поставку ЗРС С-400 и «Антей-2500» (экспортное наименование С-300В4) целому ряду иностранных заказчиков, переговоры с которыми сегодня находятся на финальной стадии.

Владислав Листовский, журнал «Национальная оборона».

Другое американское издание The Business Insider раскритиковало российскую межконтинентальную крылатую ракету «Буревестник». Несмотря на 13 успешно проведенных запусков, журналист заявил, что «Буревестник» это лишь результат гонки вооружений. Анализируя испытания ракеты, «эксперт» придал особое значение заявлению о том, что последний запуск был «частично успешным». Слово «частично» позволило ему создать антирекламу, заявив о наличии критических недостатков и о том, что «хваленая ядерная крылатая ракета Путина все еще не летает».

Но при этом есть и оговорки по Фрейду. «США не должны продавать Турции совместный ударный истребитель F-35, если Анкара закупит у России зенитные ракеты», - заявил на днях генерал Кертис Скапарротти, верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. По его мнению, это поможет турецким С-400 раскрыть некоторые военные секреты истребителя, что в свою очередь «даст России шанс победить или даже сбить F-35». Американские законодатели разделяют эти опасения.

Эксперты и конгресс против Трампа

Желание Трампа максимально сократить FMF и таким образом вынудить Конгресс перейти на систему кредитов постоянно подвергается сильной критике со стороны американских экспертов.

Эксперт американского Центра Стратегических и Международных отношений Энтони Кордесман завил, что в погоне за прибылью Трамп мешает налаживанию международных отношений. «Вы наносите ущерб программам, которые помогали США находить стратегических партнеров. И все ради того, чтобы сохранить немного денег, которые никак не помогут решить те проблемы, с которыми сталкиваются американские вооруженные силы. В этом нет никакого смысла».

Аналитики Центра Стимсона (аналитический центр, занимающийся вопросами международных отношений и безопасности) опубликовали статью, в которой говорится, что военные кредиты лишь отпугнут покупателей вооружения. «Если администрация, - утверждают в Центре Стимсона, -  преобразует гранты в кредиты, это может нанести ущерб промышленности США, предоставив возможности другим странам, которые предлагают более дешевые варианты, например Россия и Китай. Зачем покупателям платить за оружие, которое они раньше получали практически бесплатно, или  переплачивать за то, что можно купить дешевле у других?»

Предполагаемая «кредитная линия Трампа» будет, по утверждению ее апологетов, направлена на страны, которые закупают военную технику у России и Китая. При этом умалчивается тот факт, что эти неупомянутые страны также покупают оружие, например, у Франции и Израиля. А значит, Трамп поднимает «топор» торговой войны не только с противниками, но и с союзниками, что не может не вызвать раздражение и у них.

Судя по всему, конгрессмены это понимают. Как понимают и то, что подобный «кредитный фонд» вряд ли приведет к главной цели - устранению или хотя бы частичному вытеснению основных конкурентов на мировом рынке вооружений, а потому относятся со скепсисом к инициативе президента и не готовы пойти на этот шаг.

«Попытки ограничить наш экспорт не приведут к успеху»

В России к очередному проекту Трампа относятся спокойно. Москве понятны мотивы, которые движут Трампом и его администрацией.  

Главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко так прокомментировал корреспонденту еженедельника «Звезда» инициативу Трампа:

- Это сугубо политический процесс. Ведь прежде всего закупками американского оружия занимаются политические вассалы США. Что касается российского оружия, то его закупают преимущественно те страны, которые не хотят быть зависимыми от Соединенных Штатов и хотят быть полностью уверены в качестве вооружения, которое они покупают и эксплуатируют. Поэтому, я абсолютно уверен, что предложенная Трампом кредитная система не окажет существенного влияния на нынешнюю ситуацию. Это не только разные покупатели, чья мотивация в закупке вооружения существенно отличается. Российский Рособоронэкспорт работает эффективно и не боится никакой конкуренции со стороны как США, так и Китая. Наши позиции останутся незыблемыми, и любые попытки ограничить наш экспорт не приведут к успеху.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама