«Ядерный кризис» с целью «защиты воздушного пространства государств Балтии»
Под сомнительным предлогом
В конце марта этого года исполнилась пятнадцатая годовщина начала проведения крайне опасной, с точки зрения интересов национальной безопасности России, операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование», называемой на английском языке как Baltic Air Policing. Решение о её организации было принято на заседании Североатлантического совета 17 марта 2004 года под сомнительным предлогом - с целью «защиты воздушного пространства государств Балтии», словно кто-то и когда-то посягал на их воздушное пространство. Руководство этой операцией осуществляется центром совместных операций ВВС НАТО, расположенном в Удеме (ФРГ).
Спустя почти две недели после этого в небе трёх балтийских государств - Латвии, Литвы и Эстонии, которые вступили в Североатлантический союз в качестве полноправных членов, на ротационной основе появились первые натовские боевые самолёты средней дальности. Половина входящих в альянс государств поэтапно предоставили истребители и истребители-бомбардировщики различных типов, самолёты-заправщики и самолёты-разведчики. Как ни странно, но в марте 2004 года первой страной - участницей альянса, направившей свои боевые самолёты в небо Балтии, стала небольшая по размерам страна - Бельгия. Что она там забыла? Но самое главное - для её проведения свои военно-воздушные единицы выделили ведущие ядерные державы Запада (Великобритания, США и Франция), которые стали стабильно использовать в ней самолёты «двойного назначения», способные нести на борту не только обычные виды вооружений, но и ядерные авиабомбы свободного падения.
При этом следует учесть, что операция ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» осуществляется круглосуточно и круглогодично - в самой непосредственной близости от российских рубежей.
С точки зрения национальной безопасности России, существенно и другое обстоятельство. Её «зона ответственности» охватывает не только небо над названными тремя государствами Балтии, но и воздушное пространство, которое простирается над частью акватории Балтийского моря, прилегающей к территории Калининградской и Ленинградской областей.
«Полицейская миссия» или боевая воздушная акция?
Указанная операция, которую некоторые российские специалисты, не знакомые с её ключевым функциональным предназначением, неправильно переводят с английского официальное название как «Балтийская полицейская операция», отнюдь не сформирована как некая «полицейская миссия» по контролированию и обеспечению безопасности воздушного движения в этой части европейского континента. Названная операция - это реальная боевая воздушная акция с далеко идущими целями.
В ней участвуют боевые самолёты из ВВС Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Испании, Польши, Португалии, Румынии, США, Турции, Норвегии, Нидерландов, Франции и ФРГ.
Как видно из этого списка стран - участниц НАТО, в этой операции принимают участие самолёты «двойного назначения» всех трёх ядерных держав Запада - Великобритании, США и Франции.
Из-за этого потенциального ядерного компонента её вполне можно расценить как «Карибский кризис № 3» или «Балтийский ядерный кризис», если учесть реально созданный Соединёнными Штатами «Карибский кризис № 1» в октябре 1962 года и условно названный «Карибский кризис № 2», который был инициирован участниками Североатлантического союза в декабре 1979 года, когда тот дал «добро» на развертывание в ряде государств Европы американских ядерных «Першингов» и «Томагавков».
Боевые самолёты названных государств альянса «трансатлантической солидарности» активно используют не только воздушное пространство Латвии, Литвы и Эстонии, но и их военно-воздушные базы, расположенные близ латвийского Лиелварде, литовского Зокняй и эстонского населенного пункта Эмари, как военные аэродромы постоянного базирования. Все эти авиабазы после вхождения в альянс трёх государств Балтии прошли основательную модернизацию, после которой они приобрели многофункциональный характер. Настолько многофункциональный, что могут принимать все три типа тяжёлых стратегических бомбардировщиков, имеющихся на вооружении Соединённых Штатов, а именно бомбардировщики стратегического назначения «В-1В», «В-52Н» и «В-2А». Все они, получившие «постоянную прописку» на военных базах в Великобритании, уже несколько лет назад стали отрабатывать перелёты и посадку на авиабазе в Эмари.
Начиная с 2014 года, Соединённые Штаты стали развёртывать свои тяжёлые стратегические бомбардировщики на европейском континенте, по крайней мере, один раз в год. С тех пор все три типа американских бомбардировщиков стратегического назначения, а именно «В-1В», «В-52Н» и «В-2А», размещаются на британской авиабазе Фэрфорд с целью последующего участия в военных учениях с европейскими странами НАТО, в том числе в учениях «Балтопс» и «Сэйбр страйк». Эта британская авиабаза в течение десятилетий является американским резервным пунктом для действий бомбардировочной авиации стратегического назначения по всей Европе.
Как было отмечено в информационном сообщении пресс-службы НАТО в марте 2019 года, американские стратегические ядерные силы направили в Великобританию сразу шесть тяжёлых стратегических бомбардировщиков «B-52Н» дальнего радиуса действия - «для проведения серии учебных мероприятий над Европой». 14 марта эти самолёты и более 450 военнослужащих военно-воздушных сил США прибыли на базу «Фэрфорд» с базы ВВС «Барксдейл», расположенной в американском штате Луизиана.
Один из российских экспертов, познакомившись с маршрутом их движения над воздушным пространством Балтийского моря в сторону авиабазы в Эмари, предположил, что они, мол, проводят облёты маршрута подводной прокладки газопровода «Северный поток-2», часть которого с российского побережья в Ленинградской области проходит в сторону Германии. Эксперт стал утверждать, что такие полёты американской стратегической авиации преследуют цель потенциального уничтожения этого газопровода.
Трудно предположить, что именно такая задача ставится перед американскими стратегическими ядерными силами в водах Балтики, но то, что названные носители американского ракетно-ядерного оружия воздушного базирования осваивают для себя доселе незнакомый «театр военных действий», не вызывает никаких сомнений.
На это, в частности, указывают и количество тяжёлых стратегических бомбардировщиков США, задействованных в полётах над Балтийским морем, и их прибытие на военный аэродром в эстонском Эмари, а также периодичность их полётов в той части европейского континента.
«Ядерный зонтик», а не рутинное «патрулирование»
Назвав их развертывание «плановым», официальный представитель НАТО Оана Лунгеску признала, что «это свидетельствует о том, что ядерный зонтик США защищает Европу и демонстрирует уникальный потенциал, который США могут перебросить в Европу в кризисной ситуации». Так всё же «ядерный зонтик», а не рутинное «патрулирование»?
Комментируя в беседе со мной возникшую ситуацию с появлением американских тяжёлых стратегических бомбардировщиков в Балтийском регионе, один из депутатов латвийского парламента пытался перевести разговор на несколько иной аспект, заявляя, что Пентагон не строит специальных хранилищ для хранения ядерного оружия в Латвии. Может быть, что действительно не строит, но это не означает, что на борту обозначенных средств доставки ядерного оружия, принадлежащих Соединённым Штатам, его нет и в помине. Одновременно нельзя утверждать, что оно имеется на их борту, так как никаких военно-технических инспекций по этому поводу Российская Федерация никогда не проводила и не проводит до сих пор - в силу отсутствия соответствующей договорённости как с Вашингтоном, так и со столицами всех трёх государств Балтии.
Тем временем НАТО продолжает усиливать группировку и боевые задачи операции «Балтийское воздушное патрулирование».
14 июня 2016 года тогдашний заместитель генерального секретаря НАТО американец Александр Вершбоу встретился с министрами обороны Латвии, Литвы и Эстонии, чтобы подписать новое соглашение о механизмах организации использования воздушного пространства в поддержку миссии ВВС НАТО по патрулированию воздушного пространства и другой деятельности в воздушном пространстве в регионе Балтийского моря.
Во время церемонии подписания Александр Вершбоу подчеркнул, что данное соглашение между альянсом и тремя государствами Балтии будет способствовать «расширению возможностей для подготовки к действиям в воздушном пространстве Балтийского региона». Возникает вопрос: для подготовки к каким «действиям»? Тогдашний заместитель генерального секретаря трансатлантического союза добавил, что подписанный документ направляет «чёткий сигнал об общей ответственности и решимости Североатлантического союза защищать территорию и население стран НАТО». Защищать от кого?
В соответствии с новой стратегией объединённых ВВС трансатлантического альянса (NATO’s Joint Air Power Strategy), одобренной 26 июня 2018 года, военно-воздушные силы входящих в него государств должны иметь возможность действовать «в любой местности и в любых условиях», в том числе в сильно защищённом воздушном пространстве и в зонах интенсивного воздушного движения. Балтийский регион подпадает под такую трактовку воздушной активности, предложенную штаб-квартирой блока. Подтвердив готовность продолжения текущих военно-воздушных операций в различных регионах мира, названный документ нацелил государства Североатлантического союза на продолжение разработки доктрин ВВС и создания новых сил и средств в этой сфере.
Как было объявлено на саммите НАТО, состоявшемся в июле 2018 года в Брюсселе, в рамках блока была согласована стратегия по объединённому военно-воздушному потенциалу, которая станет ключевым фактором для миссий ВВС альянса по патрулированию воздушного пространства в мирное время. Она касается и операции «Балтийское воздушное патрулирование».
В официальных документах НАТО указывается, что круглосуточная защита воздушного пространства государств Балтии основана на том, что они не имеют достаточного количества боевых самолётов, которые могли бы взять на себя обозначенную задачу. Однако особенности проведения столь длительной операции ВВС НАТО в небе Балтики с отработкой специфических тактических и стратегических задач свидетельствует о том, что она преследует наступательные боевые цели широкого спектра.
Представляется, что именно по названным выше многим причинам российской стороне необходимо постоянно ставить перед США и остальными государствами Североатлантического союза вопрос о полном прекращении патрулирования воздушного пространства стран Балтии и зоны Балтийского моря боевыми самолётами НАТО, в том числе американской тяжёлой стратегической авиацией. Постановка подобного вопроса должна быть последовательно-активной и сопутствовать настойчивым предложениям американских и натовских контрагентов, требующих от России одностороннего сокращения или уничтожения своих видов вооружений.