В других СМИ
Загрузка...
Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена
© indianairforce.nic.in
В небе над Кашмиром индийский истребитель МиГ-21 сбил пакистанский F-16.

Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена

МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя
21 апреля 2019, 06:26
Реклама
Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена
© indianairforce.nic.in
В небе над Кашмиром индийский истребитель МиГ-21 сбил пакистанский F-16.

В небе над Кашмиром: как МиГ-21 сбил F-16

Недавно мировые СМИ облетела почти сенсационная новость: в небе над Кашмиром  индийский истребитель МиГ-21 сбил пакистанский F-16.  Почти, поскольку в экспертных кругах этому не слишком удивлены.  Хотя для широкой публики это действительно - нечто из ряда вон выходящее. Тем более интересно разобраться в том, что же на самом деле произошло.

По данным  индийского телеканала NDTV, в воздушном бою со стороны Пакистана участвовали восемь американских машин F-16, по четыре - французских Mirage-3 и китайско-пакистанских JF-17 Thunder. И хотя Пакистан утверждает, что F-16  в бою не участвовали, найденные фрагменты американских ракет AIM-120 класса «воздух-воздух» из арсенала «шестнадцатых» свидетельствуют об обратном. C индийской стороны, по информации канала, в противостояние вступили четыре Су-30МК, пара    Mirage 2000 и столько же МиГ-21. Как раз одна из этих машин и стала героем нынешней истории.

Справедливости ради надо отметить, что  пакистанцы в этом бою сбили один из индийских МиГов. Но что интересно,  победителем в дуэли стал  JF-17 Thunder, который был создан в Китае как преемник выпускавшегося здесь долгие годы самолета J-7 (F-7) - опять-таки клона МиГ-21.

Этот факт только подтверждает  гениальность конструкторских решений, заложенных  в советский боевой летательный аппарат.

Что касается общей  политической обстановки, то эксперты успокоили общественность: новый виток эскалации в Кашмире закончился так же быстро, как и начался. Здесь интересы обеих сторон конфликта совпали. С одной стороны, Пакистан - слабее Индии, а с другой - Индии не нужен хаос в виде многомиллионного потока беженцев из Пакистана. В общем, большая война маловероятна, что, конечно, не исключает возможность отдельных стычек.

 А вот с военно-технической точки зрения ситуация сложилась действительно интересная и рождающая целый ряд вопросов. Главное,  почему Индия выставила против Пакистана устаревшие МиГ-21?

Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой

Напомним, что МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году, а разрабатывался   конструктором Анатолием Бруновым еще раньше, в сталинскую эпоху,  как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 специалисты назвали  самым массовым и самым бюджетным сверхзвуковым истребителем в мире, к тому же крайне ремонтопригодным. Действительно, он стал чемпионом по показателю цена-эффективность.

По мнению экспертов, если бы в 70-е годы прошлого столетия разразилась Третья мировая война без применения ядерного оружия, МиГ-21 однозначно завоевал бы превосходство в воздухе.

На Западе тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11.500 МиГ-21 против 5.000 американских F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро закончиться. Здесь надо еще отметить, что  F-4  оказался значительно дороже. Да и ряд летных характеристик был другим, учитывая, что  одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8.730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов.

Еще один оппонент советской машины - французский однодвигательный и одноместный Mirage III. В качестве конкурента   МиГов он имел больше шансов. Но опять-таки «натовцев» подвело советское массовое производство.  «Миражей» произвели  менее полутора тысяч штук. В то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси. Кроме того, по лицензии самолет собирался в  Чехословакии. 

В общем, случись тогда глобальная заварушка, Советский Союз получил бы если не качественное, то количественное превосходство в воздухе, но Третья мировая, по счастью, обошла мир стороной.

«Никто не застрахован от ближнего боя»

Хотя  МиГи все равно сталкивались в небе и с  «Фантомами», и с «Миражами», и с другими типами натовских самолетов. И в подавляющем большинстве случаев показывали себя неплохо (здесь надо опять учитывать подготовку летчика, поскольку техническое совершенство - далеко не единственный аспект победы в бою).

По словам летчика-инструктора майора запаса ВВС Андрея Красноперова, «удивительные победы МиГов над превосходящими их технически машинами -  на самом деле не редкость».

«Можно вспомнить, как воевали наши летчики в Сирии еще во времена Союза. Вспоминаю одну заварушку: в небе сошлись наши восемь МиГов и восьмерка американских  "Фальконов" (F-16 Fighting Falcon, - прим. ред.). Тогда тоже один из советских летчиков сбил "американца" ракетой "воздух-воздух", несмотря на очень серьезную защиту "шестнадцатого" от этого вида оружия. В общем, в этом деле важно быть профессионалом. Таким, как индийский летчик», - говорит Красноперов.

Факт в том, что  F-16  технически превосходит МиГ-21. «Но никто не застрахован от ближнего боя, когда воюют на виражах. В таких ситуациях любой самолет может показать себя», - отметил заслуженный летчик.

На примере боя между МиГ-21 и F-16 можно сделать однозначный вывод о том, что более современная и боеспособная система вооружения побеждает не всегда. Необходимо учитывать несколько факторов: навыки пилота, поддержка со стороны других боевых средств, в том числе истребителей и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, наземных радаров и так далее.  Кстати говоря, огромную роль в победе над Кашмиром  сыграло мастерство индийского пилота Абхинандана Вартхамана. Наконец, в данном конкретном случае имеющиеся у F-16 преимущества были нивелированы еще и благодаря тому, что бой проходил на близком расстоянии.

МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах на планете, начиная от войн на Ближнем Востоке и заканчивая Вьетнамской войной, и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя, что и доказала встреча в небе над Кашмиром.  Созданный  как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, «двадцать первый» поработал  и по наземным целям. Он хорошо зарекомендовал себя в качестве разведчика. Так что МиГ-21 можно назвать самолетом «на все времена». 

У индийского Bison уже мало общего с прародителем

Надо признать, что в Советском Союзе было разработано немало  образцов оружия, которое оказалось таким вот  «вневременным». Оно достойно служит  даже спустя многие десятилетия после принятия  на вооружение, и даже после того, как его с этого вооружения сняли. Не говоря уж о тех случаях, когда  это оружие проходит через ряд модернизаций.

Так, журнал Military Watch призывает учесть, что  в небе над Кашмиром летают самые современные версии этой машины, разработанные специально для индийских ВВС РСК «МиГ» и нижегородским авиазаводом «Сокол». По программе глубокой модернизации МиГ-21-93 было обновлено около 120 экземпляров МиГ-21бис. В НАТО эта версия получила имя Bison.

В этой версии МиГ-21  оснащен современной системой управления оружием, позволяющей использовать дальнобойные ракеты Р-27 и Р-77, а также Р-27ЭР увеличенной дальности. На самолет установлена также  израильская система РЭБ El/L8222, задача которой - противостоять наведению на цель  ракет «воздух-воздух».

Начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, отвечая на вопрос журналистов о неравенстве сил, задействованных в воздушных боях, заявил: «Истребители МиГ-21 находятся у нас на вооружении, и почему же нам  их  не  использовать?»  У «двадцать первых» усовершенствована система управления вооружением, они совместимы с современными ракетами «воздух-воздух».

Но основная причина того, что Индия отправила в бой истребители МиГ-21, заключается в том, что этот вид самолетов по-прежнему является одним из самых многочисленных в индийских ВВС. «Мы задействуем в бою все самолеты, находящиеся у нас на вооружении», - сказал Дханоа.

Действительно, индийские ВВС эксплуатируют  многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов. В 2018 году на вооружении ВВС Индии находились 244 истребителя МиГ-21 и  84 самолета МиГ-27. Эти самолеты используются наряду с  европейскими «Ягуарами» (Jaguar), французскими «Миражами» 2000 и «Рафалями» (Dassault Rafale), российскими же МиГ-29 и Су-30, а также собственными индийскими истребителями «Теджас» (Tejas).

При этом Индия, судя по всему, купит у России  комплекты для модернизации своих Су-30.  Обновленные самолеты  будут обладать преимуществами за счет многих систем, которые ОКБ Сухого разработало для нового Су-35.

Что касается «двадцать первого», то его индийская модификация Bison уже мало что имеет общего с прародителем.  Теперь это уже истребитель не третьего, а четвертого поколения, хотя дизайн, само собой, остался прежним. 

Как остаются прежними и непревзойденные качества МиГ-21, который в качестве  истребителя ближнего боя вполне способен, как мы видим,  сражаться с более современными самолетами. Надо признать, что МиГ-21 - оружие, созданное для реальной войны, а не для парадов. Это качество до сих пор ценится всеми летчиками и позволит МиГам  летать еще как минимум десятилетие. Равного «двадцать первому» не было и, скорее всего, уже не будет.                                                                                

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама