Нормандская операция: как адмирал Харламов подтолкнул британцев к открытию Второго фронта
Рано утром 6 июня 1944 года тысячи американских, британских и канадских кораблей и бомбардировщиков выдвинулись из Англии и пересекли пролив Ла-Манш в районе Нормандии. Войска антигитлеровской коалиции, десантировавшись с моря и с воздуха, взяли оккупированный фашистами берег Северной Франции под контроль уже к 25 августа 1944 года. Эта десантная операция, открывшая Западный фронт в Европе, считается крупнейшей в истории.
Единственным советским офицером, который 6 июня 1944-го был на борту корабля «Мавришес», принимавшего участие в Нормандской операции (операции «Оверлорд»), был контр-адмирал Николай Харламов. В те годы он возглавлял советскую военную миссию в Великобритании, которая представляла своего рода военно-политическое посольство, созданное в начале войны в Лондоне для переговоров, обмена разведданными и контроля поставок стратегических и гуманитарных грузов союзников для Красной Армии, напоминает сайт телеканала «Звезда».
Николай Харламов принимал участие в подготовке легендарного десанта, консультируя американские соединения по морской тактике. Доверие британцев и американцев к нему было огромным. И потому советского контр-адмирала пригласили на берег Ла-Манша в исторический момент.
За четыре года до операции «Оверлорд» Харламов не подозревал, что ему придётся заниматься военной дипломатией. В 1940 году контр-адмирал был вызван в Москву из Севастополя, где служил начальником штаба Черноморского флота, на специальные курсы усовершенствования высшего начсостава флота. По окончании получил назначение в Генеральный штаб на должность начальника управления боевой подготовки Военно-морских сил. Война застала его на Балтийском флоте, где Харламов был с инспекцией.
В 1941 году контр-адмирала вызвали на совещание в наркомат обороны, где присутствовали члены Политбюро, начальник Генштаба и Иосиф Сталин. После этого совещания Харламову поставили задачу сопровождать британскую миссию в Москве и вести переговоры с англичанами.
То, что выбор пал именно на Харламова, не было случайностью. О его незаурядных способностях ходили легенды. Харламов родился в 1905 году в деревне Жуковка Брянской области. Будущему адмиралу было четырнадцать, когда умер его отец. Николай был старшим из четверых детей. Мать решила отправить его в части особого назначения. Подросток был в восторге от своей «взрослой» службы. ЧОН боролись с бандитами в Брянских лесах. Там пригодилась и его феноменальная память - Харламову достаточно было один раз взглянуть на страницу из учебника, чтобы дословно всё запомнить. Николай вступил в комсомол и отправился учиться в Петроград - в Военно-морское училище имени Фрунзе.
За шесть лет учёбы в морском училище Харламов успел параллельно закончить юридические курсы и военно-политическое училище Рошаля, где готовили командные кадры. За отличную учёбу ему позволили выбрать место службы. И в 1928-м Николай отправился на Черноморский флот. Службу Харламов начал вахтенным, а через десять лет стал уже начальником штаба Черноморского флота.
Затем Харламова перевели в Москву, где вскоре назначили на должность начальника управления боевой подготовки, но занимал её Харламов чуть больше месяца - до того самого совещания в Кремле, где он познакомился со Сталиным. Тот отметил моряка - Харламов говорил убедительно и чётко, не робел перед высокими чинами, знал обстановку на флотах. И когда была сформирована советская военная миссия в Англии, её главой назначили начальника разведки генерала Филиппа Голикова, а его заместителем - контр-адмирала Харламова.
Преодолев опасный путь над Белым морем, оторвавшись от немецкой авиации, члены советской миссии долетели до Шотландии и 8 июля 1941 года прибыли в Лондон на Юстонский вокзал. Читать далее...