В других СМИ
Загрузка...
Начальник Управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции АО «НПК «Уралвагонзавод» Михаил Бегман.

В танковом модельном ряду «Армата» - это гоночный боевой болид

Начальник Управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции АО «НПК "Уралвагонзавод"» Михаил Бегман о модернизационном потенциале «Арматы» и о том, почему управлять этими машинами на Красной площади пока что доверяют только заводским специалистам, а также о том, каким голосом «Армата» общается с экипажем, и об особенной предпарадной традиции танкистов
18 апреля 2019, 06:28
Реклама
В танковом модельном ряду «Армата» - это гоночный боевой болид
© vk.com
Начальник Управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции АО «НПК «Уралвагонзавод» Михаил Бегман.

- Пытливые наблюдатели пришли к выводу, что парадный расчёт «Уралвагонзавода», который проходит по Красной площади, способен выполнить и боевую задачу: «Теминаторы» проводят «зачистку», Т-90 и Т-72 - основная ударная сила, а «Арматы» действуют как высокоточное оружие. Как вам, Михаил Николаевич, такая точка зрения?

- Насчёт боевого применения - вопрос к Министерству обороны. Наше же управление - Управление сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции предназначено для того, чтобы от начала до конца отслеживать «боевой путь» техники, которую производит предприятие. Причём всей продукции, а не только той, которая принимает участие в параде. Парад и танковый биатлон - это всего лишь почётные задания, хотя, надо признать, не очень простые.

- И сколько лет вы занимаетесь подготовкой к парадам боевой техники производства «Уралвагонзавода»?

- Судьба забросила меня на парадную площадку в 2010 году, так что это уже десятый мой парад. С тех пор ежегодно с марта по май я со своей командой - в подмосковном Алабино. Это у всех парад - 9 мая, а у военных и у нас парадные заботы начинаются ещё в марте.

- Большая команда приехала с вами из Нижнего Тагила на этот раз?

- Достаточная. Всё зависит от количества техники. Раньше в парадных расчётах ходили Т-90, сейчас -  Т-72Б3М, плюс добавились «Терминаторы» и «Армата». Так что в этом году мы готовим к прохождению по Красной площади двадцать пять единиц техники.

- Из них «Армат»?

- В параде будут участвовать четыре. Полагаю, больше техники будет показано на следующий год - год все-таки юбилейный, 75 лет Победы. Вот там всё должно быть ещё красивее!

- По официальным данным, работа над «Арматой» началась в 2011 году, а уже в 2015-м машину показали на Красной площади. И это притом, что, как утверждают конструкторы, в машине всё новое: от цифровой танковой информационно-управляющей системы до силовой установки и боеприпасов. Согласитесь, стахановские темпы!

- Совершенно верно, всё принципиально новое. Но «Армата», конечно же, родилась не из воздуха, были долгие годы подготовки, было несколько экспериментальных изделий.

Так что задел элементов «Арматы» начался намного раньше, но тогда получить необходимый «продукт» в виде танка третьего поколения не позволял уровень развития электроники и ряда других технологий.

Когда они стали соответствовать уровню идей, заложенных в «Армате», тогда и смогла появиться на свет эта машина.

- То есть «Армата» на сегодняшний - само совершенство?

- Помните, как Т-72 доказывал свою состоятельность и право на существование? Вот и этой машине придётся доказывать, что она во всех аспектах - и в боевом, и в техническом - лучше машин предыдущего поколения. Сразу отмечу, у «Арматы» очень большой модернизационный потенциал. С таким условием она и разрабатывалась. При этом очень важно осознавать, что у Т-72 и по сей день тоже ещё очень большой технический задел.

- Складывается впечатление, что вы как-то по-особенному относитесь к Т-72. Это что же, ваш любимчик?

- Мне и Т-90 очень нравится. Считаю эту машину очень удачной. Сколько мы с ней в разных мероприятиях участвовали, не подводила ни разу. Какие-то нюансы, конечно же, были, но это случается на всякой технике, в том числе и на обычном автомобиле.

- Вот и давайте сравним Т-90 и «Армату» с автомобилями, чтобы лучше понимать Who is Who в танковом строю. Я понимаю, что это будет лично ваше мнение, но как специалиста.

- Я бы сказал так: Т-90 - это хороший Land Cruiser, а «Армата» - это все-таки гоночный боевой болид. Не только по скорости, по привилегиям и уникальности, но, наверное, и по цене. Причём вобравший в себя и лучшие характеристики Cruiser-а, то есть Т-90.

- Понятно, что уникальная машина дешёвой не бывает...

- За качество, за уникальные возможности приходится платить. Как известно, Land Cruiser, особенно в Москве, не редкость.

А какая танкостроительная компания выпускает «гоночные боевые болиды»? Только «Уралвагонзавод»!

- Поскольку «Армата» - боевая техника более высокого уровня, наверное, и обслуживать её сложнее?

- Вся техника, которая будет участвовать в параде, пришла с завода. Она в очень хорошем состоянии, и мы её только сопровождаем. Но, конечно же, дополнительно обслужили, просмотрели, чтобы всё было хорошо, чтобы все узлы работали, как часы.

Что же касается «Арматы», то она сама «расскажет», если что-то у неё будет не так. У этой машины есть система диагностирования, которая самостоятельно выявит несоответствия в работе, если они вдруг возникнут.

- На экране появится строка предупреждения?

- Не только строка предупреждения, но ещё и очень приятный женский голос, можно сказать, прямо в ухо сообщит тебе, если что не так.

- «Армата» разговаривает с экипажем приятным женским голосом? А если будет женский экипаж?

- А если экипаж будет женским, тогда, я думаю, «Армата» заговорит приятным мужским баритоном. Можно перенастроить, это не проблема.

- В общем, всё для экипажа, всё на благо экипажа... А где комфортнее - в Т-90 или в «Армате»?

- Конечно, в «Армате». Здесь весь экипаж, можно сказать, полулежит в бронекапсуле, всё у командира как бы под рукой.

- И «доброе слово» можно сказать из непосредственной близости, если что...

- Можно и слово. Кроме того, непосредственное визуальное общение: обычно слаженный танковый экипаж понимает друг друга с полувзгляда, с полужеста.

А то что механик-водитель находится в полулежачем положении, это не столько комфорт, но и защита - при подрыве на мине удар распределяется равномерно.

- «Армата», насколько известно, достаточно «увесистая» машина. И как управлять такой массой брони и механизмов?

- Элементарно. Машина удивительно послушная. Надеюсь, в курсе, что на «Армате» нет рычагов?.. Там установлен штурвал.

- Круглый, как на корабле?

- Нет, как на болиде и с кнопками управления. Машина, конечно, большая и тяжёлая, но управляется, ещё раз отмечу, легко и непринуждённо. И габариты чувствуются очень хорошо.

- В своё время Т-90 назвали «летающим танком». У «Арматы» ещё не появилось народное прозвище?

- Не слышал пока. Но это же народное творчество, вот пусть народ и придумает.

- Почему-то на «Абрамсе» нет автомата заряжания. Американцы считают, что тренированный заряжающий надёжнее автоматического устройства. Почему они так считают, и насколько надёжен автомат заряжания на «Армате»?

- Наш автомат заряжания проверен временем, он абсолютно надёжен. Почему такого устройства нет на «Абрамсе»... Возможно, потому, что у нас 140 миллионов населения, а в США - больше 300 миллионов, и у них, наверное, нет проблем найти кого-нибудь, который и будет «жонглировать» боезапасом. Поскольку у нас народа не так много, приходится думать головой, изобретать.

- Как вы считаете, сколько нужно времени, чтобы обучить экипаж из войск воевать на «Армате»? Наверное, командир должен быть офицером?

 - Лично я считаю, да - офицером. А механик-водитель - обязательно контрактником.

Вы же не посадите пилотом в самолёт солдата-срочника. А «Армата» - высокотехнологичная машина, и требования здесь такие же. Чтобы эта машина смогла показать всё, что в ней заложено, нужны высококлассные специалисты.

Но, полагаю, экипаж из войск можно подготовить достаточно быстро.

- «Достаточно быстро» - расплывчатая категория времени. Скажите прямо: за полгода подготовить можно?

- По своему опыту, а это уже достаточно лет, считаю, что можно. Но пока что во время прохождения по Красной площади «Арматами» управляют заводские механики-водители. И это настоящие асы.

- А какое впечатление, когда въезжаешь на Красную площадь на танке?

- За десять лет я ни разу не был на Красной площади в танке. Моё традиционное место - на Манежной площади, откуда я и провожаю нашу технику под стены древнего Кремля.

- И ни разу не хотелось сломать эту традицию?

- У нас есть другая традиция.

Космонавты, например, перед стартом смотрят «Белое солнце пустыни», а мы перед парадом завтракаем в одном кафе быстрого питания на Тверской.

Всё-таки выдвигаемся мы рано и позавтракать не успеваем.

- А можете сказать, какая техника производит на публику большее впечатление - боевая машина поддержки танков «Терминатор» или «Армата»?

- К «Армате», мне кажется, уже пригляделись: танк - он и есть танк. А вот «Терминатор» в новинку. Да и вид у него футуристический.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама