Дарья Лонгли-Синицына: «Мы станем свидетелями захватывающих исследований Арктики и Антарктики. И даже добычи полезных ископаемых на астероидах»
Учёные, которых потеряла Россия
Выпускница геологического факультета Ленинградского университета Дарья Лонгли-Синицына - магистр в области геологии университета Беркли (США), директор компании «Лонгли Майнинг Консалтантс», мастер делового администрирования (МВА, МГИМО), член Австралийского института геологических наук ученых-геологов и член-корреспондент Российского минералогического общества. В числе её важнейших для России открытий - месторождение алмазов им. В.П. Гриба площадью в 14 гектаров. Достаточно сказать, что подобных объектов в мире - меньше, чем пальцев на одной руке. Общий объём разведанных запасов этой кимберлитовой трубки оценен в 98,5 миллиона карат! За плечами Дарьи также открытие Джумгальского месторождения урана в Киргизии и развитие революционного метода подземного выщелачивания руды для добычи полезных ископаемых.
Сегодня геолог, поработавшая на пяти континентах нашей планеты, успешно внедряет инновационный метод подземного выщелачивания урана, золотоносных и медно-порфировых руд. Она делит своё время между Австралией, где постоянно проживает уже более 20 лет в городе Перте, Францией и Россией, где читает лекции в Школе бизнеса и международных отношений МГИМО по водородной энергетике, ведёт переговоры о широкомасштабном внедрении метода подземного выщелачивания. В Австралии Лонгли-Синицына руководит группой учёных российского происхождения, занимающихся внедрением инноваций в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
- Уран, золото... Похоже, что вы выбрали самые интересные элементы из таблицы Менделеева. Как так вышло, что вы заинтересовались именно этими полезными ископаемыми?
- Я - геолог, исследователь. Возможно, это в моей ДНК - в своей семье я олицетворяю четвёртое поколение геологов. Но стремление к фундаментальной науке и открытиям подпитывалось также и моим собственным любопытством, и стремлением изучать естествознание, экономику и историю планеты.
Что такое подземное выщелачивание урана и зачем оно нужно
- Вы являетесь одним из редких специалистов в мировом геологическом сообществе, специализирующихся на методе добычи ископаемых путём подземного выщелачивания, о котором вы только что упомянули. Можете рассказать, в чём суть этой технологии?
Суть технологии добычи ископаемых путём подземного выщелачивания заключается в следующем - руда не доставляется на поверхность, а технологический процесс переносится под землю, на место залегания рудного тела. В качестве продукта получается раствор полезного компонента, который затем перерабатывается гидрометаллургическими методами с получением готового экстракта.
В 2000-е годы произошёл бум ПВ в уране - крупнейшая корпорация Казатомпром добывает 40% мирового урана исключительно методом подземного выщелачивания (ПВ).
Сейчас урановые проекты, непригодные для ПВ, фактически не рассматриваются, поскольку не выдерживают конкуренции. В настоящее время ПВ активно развивается для неурановых металлов.
Достаточно обычным метод стал и для меди - на днях запущен рудник ПВ на месторождении Флоренс в Аризоне в США.
Методика ПВ становится востребованной и для золота и серебра. Сейчас активно идёт развитие методики ПВ для никеля и кобальта из латеритных месторождений, что кардинально изменит этот рынок.
Долгие годы в СССР, а потом и в России его не считали перспективным, а вот на Западе активно применяли. Таким образом, технологии ПВ в СССР и США развивались параллельными путями. В 1990-е годы был общий кризис майнинга, поэтому и ПВ развивалось только энтузиастами.
В настоящее время технология активно развивается, чему, надо отметить, немало способствуют российские специалисты, уехавшие за рубеж. Их знания вкупе с возможностями открытого западного рынка дают большие возможности для развития технологии ПВ.
Наша группа в Перте, в которую входят Максим Середкин, Михаил Носков, Андрей Истомин, готовят ноу-хау для ПВ-добычи таких необычных металлов, как вольфрам, рений, молибден, редкие земли и литий. Спрос громадный - все ведущие майнинговые страны, включая Австралию и Канаду, включились в развитие данных технологий.
- Правда ли, что при помощи подземного выщелачивания даже бесперспективные месторождения становятся рентабельными?
Это так. Ведь не надо доставлять руду на поверхность, измельчать, выщелачивать на заводе, плавить. Мы получаем готовый раствор ценного компонента, который легко переработать. Операционные затраты в 2, а иногда и в 3 раза ниже, чем при традиционной добыче. Большой плюс ПВ заключается в малых изначальных капитальных затратах и возможности начинать производство малыми объёмами, что облегчает финансирование проекта, поскольку не нужно искать большие кредиты.
Так же необходимо отметить, что ПВ очень благоприятно для экологии. Во-первых, при ПВ нет дымящих заводов. Также ПВ позволяет дорабатывать бедные запасы, которые раньше отравляли почву и поверхностные водостоки после закрытия рудников. Доизвлечение металлов из руд с низкими содержаниями, отвалов и хвостов улучшает экологическую ситуацию. Что касается опасений загрязнения подземных вод, то на самом деле отработка ведётся в режиме управления растворами.
Нефть может самовосстанавливаться
- Россию принято считать почти неисчерпаемым источником сырьевых ресурсов. Вместе с тем слышатся и другие голоса: мол, используя те методы добычи, которые мы применяем, мы очень скоро исчерпаем доступные нам минеральные ресурсы. Как вы считаете, кто прав? Можно ли исчерпать всю российскую нефть на наших просторах, ведь она не возобновляется?
- Я придерживаюсь гипотезы о самовосстанавливающейся нефти, что сейчас и проиллюстрирую некоторыми примерами. В соответствии с «Законом Кудрявцева» - одного из выдающихся советских геологов и сторонника абиогенной (неорганической) гипотезы нефтеобразования - во всех без исключения нефтеносных районах, где нефть или газ имеются в каком-либо горизонте разреза, они всегда найдутся и во всех нижележащих горизонтах.
Нефть постоянно самообразуется на глубинах и просачивается на поверхность.
Вьетнамское месторождение нефти «Белый тигр» располагается в гранитах, что в корне противоречит органической гипотезе исчерпаемости нефти. Очень показательна история с Грозненскими нефтяными месторождениями, которые восстановились в запасах уже 3 раза в течение примерно ста лет. Грозненская нефть была найдена в 1897 году и вскоре началась её эксплуатация. Эксплуатация прерывалась 3 раза: первый - в период Гражданской войны, второй - в течение Великой Отечественной, и, наконец, добыча не осуществлялась в течении 8 лет - во времена 1-й и 2-й чеченских войн. Причём каждый раз происходило восстановление запасов ископаемых! После последней паузы нефть пришла к уровню 1897 года - восстановилась в полном объёме: и дебит, и давление. Нефть даже начала по трещинам просачиваться наверх, подобно тому, как это уже было в XIX столетии.
Другой пример - Ромашкинское месторождение в Татарстане. На момент открытия прогнозируемые запасы были установлены в размере 750 млн тонн, а в год 60-летия открытия добыта трёхмиллиардная тонна нефти! То же самое происходит и в США: лет 10 назад прошла волна скупок старых и, как до того считалось, полностью истощённых месторождений нефти, которые были отданы владельцами за гроши по незнанию. И вдруг, неожиданно, выясняется, что после того, как скважинам «дали отдохнуть», пластовое давление восстановилось!
Российские алмазы и квантовый компьютер
- Есть ли в России ещё незаверенные (то есть неподтверждённые) алмазные месторождения?
Да, конечно, в том числе, в Архангельской области. Этот регион вообще известен как алмазоносная провинция с восьмидесятых годов прошлого столетия. Произошло это благодаря находкам кимберлитовых трубок, среди которых есть исключительно богатые алмазоносные породы. Однако сегодня есть предпосылки к обнаружению новых трубок, некоторые из которых могут превзойти по запасам и качеству алмазов известные месторождения - Ломоносовское и Трубка им В.П. Гриба.
Архангельские алмазы уникальны удивительными точечными дефектами - нарушением строения кристалла, возникающим при удалении атома углерода из узла решётки и связывании образовавшейся вакансии с атомом азота. Это позволяет записывать квантовую информацию (кубиты) на спине ядра центра. Таким образом, такой алмаз - базовый элемент будущего процессора, необходимого для создания квантового компьютера.
Архангельские алмазы - сырьё для технологий на переднем крае фундаментальных исследований, основ будущих квантовых компьютеров и квантовых повторителей.
К счастью, в настоящий момент много промышленных предприятий понимают перспективность поисков и разведки алмазов в Архангельской области. Понимают они и уникальность ещё не выявленных объектов. Работы в этом направлении ведутся, и, надеюсь, в скором времени это станет открытой информацией.
Перспективы геологодобычи - от Арктики до космоса
- Геология, как и любая большая наука, - увлекательнейшая вещь. Дарья, какие ещё перспективы открывает перед человечеством ваша отрасль. Чем ещё вы могли бы поделиться? Чего нам ждать от вашей науки в ближайшие десятилетия?
Я считаю, что мы станем свидетелями того, как захватывающе будут разворачиваться исследования Арктики и Антарктики. Их недра содержат значительное количество полезных ископаемых.
В 1991 году было принято международное решение о том, что любая добыча ресурсов в Антарктиде запрещена до 2048 года. В этой связи Арктика, несомненно, выдвигается на первую позицию.
Надеюсь, что у России есть все исходные данные, чтобы стать одним из лидеров в поисках и разведке, а в дальнейшем и добычи полезных ископаемых в Арктике.
Нельзя также игнорировать и интересные развивающиеся технологии добычи полезных ископаемых на астероидах.
Добыча металлов на астероидах не лишена смысла, так как некоторые применяемые в промышленности металлы имеют астероидное происхождение, а их месторождения образовались в результате ранней метеоритной бомбардировки нашей планеты. Думаю, что космическая деятельность, связанная с добычей ресурсов за пределами Земли, станет вполне естественным явлением. И лидерами станут те страны, которые успеют разработать необходимую нормоприменительную практику и технологии космических поисков и добычи.