Истребитель пятого поколения Су-57.

Су-57 - материализация американских кошмаров

Глава российского государства подтвердил, что в течение ближайших девяти лет Россия проведёт масштабное перевооружение своих ВВС, поставив в войска новейший истребитель пятого поколения Су-57. Причём общий объём оборонного заказа вырос с 16 до аж 76 бортов грозного истребителя
Реклама
Су-57 - материализация американских кошмаров
© sukhoi.org
Истребитель пятого поколения Су-57.
Читайте нас на: 

Проект Су-57 - или Т-50 - стал одним из самых необычных и интригующих за всю историю военного самолётостроения России. Разработанный для перспективной замены Су-27, он получил своё боевое крещение в Сирии, где неплохо зарекомендовал себя - правда, ещё только на правах прототипа - в ходе военных действий против террористов.

Любопытно, что с самого начала появление на театре военных действий самого секретного проекта российской оборонки, как его немедленно окрестили зарубежные военные эксперты, вызвало волну чёрного пиара и дезинформации. Американцы и их коллеги по НАТО не могли простить россиянам, что тем удалось поднять в небо реальный серийный самолёт пятого поколения, обладающий рядом уникальных способностей.

Су-57 получил своё боевое крещение в Сирии.
© mil.ru
Су-57 получил своё боевое крещение в Сирии.

Су-57 или F-22. Кто кого?

С этой точки зрения, бессмысленно сравнивать Су-57 с малозаметным и предельно дорогостоящим американским F-22. Даже военные инженеры из США признают, что у российской машины есть свои возможности, позволяющие ей надеяться на победу в случае боевого контакта как с F-22 Raptor, так и с другими «одноклассниками» родом из-за океана - F-15SE Silent Eagle и/или F/A-18E/F Super Hornet.

Прежде всего, многие оппоненты российского авиапрома совершенно не поняли, почему эффективная площадь рассеяния - это не то, что российские технари поставили во главу угла при создании инновационной конструкции.

Дело в том, что Россия не ведёт захватнических войн и не проводит пиратских рейдов подобно таким странам, как те же США или Израиль. 

F-22 Raptor.
© af.mil
F-22 Raptor.

Малозаметность становится отличительной чертой машины, если она должна столкнуться с сильными ПВО или боевой авиацией аналогичного класса (а не бандформированиями), способными противостоять такого рода технике в своём собственном суверенном воздушном пространстве. Российские истребители не бомбят Иран, не лезут в Ливию или Йемен, не чувствуют себя, наподобие натовцев, незваными гостями на территории Сирии. Россия не вынашивает планов завоевания ЕС или США.

Поэтому нашим истребителям опираться исключительно на невидимость как бы и не надо. А в случае глобального вооружённого конфликта с равным себе по силе противником вряд ли дойдёт до тактических боёв с использованием атмосферной пилотируемой техники. Неминуемый Армагеддон обеспечат ракетно-космические войска при использовании хотя бы того же не имеющего планетарных аналогов российского «Авангарда».

 Су-57 умеет видеть больше чем другие

В то же время российский истребитель более «глазастый», чем его западные собратья. Ведь только у Су-57 к основной фазированной антенной решётке (Н036 «Белка») добавлены ещё и боковые ФАР. Помимо лучшей ситуационной осведомлённости пилота, недоступной для американского лётчика за штурвалом F-22, здесь также важна и возможность выполнения сложного тактического манёвра, позволяющая Cу-57 использовать так называемый «допплеровский зазор».

Справка

Речь идёт о возможности поставить свой аппарат под углом 90 градусов по отношению к радару противника. Если скорость дозвуковая, а облучающий радар находится в верхней полусфере, то есть на господствующей высоте относительно Су-57, то искусственный интеллект F-22 или F-18 может вполне и не заметить цель, летящую со скоростью менее одного Маха, приняв её за помехи или рельеф местности. В таком случае летчик НАТО просто потеряет цель. То есть таким образом самолёт - пусть и не настолько малозаметный как F-22 - способен всё-таки эффективно бороться с так называемой «засветкой».

Кроме того, на передней кромке российского истребителя, в больших наплывах находятся ещё и антенные решётки L-диапазона, а в хвосте - решётка X-диапазона. Осведомлённость пилота на всех 360 градусах абсолютно несравнима с возможностями техники НАТО, так как именно благодаря этим радарам упрощается захват цели ракетами бортового вооружения Су-57 после начала их автономного полёта.

Су-57 умеет видеть больше чем другие.
© sukhoi.org
Су-57 умеет видеть больше чем другие.

К таким продвинутым возможностям сбора и анализа поступающей информации можно добавить и оптико-электронный комплекс поиска и сопровождения 101КС «Атолл». Пусть он и демаскирует частично боевую машину в её передней полусфере, тем не менее, именно при его помощи Су-57 легко обнаруживает малозаметные цели на большом удалении.

С использованием инфракрасного оборудования этот истребитель пятого поколения способен дать целеуказание своим ракетам, в то же время сохраняя полное радиомолчание. Известно, что нечто подобное было заложено и в базовую конструкцию F-22, но, во имя экономии средств, было принято решение не разрабатывать этот вид оборудования и, соответственно, не оснащать им американские истребители. Такой подход вызвал в своё время бурные протесты со стороны Пентагона, но Конгресс остался неумолим.

 «Атолл», сбивающий с толку ракеты

Конечно же, Су-57 обладает и стандартным набором противостояния вероятному противнику, то есть турелями с лазерной установкой, позволяющей ослеплять вражеские ракеты. «Атолл» может также сбивать с толку ракеты с тепловой головкой самонаведения. Впрочем, этим Су-57 мало чем отличается от своего заокеанского собрата. Ничем подобным ранее российские истребители не оснащались, хотя бы по тем соображениями, что надо создать достаточно миниатюрное устройство. Получается, что само наличие системы активного противодействия инфракрасному наведению свидетельствует о преодолении российской инженерной мыслью того разрыва, который ранее существовал в этой области с американской прикладной наукой.

Су-57 способен разместить внутри своего корпуса до 6 ракет средней дальности класса «воздух-воздух».
© knaapo.ru
Су-57 способен разместить внутри своего корпуса до 6 ракет средней дальности класса «воздух-воздух».

Не останавливаясь подробно на системе вооружения ввиду очевидного наличия оборонного секрета, отметим всё же наличие уникального оружейного отсека тандемного типа. Су-57 способен разместить внутри своего корпуса до 6 ракет средней дальности класса «воздух-воздух». На мой взгляд, вызывают несомненный интерес и весьма необычные пусковые контейнеры треугольной формы, размещённые в корневой части крыльев. Ничего подобного до этого российская оборонка не производила. Как бы то ни было, такие приспособления и внешний вид доказывают возможность нести повышенное число единиц вооружения.

Фотонный радар - на острие прогресса

Пожалуй, одной из самых интересных систем, которыми может быть оснащён уже готовый к запуску в действительно серийное производство российский истребитель - это так называемый фотонный или квантовый локатор разработки КРЭТ.

Справка

Само существование подобного устройства ещё недавно вызывало яростное опровержение со стороны мракобесов от фундаментальной науки. В настоящее время отрицать очевидное уже не представляется возможным, так как первый фотонный локатор появился даже не в России, а в Китае. Из-за эффекта декогеренции его эффективная дальность не превышает 100 километров, что, кстати, само по себе и немало.

Но самой интересной заявленной особенностью техники подобного рода является абсолютная неэффективность применения любых технологий «невидимости» или скрытности. Действие радара, работающего в круговом диапазоне, основано на квантовой механике, а не на отражении луча, который может не заметить цель, покрытую поглощающими материалами или обладающую соответствующими формами. Квантовый радар работает по принципу спутанных фотонов, то есть таких элементов, которые перемещаются со скоростью света, обрисовывая любое препятствие, появляющееся у них на пути.

Перспективную машину Су-57 обязательно будут покупать другие страны.
© sukhoi.org
Перспективную машину Су-57 обязательно будут покупать другие страны.

Ничего подобного у западного авиапрома просто не существует. Примени Россия фотонный радар, и вся хвалёная невидимость F-22 и F-18 окажется не более чем иллюзией.

Разумеется, Россия, как и все остальные страны, обязательно создаёт экспортный вариант любой единицы своей боевой техники (за исключением разве уж совсем засекреченных образцов). В этой связи западные аналитики, в том числе редакция журнала Military Watch, считают, что перспективную машину Су-57 будут обязательно закупать такие государства, как Индия, Турция, Вьетнам, Алжир и Китай. Естественно, этот список отнюдь не избыточен.

Представляется, что сам факт постановки на крыло и массовой продаже новой российской боевой крылатой техники неопровержимо доказывает, что Россия отнюдь не живёт заделами родом из советского прошлого, но продолжает двигаться вперёд, превосходя американского оппонента в целом ряде областей фундаментальной науки, что непреложно сказывается на новейших системах вооружения.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама