«МСТА» моя страшна: способна ли российская самоходка сделать южнокорейскую К9 «Thunder»?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Российская «МСТА» против южнокорейской К9 «Thunder».

«МСТА» моя страшна: способна ли российская самоходка сделать южнокорейскую К9 «Thunder»?

Артустановка из Южной Кореи бьёт дальше, наша - имеет богатый боевой опыт
25 июня 2019, 06:22
Реклама
«МСТА» моя страшна: способна ли российская самоходка сделать южнокорейскую К9 «Thunder»?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Российская «МСТА» против южнокорейской К9 «Thunder».
Читайте нас на: 

США и их сателлиты из НАТО продолжают пристально присматриваться к льдам Арктики. И не просто присматриваются, а навостряют стволы. Для них арктические льды - это огромный сундук с драгоценными ископаемыми. И как бы была ни страшна Россия, «звёздно-полосатый» жандарм со своими союзниками продолжает готовиться к победоносному походу в вечной мерзлоте. Пентагон гонит своих «морских котиков» как можно ближе к российской границе - в Трондхейме понемногу разворачивают арктическую военную базу.

Сами норвежцы в стороне не намерены отсиживаться - тоже готовятся к рейду по снегам Арктики. Правда, вспомогательной спецтехникой из США они удовлетвориться не могут - им не хватает мощи и огня. Особенная катастрофа - с артиллерией.

Корейская САУ в норвежских снегах.
© forsvaret.no
Корейская САУ в норвежских снегах.

И тут на выручку подоспел внезапный азиатский союзник - Южная Корея. Они выкатили свой, адаптированный к морозам Арктики ствол - самоходку К9 «Thunder». Норвежский батальон «Север» уже получил первую партию корейских САУ.

Оказывается, дальнобойная артиллерия азиатов - это лучшее, что есть в Европе. Правда, теперь в Трондхейме эти К9 попадают на прямую наводку своему конкуренту по ту сторону снегов - самоходке «МСТА-С»: в случае обострения российская артустановка без раздумий ударит высокоточными 152 миллиметрами. Сможет ли южнокорейский ствол что-то противопоставить русской артустановке по имени «МСТА»?

Детище корейской «холодной войны»

Корейская самоходка К-9 «Thunder», или «Гром», - внезапный «плод» «отца-многожёнца» Samsung, который у нас прочно ассоциируется со смартфонами и телевизорами. Но в 1989-м им пришлось отложить в сторону стиральную машину и магнитофоны - и с утроенной энергией взяться за стволы. И на то были причины - Северная Корея не хотела отказываться от своей азиатской «холодной войны». Устаревшая К-55 с недокомплектом боеприпасов - это всё, что было самоходного и дальнобойного в корейских ангарах на случай войны. Но лишь спустя семь лет, в 1996-м, из цехов «Самсунга» выползло, лязгая гусеницами, новое творение корейцев. И сразу произвело фурор на местных полигонах!

Башня и корпус К-9 «Thunder» отлично держались под градом осколков мин и снарядов. Не «замечала» южнокорейская броня и шквального огня из автоматов и пулемётов - пули просто отскакивали, не оставляя даже царапин. Радовала самоходка и скоростью - 47-тонная машина с лёгкостью разгонялась на бетонных плитах полигона до 67 км/ч и с лихим разворотом выходила на огневой рубеж. Остановка, полминуты на подготовку -  и «громовый» «кореец» К9 к залпу готов! Восемь снарядов, ушедших в корейские небеса за минуту, кучно накрыли цель на расстоянии в 40 километров.

Лихой вираж многотонной САУ быстро победил даже самых отъявленных генералов-скептиков - они дали «добро» новой самоходке. Так, новенькая К-9 «Thunder» начала уверенно выдавливать «старушек» К-55 из южнокорейских ангаров.

Корейская самоходка К-9 «Thunder» от компании «Samsung».
© army.mil.kr
Корейская самоходка К-9 «Thunder» от компании «Samsung».

Рождённые в СССР

Знаменитые 1960-е, по стране «шагает» «оттепель», в космос рванули первые космические спутники и ракеты. И… невольно приговорили почти всё военное строительство. Тогдашний генсек Хрущёв решил, что с обороной Страны Советов справятся эти самые ракеты, потому незачем стране самолёты, корабли и танки. Особенно ствольная артиллерия - она якобы пережила свой «золотой век» во время Великой Отечественной, а теперь - пора на покой…

Но всё изменила война во Вьетнаме. Всматриваясь в выжженную землю Вьетконга, советские политики вдруг поняли - ствольную артиллерию рановато списали со счетов… И уже в 1971 году артиллерия СССР «взорвалась» «ренессансом». Советские КБ выкатили целый «букет» новых САУ: «Тюльпаны», «Пионы», «Акации» и «Гиацинты».

Приспособленные к стрельбе осколочно-фугасными снарядами, эти «цветочки» метают «ягодки» вплоть до ядерных двух килотонн. Но всё же армии не хватало универсального артиллерийского бойца - мощного, дальнобойного и с современной электронной «начинкой». Им и стала САУ «МСТА».

Почему перспективную самоходку назвали именем реки вместо привычной цветочной серии - трудно сказать. Зато очень быстро стало понятно: она смогла не только «отомстить» своевольному генсеку, запретившему артиллерию, но и быстро доказала миру свою мощь.

Универсальный артиллерийский боец - САУ «МСТА».
© mil.ru
Универсальный артиллерийский боец - САУ «МСТА».

Вместо техпаспортных восьми выстрелов в минуту «МСТА» без проблем выдавала десять. Так, при максимальной загрузке в 50 залпов она способна в одиночку превратить целое футбольное поле в лунный ландшафт.

От отечественных и зарубежных аналогов выгодно отличались и «доспехи» самоходки. Лёгкий корпус из 15-мм плит гомогенной стали давал значительный резерв массы, при этом оберегал «внутренности» «МСТЫ» от бронебойных пуль и осколков.

Настоящим ноу-хау стала «ходовка» машины: шесть опорных катков, поддерживающие ролики и телескопические амортизаторы гасили колебания при стрельбе. Теперь нужда в выдвижных опорах отпадала.

Как итог: едва спустившись с конвейерной ленты, самоходка «МСТА» начала «катить» к оглушительному успеху.

Стагнация 1990-х

По мощи, дальности и «начинке» «МСТА» и вправду оказалась лучше любых других отечественных аналогов. Такого же результата ждали и от международного рынка: казалось, что новую русскую самоходку «оторвут» с руками и ногами. В феврале 1993 года «МСТА» дебютировала на международной выставке вооружений в ОАЭ. Мы приготовились к выгодным контрактам, и… ничего не получилось. Оказалось, что наша «МСТА» внезапно проигрывает в дальности тогдашнему чемпиону - южноафриканскому G6 с его 39 километрами.

К новому тысячелетию в России стало понятно - «МСТА» образца 1980-х нуждается в модернизации. Из-за кризиса 1990-х работы шли со «скрипом». Лишь восемь лет спустя - в год миллениума -  отечественная «оборонка» завершила модернизацию «МСТЫ».

Первое, что «подтянули», - дальность. Теперь уже «МСТА-С» способна «накрыть» цель в 40 километрах. Обновилась и автоматизированная система управления наведением и огнём «Успех». Кибермозг артустановки преобразили до неузнаваемости: компьютер со встроенным модемом принимает данные с датчиков скорости и возвышения, изменения угла наклона орудия и тут же выдаёт установки для стрельбы. Всё это «научило» «МСТУ-С» открывать огонь по целям практически без подготовки, а после залпа быстро уходить от ответного удара.

Модернизированная «МСТА-С» получила автоматизированную систему управления наведением и огнём «Успех».
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Модернизированная «МСТА-С» получила автоматизированную систему управления наведением и огнём «Успех».

Не удастся выследить российский самоходный ствол и тепловизору. Особый компонент из синтетического материала по «имени» «Накидка» даже сильно разогретую после интенсивной стрельбы «МСТУ-С» маскирует под температуру окружающей среды.

Корейский «спринтер» против русского «марафонца»

Таких плащей-«хамелеонов» у К-9 «Thunder» нет, зато есть германский мотор - с ним «кореец» может легко уйти от ответного обстрела. Это 8-цилиндровый дизель MTU 881-й серии в 1.000 «лошадей». Запас хода без дозаправки - 480 км. Точно такие же идут для бундесверовских «Леопардов», корветов и фрегатов Deutsche Marine и даже для престижных авто «Майбах».

Трансмиссия XI 100-4A3 от «Аллисон» даёт САУ из Южной Кореи плавный ход - гидропневматическая подвеска «скрадывает» кочки и ухабы.

Трансмиссия XI 100-4A3 от «Аллисон» даёт САУ из Южной Кореи плавный ход - гидропневматическая подвеска «скрадывает» кочки и ухабы.
© army.mil.kr
Трансмиссия XI 100-4A3 от «Аллисон» даёт САУ из Южной Кореи плавный ход - гидропневматическая подвеска «скрадывает» кочки и ухабы.

«Сердце» «МСТЫ-С» - «наследник» легендарных Т-34. Это V-образный двигатель В-84А с 12 цилиндрами мощью в 780 «лошадок». В отличие от требовательного немца, наш мотор можно «кормить» не только дизтопливом, но и керосином.

За плавный ход отвечает торсионная подвеска и гидропневматика. Механическая коробка с планетарным механизмом надёжна и не капризна. Максимальная скорость на ровных поверхностях - 60 км/ч. Запас хода без дозаправки побольше, чем у «корейца», - 600 км. Если основной двигатель выйдет из строя, нашу САУ «выручит» резервная газовая турбина, которая способна тянуть самоходку целых 8 часов. Это неоспоримый плюс.

Запас хода без дозаправки у «МСТА-С» - 600 км.
© mil.ru
Запас хода без дозаправки у «МСТА-С» - 600 км.

«Эскалибур» против «Краснополя»

Но скорость и броня в самоходке вторичны, главное - огневая мощь. Гаубица К9 «Thunder» - башенная САУ, способная бить во все стороны. И сразу «ноу-хау»: в ствол пушки вмонтирован датчик, передающий на бортовой компьютер начальную скорость снаряда. Умный «мозг» от всё той же Samsung мгновенно вносит корректировку в стрельбу. Бортовой компьютер позволяет последовательно запустить несколько снарядов, рассчитав для каждого свою траекторию.

Система заряжания «корейца» автоматизирована. Средняя скорость огня - три выстрела за 15 секунд. Боекомплект самоходки рассчитан на 46 залпов.

Средняя скорость огня самоходки К9 «Thunder» - три выстрела за 15 секунд.
© army.mil.kr
Средняя скорость огня самоходки К9 «Thunder» - три выстрела за 15 секунд.

Огневая система самоходки К9 «Thunder» приспособлена и под ядерный боеприпас. Но главный козырь в стальном дуле «южнокорейца» - высокоточный управляемый фугасный снаряд ERFB-HE, «подсмотренный» у американского «Эскалибура». Такой снаряд оснащён реактивным газовым двигателем, крыльями и системой навигации. Рабочая дальность стрельбы ERHB-HE - 56 километров, а предельная приближается к 80 км!

Но этим «МСТУ-С» не удивишь. Обновлённое орудие 2С19 работает с управляемым снарядом «Краснополь». Выдвигаемые аэродинамические «перья» и система лазерного наведения обеспечивают снайперскую точность попадания. Опыт применения в Сирии показал - осколочно-фугасный «Краснополь» с первого выстрела может «порвать» в клочья не только статичный дот, но и движущуюся на скорости до 30 км/ч бронетехнику.

Дальность убойного полёта «Краснополя» - 20-25 километров, в зависимости от модификации. Это меньше, чем у «корейца». Меньше и калибр. Однако «МСТА-С» компенсирует незначительное отставание богатым боевым опытом. Чего не скажешь про южнокорейскую K9 «Thunder».

Ветеран поля боя против звезды подиумов

Боевое крещение «МСТА» получила на Северном Кавказе. Маневренные и точно бьющие САУ наводили ужас на засевших в горах боевиков в первую и вторую чеченские кампании. Партию наших самоходок закупила и Эфиопия, воевавшая на рубеже веков с Эритреей. В мае 1999-го огонь десятка наших самоходок обратил наступление четырёх бригад эритрейцев в паническое бегство.

У «МСТА-С» орудие 2С19 работает с управляемым снарядом «Краснополь».
© mil.ru
У «МСТА-С» орудие 2С19 работает с управляемым снарядом «Краснополь».

Были «МСТА-С» и в Южной Осетии в августе 2008-го - 70 артустановок «работали» в составе нашей 58-й армии. «Заметили» СМИ наши САУ и в Сирии, но официальные данные об их боевой обкатке в местных песках - пока секрет.

Корейский же оппонент в боевых кампаниях пока не «светился», дым от пороха он «нюхал» лишь на международных выставках. Впрочем, К9 «Thunder» впечатление на зрителей всегда производил эффектное. И это возымело свой успех: в 2004-м Турция, не торгуясь, «вывалила» миллиард за лицензию на производство собственных «девяток». На турецкой земле им дали имя T-155 Firtina («Шторм»).

Турция приобрела лицензию на производство К9 под именем T-155 Firtina.
© tsk.tr
Турция приобрела лицензию на производство К9 под именем T-155 Firtina.

Сделал выбор в пользу «Громов» и наш стратегический партнёр - Индия. Уже известно, что к началу 2020-го на боевое дежурство заступит сотня САУ «Ваджра-Т» - так назван местный вариант К9 «Thunder».

Любопытно, но лоб в лоб российская «МСТА-С» и южнокорейская К9 «Thunder» уже встречались. Тогда «полем боя» был индийский тендер в октябре 2015-го. Тогда «блистал» «кореец» - он «сделал» нас по скорости и оперативной мобильности.

Впрочем, наша «МСТА» имеет «козырь» куда серьёзней - это реальные бои. Пока в этом российской САУ никакие самоходки от «Самсунга» - не конкуренты. И случись реальное столкновение нашей пары в той же Арктике, этот фактор может перевесить все плюсы, показанные южнокорейскими «Громами» на подиумах военных салонов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама