В других СМИ
Загрузка...
Ольга Ускова: «Правительствам придётся договариваться о правилах использования искусственного интеллекта»
© twitter.com/uskovaoa
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Ольга Ускова: «Правительствам придётся договариваться о правилах использования искусственного интеллекта»

Президент группы компаний «Когнитивные технологии» Ольга Ускова об особенностях новой научно-технической революции, о месте России на мировом рынке искусственного интеллекта, о том, какой должна быть национальная стратегия в этой области, а также об уникальных разработках в сфере беспилотных транспортных средств
10 апреля 2019, 06:21
Реклама
Ольга Ускова: «Правительствам придётся договариваться о правилах использования искусственного интеллекта»
© twitter.com/uskovaoa
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Россия - ключевой игрок на рынке беспилотных транспортных средств

- Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) уже называют четвёртой технологической революцией. Ежегодные темпы роста мирового рынка ИИ, по прогнозам исследовательской компании Frost & Sullivan, сохранятся на уровне в 31% до 2022 года. Ольга Анатольевна, какие страны сейчас лидируют на мировом рынке ИИ?

- У новой научно-технической революции, как у всякой революции, есть базис - то, от чего отталкиваются. Искусственный интеллект является основанием для изменения структуры средств производства. Иначе говоря, если во всех предыдущих формациях человек был обязательным участником производственного процесса, то искусственный интеллект убирает человека из этого процесса. Таким образом, рушатся все существующие системы: финансовые, социальные, производственные...

Справка

Существуют разные определения искусственного интеллекта, в том числе:

- наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ;

- свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека;

- направление в информатике и информационных технологиях, задача которого - воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий.

Наверное, новая революция является самой глобальной и самой существенной, потому что она затрагивает все страны - независимо от их уклада, национальных особенностей. И она будет иметь очень серьёзные последствия как позитивного, так и негативного характера. Причём резко возрастут риски существования самого человечества. Поэтому правительствам придётся договариваться о правилах использования искусственного интеллекта.

Справка

Разработка искусственного интеллекта началась после Второй мировой войны параллельно в США и СССР. С конца 50-х годов XX века проходили так называемые логические соревнования, когда разработчики «обучали» ИИ обрабатывать огромные массивы данных. Потом были созданы компьютерные программы для игры в шахматы, в том числе советская программа «Каисса». Она стала победителем I чемпионата мира по шахматам среди компьютерных программ, прошедшего в 1974 году в Стокгольме.

В 2010-х годах произошёл переворот в подходе к искусственному интеллекту. Были созданы нейронные сети глубокого обучения, которые представляют собой имитацию работы человеческого мозга, в первую очередь со стороны его сенсорного и эмоционального восприятия. В их числе искусственная интуиция, воплотившаяся в разработке искусственного мозга для управления беспилотным автотранспортом.

В настоящее время искусственный интеллект используется в промышленности и торговле, государственном управлении, образовании, медицине, финансах, бизнесе, распознавании речи, текстов и образов, а также в производстве автономного оружия и в кибервойнах.

Если говорить о лидерстве стран в этой области, то ситуация здесь очень быстро меняется, и сейчас самый пик соревнования. Я бы сказала, что наиболее интересно движутся четыре страны. Это США - как центр финансов, стартапов, инноваций, который постоянно вкладывается в эту тему. Это Китай, который идёт голова к голове со Штатами, а в каких-то направлениях уже их обошёл. Это Израиль, как ни странно, с очень интересными командами разработчиков, многие из которых имеют российские корни (это то, что мы потеряли!). Они достаточно активны, агрессивны и умны, делают серьёзные заявки и в области сенсоров, и в области самих «мозгов» программного обеспечения. И Республика Корея, где умеют сосредоточиваться на конкретных направлениях, где государство поддерживает разработчиков в получении определённых компетенций, в том числе в области беспилотников.

- Как вы оцениваете позицию России на рынке искусственного интеллекта?

- Наша школа искусственного интеллекта признана во всем мире. Исторически российско-американское соревнование началось в конце 1960-х годов. На ранних этапах его формат был, скорее, экспериментально-игровым, потом он перешёл в аналитические и прикладные работы. Показательно, что именно советская программа «Каисса»  выиграла мировой турнир по компьютерным шахматам. 

Но страна-лидер - это общая система, включающая государственный аппарат, поддерживающие программы, законы. Россия пока не готова к такому лидерству инфраструктурно, хотя предпосылки к этому есть. Другое дело, реализуются они или нет.

Мы можем экспортировать искусственные мозги

- Возможно, именно в этом контексте президент России по итогам февральского Послания Федеральному Собранию поручил правительству обеспечить разработку к 15 июня 2019 года Национальной стратегии в области искусственного интеллекта?

- Если мы хотим быть в мировой десятке по искусственному интеллекту, то, естественно, должны отразить это в государственной повестке. Так что всё правильно сделано. Вопрос в том, как пойдёт дело дальше.

- Что должно быть целью такой стратегии, какими - меры и ожидаемые результаты?

- Россия должна получить своё место в международном разделении труда. И, на мой взгляд, такая цель не в производстве беспилотных автомобилей целиком - это время мы уже упустили.

Но мы можем занять на мировом рынке нишу производства компонентов для беспилотных транспортных устройств - тех же искусственных мозгов. Если это получится, то все беспилотники будут управляться через российское производство.

В такой стратегии обязателен конкретный KPI (ключевые показатели эффективности). В ней должно быть записано, что государство к определённому времени открывает такое-то количество заводов по производству сенсоров или выпуску такого-то количества оборудования, либо обеспечивает выпуск такого-то количества беспилотных грузовиков и оснащает ими такие-то города, то есть нужны конкретные показатели и ответственные за их выполнение. Пора бы уже перестать разбазаривать деньги и перейти к нормальным результативным проектам.

- Реализовать Национальную стратегию в области ИИ вряд ли удастся без достаточного количества специалистов, соответствующих новым задачам, в том числе в области нейронных систем глубокого обучения... 

- Кадры - это вообще ключевой вопрос. Все понимают, что классическая система образования устарела и не успевает за тем, что происходит, но пока никто ещё не придумал оптимальную формулу для массового производства людей новых профессий.

Эксперименты, которые мы сейчас проводим в таких университетах, как НИТУ МИСиС, ТУСУР и МФТИ, сводятся к трём направлениям. Первое. Это усиление позиций в изучении фундаментальных наук, с возвращением к советским наработанным методикам. Фундаментальное образование крайне важно для новейших рынков, ведь благодаря ему в России достигнуты серьёзные результаты в области искусственного интеллекта.

Второе. Мы пытаемся вести новейшие исследования на фоне проектных воркшопов. В них участвуют реальный заказчик и университетская группа. Поскольку многие вещи мы делаем «с колёс», то стараемся уже с первого курса включать ребят в реальные проектные задания, дабы они понимали уровень востребованности технологии тем, кто её заказывает.

И третье. Мы уже начали выделять элитные группы из ребят, чьи способности выходят за рамки обычных, чтобы они имели иную, более жёсткую, нагрузку и возможность работать в контактных группах с более плотным графиком занятий.

«Рукописи не горят. Беспилотники - не давят»

- Одна из отечественных разработок для автономных транспортных средств  достигла стадии промышленного прототипа. В чем её уникальность? Какие возможности она открывает для безопасного вождения?

- Рынок сенсоров сейчас претерпевает серьёзные изменения, потому что это один из самых богатых рынков, и глобальное соревнование на нём идёт между самыми крупными игроками. До недавнего времени считалось, что будущее - в лидарах, лазерных сенсорах, но три года назад мы показали, что лидары не годны для массового решения задач, стоящих перед рынком automotive, и предложили иную концепцию: «мозги плюс радар» вместо «мозгов и лидара». А в марте 2019-го наша разработка была признана международным сообществом экспертов в этой области (2019-Automotive Tech. AD Berlin) третьей в мире  - после разработок немецкой и американской компаний.

Наш 4D-радар - первый в мире промышленный прототип для управления автономными транспортными средствами. Он обнаруживает объекты на расстоянии до 300 метров в диапазоне азимутальных углов больше 90-100 градусов и углов места до 15-20 градусов. Диапазон частот составляет от 76 до 81 ГГц. Размером 4D Cognitive радар с два айфона. Он производит вертикальное сканирование без использования каких-либо механических элементов в своей конструкции.

До сих пор на рынке автономного вождения не было сенсора такого класса, готового к серийному производству. Сognitive 4D-radar обнаруживает не только координаты и скорость объектов дорожной сцены, но и их форму - по аналогии с видеокамерой. По сути - это третий глаз беспилотного автомобиля.

Он работает на любой скорости, в любых погодных условиях, имеет лучшее разрешение и точность обнаружения объектов - более 97,7%. Наряду с этим радар поддерживает технологию SAR (радар с синтетической апертурой), применяющуюся для воссоздания окружающей среды вокруг автомобиля. Такая технология позволяет использовать радар и бортовой компьютер транспортного средства для построения карты окружающей среды.

- Насколько известно, уже создана  универсальная система управления автономной сельскохозяйственной техникой - C2-A2 Agrodroid. В чем новшество этой системы? И когда такие «умные» машины будут бороздить поля нашей страны?

- C2-A2 Agrodroid - это искусственный мозг, оснащённый крэдлом (кросс-функциональным устройством для быстрого соединения с различными сельскохозяйственными машинами): комбайнами, тракторами, опрыскивателями… Установка делает комбайн или трактор автономным в любой сельскохозяйственной деятельности, умным и беспилотным.

Ключевое новшество этого продукта состоит в специально обученной свёрточной нейронной сети, которую наша команда модифицировала для сельскохозяйственных задач. Важной особенностью новинки является полная безопасность всех полевых работ. По сравнению с существующими автономными системами вождения сельхозтехникой, основанными на GPS, нейронные сети Agrodroid открывают новый класс систем, способных защитить оборудование и людей от всех возможных столкновений.

В отличие от аналогов, использующих дорогостоящие лидары и стереокамеры, система компьютерного зрения Agrodroid способна достичь таких же результатов с использованием всего одной видеокамеры. Лишь один датчик, а не три или четыре, как предлагают другие производители, позволяет снизить стоимость всей системы в 3-5 раз.

Мы уже создали промышленную модель Agrodroid. И вместе с пятью экспериментальными хозяйствами, расположенными в разных почвенных и климатических регионах России - Белгородской, Курганской, Ростовской, Томской областях и Республике Татарстан, - будем в этом году проводить испытания для отладки «умного» земледелия.

- Летом в Москве в районе ВДНХ пройдет тестирование первого беспилотного трамвая - то есть трамвая с «мозгами» Как удалось сделать его таким  умным? 

- Это трамвай класса «Люкс», ни в чём не уступающий швейцарской модели. Комфортность конструкции, прекрасная система управления - заслуга компании «ПК Транспортные системы», которая всё делала с нуля. Мы же занимаемся именно «мозгами». Сейчас прорабатываем решение, чтобы сенсоры покрывали все 360 градусов вокруг трамвая. Одна из наших разработок - радары, которые смотрят вперед и назад, камеры же берём готовые. Для получения полной информации с камер и радаров и её одновременной обработки в целях повышения безопасности движения используем технологию комбинирования данных Cognitive data fusion. Какое количество камер и радаров будет размещено в трамвае, решим вместе с производителем.

Надеюсь, что уже летом клиенты смогут оценить систему управления и экстренного торможения. Так что больше Берлиозу не отрежут голову: «Рукописи не горят. Беспилотники - не давят».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама