В других СМИ
Загрузка...
Средний разведывательный корабль «Иван Хурс».

Пушки и ракеты для «Ивана Хурса» - далеко не главное

В чём секрет «флагмана сетецентрической войны» - среднего разведывательного корабля, в строительстве которого приняли участие более 900 отечественных компаний
Реклама
Пушки и ракеты для «Ивана Хурса» - далеко не главное
© kchf.ru
Средний разведывательный корабль «Иван Хурс».

Несмотря на то, что данные по программе военного кораблестроения до 2050 года (ПВК-2050) по будущему составу флота пока нигде не публиковались, в СМИ просочились лишь данные об общем количестве закупаемой военно-морской техники - в рамках ПВК-2050 планируется сдать более 600 различных кораблей и подлодок. Поэтому появление новых кораблей или подводных лодок в составе ВМФ России воспринимается как очередной факт выполнения ПВК-2050.

Каждый второй - тоже герой

Черноморский флот России пополнился уникальной боевой единицей - кораблём разведки и связи «Иван Хурс» проекта 18280, построенный в Санкт-Петербурге на Северной верфи. Корабль поднял Андреевский флаг 25 июня 2018 года. Открывая церемонию ввода в строй, заместитель Главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сказал: «Новый корабль наречён в честь вице-адмирала Ивана Кузьмича Хурса, который возглавлял разведку советского ВМФ с 1979 по 1987 год. При непосредственном участии этого талантливого военачальника разведка отечественного ВМФ стала одной из лучших в мире, когда строились разведывательные корабли с уникальными для своего времени возможностями, развивалась специальная инфраструктура флота».

Средний разведывательный корабль (СРЗК) «Иван Хурс» - второй по счёту корабль-разведчик (первый - «Юрий Иванов» - вошёл в состав Тихоокеанского флота в 2014 году), построен по проекту 18280, который был разработан специалистами ПАО ЦКБ «Айсберг». С послевоенных времён и по сей день это конструкторское бюро специализировалось в основном на создании техники для обслуживания Северного морского пути. Здесь проектировались атомные и дизельные ледоколы, транспортные суда усиленного ледового класса,  нефтяные платформы для работы на северном шельфе, корабли-разведчики. Конструкторами «Айсберга» созданы такие знаменитые корабли как: первый советский атомный ледокол «Ленин», за проектирование которого ЦКБ получило Орден Ленина, легендарный покоритель Северного полюса ледокол «Арктика», уникальный разведывательный корабль «Урал» и первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».

Генеральный директор - главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков вот так рассказал о новом корабле и проекте: «Корабль разведки и связи «Иван Хурс»  - это второй корабль проекта 18280. Первый - «Юрий Иванов» - был в значительной мере экспериментальным кораблём, доказавшим жизнеспособность некоторых наших идей и замыслов. В задачи проекта входит обеспечение связи и управления флотом, ведение радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, слежение за компонентами американской системы ПРО и ЗРК. Для этого проект предусматривает оснащение кораблей самыми современными радиоэлектронными средствами.

Не обо всех компонентах оснастки кораблей сегодня можно подробно рассказывать в открытых источниках, сами понимаете - это техника передовая, и её данные являются государственным секретом нашей страны. Скажу только, что когда мы вели работы по этому проекту, рассчитывали на то, что в серии будет четыре корабля - по одному на каждый флот державы. Теперь два из них - в строю. Причём, по мере продвижения серии, проект совершенствуется, и в каждом следующем корабле устраняются какие-то недочёты предыдущего, улучшается вся совокупность тактико-технических характеристик проекта. Например, по сравнению с первым кораблем, в проект внесён целый ряд изменений, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик, а также на улучшение условий обитаемости - для удобства экипажа».

Как правило, любой корабль военного флота строит вся страна или как говорится - корабль создаётся благодаря широкой межотраслевой промышленной кооперации. В строительстве «Ивана Хурса» приняли участие более 900 отечественных компаний, которые поставили для сборки и компановки различные судовые системы, аппаратуру и оборудование. Специалисты ПАО ЦКБ «Айсберг» полагают, что корабль имеет значительный модернизационный ресурс, и при должной заботе экипажа о техническом состоянии корабля и своевременных модернизациях «Иван Хурс», а также его собратья по серии смогут прослужить в российском флоте не менее 25-30 лет.

ТТХ. Проект 18280

Тактико-технические характеристики проекта 18280, на первый взгляд, не содержат ничего необычного. Полное водоизмещение корпуса - около 4 тысяч тонн, длина между перпендикулярами - 95 м, ширина - около 16 м, осадка - 4 м. Энергетическая установка корабля обеспечена двумя дизель-редукторными агрегатами 5ДРА с дизелем 11Д42 размерности 30/38 производства Коломенского завода ЗАО «Трансмашхолдинг». Мощность агрегатов - 2 х 2720 л.с., мощность дизелей - 2 х 2516 л.с. В качестве движителей использованы 2 винта регулируемого шага. Максимальная скорость, которую могут обеспечить кораблю такие ходовые системы, составляет 20 узлов. Дальность плавания - 8.000 морских миль при экономическом ходе 16 узлов.

Вооружение также не выглядит мощным: всего-то от двух до четырёх установок МТПУ (морская тумбовая пулемётная установка) с пулемётами 14.5-мм КПВ (крупнокалиберный пулемёт С.В. Владимирова). К слову, эти МТПУ могут поражать легкобронированные цели и живую силу противника, а также работать как зенитные установки. В качестве усиления ПВО корабля к этим МТПУ добавлены переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК «Игла»).

Его сила - в комплексе обеспечения навигации, связи и радиоразведки, включающем в себя, во-первых, навигационную РЛС МР-231-3, во-вторых, мостиковую радиоэлектронную систему позиционирования, локализации, обнаружения и ориентирования «Мостик-18280», и в-третьих, базовую систему обеспечения электронной совместимости (ЭМС) радиолокационных обнаружительных и навигационных станций, систем управления зенитными артиллерийскими и ракетными комплексами и систем взаимного обмена информацией «Подзаголовок-23». 

Плюс ещё кое-какие новшества, о которых пока даже наш Президент с высокой трибуны Федерального собрания не рассказывал. Не время ещё раз беспокоить наших заокеанских «партнёров», которые от гиперзвука и «Посейдона» до сих пор ещё сидят на антидепрессантах и заказывают истеричные статьи своим СМИ.

Отечественным верфям - в большое плавание

Благодаря развитым радиоэлектронным средствам разведки и связи, «Иван Хурс» в ходе учебной или боевой операции способен стать координатором действий для целой эскадры или корабельной ударной группы (КУГ), находящейся во взаимодействии с авиацией и сухопутной армией.

Корабль способен получать и оперативно обрабатывать огромное количество информации сразу по нескольким каналам. Поэтому во флотских кругах нового разведчика уже успели окрестить «флагманом сетецентрической войны».

Разведывательные и исследовательские задачи кораблей проекта 18280 «Юрий Иванов» и «Иван Хурс»:

  • радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах;
  • радиотехническая разведка, позволяющая определять тип, принадлежность и характеристики источников радиоизлучения;
  • идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения;
  • составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и подводных лодок;
  • контроль морских коммуникаций;
  • наблюдение за действиями вероятного противника во время военно-морских учений и манёвров;
  • слежение за компонентами американской системы ПРО морского базирования.

«Иван Хурс» принципиально новый корабль для российского флота, который будет существенно превосходить по своим тактико-техническим характеристикам и возможностям корабли-разведчики предыдущих поколений. Многофункциональность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем позволяют предположить, что такого рода корабли станут ключевыми элементами АСУ флота, которая станет составным компонентом единой автоматизированной системы управления войсками возглавляемой НЦУО МО России.

Корабль «Иван Хурс» был заложен на главном стапеле ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» 14 ноября 2013 года. Спуск на воду  состоялся 16 мая 2017 года - после того, как неоднократно откладывался. Причиной тому оказалось то самое усовершенствование проекта по сравнению с головным в серии кораблём «Юрий Иванов», о котором говорил главный конструктор Александр Рыжков. Акт о завершении государственных испытаний корабля был подписан 18 июня 2018 года. Надо сказать, что и первый в серии СРЗК проекта 18280 «Юрий Иванов», также сошедший со стапелей завода «Северная верфь», строился  неоправданно долго: он был заложен ещё 27 декабря 2004 года и не спущен в срок, потому что Коломенскому заводу ЗАО «Трансмашхолдинг» не удалось вовремя завершить работу над экспериментальными ходовыми системами корабля.

Надо сказать, что структурное подразделение АО «ОСК» - судостроительный завод «Северная верфь» - при необходимости справился бы со строительством и большей серии, чем четыре корабля типа «Иван Хурс». Производственные мощности предприятия предназначены для организации серийного строительства, ремонта и модернизации как боевых надводных кораблей, так и гражданских судов водоизмещением до 12.000 тонн. Недавно Генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарёв объявил о начале очередной модернизации предприятия, которая позволит верфи строить крупнотоннажные суда и корабли с длинной корпуса вплоть до 250 метров и водоизмещением до 25 тыс. тонн, т.е. это будут корабли способные работать от ближней морской и до океанской зон действия.

Российский ВМФ загрузил производственные мощности судостроительного завода «Северная верфь» полностью до 2020 года, портфель заказов составил рекордные 200 млрд рублей.

По оценкам экспертов, строительство современного флота обойдётся России в солидную сумму - 4,7 трлн рублей (по ГПВ-2020) плюс дополнительное финансирование по ГПВ-2027 - 3,3 трлн рублей. Это самый масштабный проект перевооружения российского флота в истории отечественных верфей.  

СРЗК «Иван Хурс» активно осваивает Черноморскую акваторию, как и его собрат по проекту «Юрий Иванов» акваторию Тихого океана. Появление таких кораблей в составе ВМФ России - это сигнал нашим нервным «соседям» о том, что теперь Андреевский флаг будет развиваться не только у наших морских границ, но и на всех просторах мирового океана.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама