«Оружейная дипломатия» и смена мирового порядка
Мирное небо над головой
По мнению турецких военных, ключевое значение в обеспечении обороноспособности государств имеют превосходство в воздухе и господство в воздухе. Первое означает способность ВВС уничтожить в своём воздушном пространстве любой чужой военный самолёт, второе - способность страны обезвредить любой нежелательный воздушный объект в границах собственного воздушного пространства. Обеспечивается это наличием эффективных систем ПВО и ПРО.
Вполне естественно, что наиболее крупные страны мира, являющиеся разработчиками и экспортёрами таких систем, стремятся конвертировать защиту чужого неба в повышение своего геополитического и геостратегического влияния. Примером может служить известный американский слоган: «Покупая американское оружие, вы покупаете часть США». Имеется в виду, что покупка американского оружия в определённой мере означает попадание покупателя «под зонтик» внешнеполитических гарантий Вашингтона.
Но в данном случае у добросовестного покупателя возникает закономерный вопрос, кто же защитит от самого защитника. Особую актуальность проблема приобрела в свете откровенного волюнтаризма внешней политики США, нарастания в ней силовых компонентов и попыток прямого вмешательства во внутренние дела стран-клиентов.
В этом контексте случай Турции, которая в 2016 г. столкнулась с попыткой своего союзника по НАТО организовать в стране государственный переворот, является крайне показательным. В последние десятилетия ни одно государство не может быть гарантировано от «демократических бомбардировок», что заставляет целый ряд стран диверсифицировать усилия по обеспечению своей безопасности.
Эта проблема напрямую связана с американскими системами Patriot. Стремясь сохранить контроль над небом союзников, Вашингтон крайне неохотно передаёт им противоракетные технологии. Более того, американцы в любой момент могут отключить зенитно-ракетный комплекс, проданный партнёрам. Ещё одним рычагом давления на союзников является размещение ЗРК Patriot на непостоянной основе. Американцы оставляют за собой право выводить установки с территорий союзников и налагать на них обязательства вернуть ЗРК через определённый период времени, закупив новые.
Не последним аргументом в условиях конкуренции на рынке вооружений является и цена. Так, стоимость системы С-400 составляет около $500 млн, цена двух батарей американской системы Patriot - $1 млрд, а противоракетной системы THAAD - $3 млрд.
Победный марш российского оружия
Впервые комплекс С-400 перешагнул российские границы весной 2018 г., поступив на вооружение Китая в соответствии с соглашением, достигнутым в ноябре 2014 г. В июле текущего года начались поставки ЗРК С-400 в Турцию. Стоимость поставки составляет $2,5 млрд, а её развертывание начнётся в октябре 2019 г. Год назад контракт на приобретение С-400 на сумму $5,5 млрд подписала Индия. Это стало крупнейшей сделкой в истории российского ВПК. Российские «Триумфы» будут поставлены в Индию в течение пяти лет, начиная с 2020 года. Сделка заключена и с Саудовской Аравией, став частью более широкого соглашения о военном сотрудничестве двух стран. Однако решение о сроках реализации контракта пока не принято. Интерес к закупкам российской системы ПВО также выразили Катар, Ирак, Иран, Пакистан, Алжир, Марокко, Сирия, Судан, Египет, Вьетнам, Бахрейн, Индонезия.
Необходимо отметить, что сам по себе комплекс С-400 не является всеобъемлющим и для перекрытия всего диапазона действий авиации требует поддержки средствами малой дальности, в частности, системами «Панцирь-С1» или «Панцирь-С». Кроме того, эксплуатация подобного оружия влечёт за собой целый комплекс укрепления двустороннего военного сотрудничества по обслуживанию, модернизации и подготовке специалистов, создавая сложную канву взаимодействия сфере.
Справка
О степени заинтересованности в продукции российского ВПК лучше всего говорят рекордные показатели динамики торговли оружием. По данным корпорации «Ростех», портфель заказов России по линии военно-технического сотрудничества достиг $55 млрд, что является максимумом за последние 10 лет. Как сообщает «Рособоронэкпорт», в 2015 году за рубеж было поставлено вооружений и военной техники (ВВТ) на сумму $12,7 млрд, в 2016 г. объём экспорта составил порядка $13 млрд, в 2017 г. - $13,4 млрд, а в 2018 году объём поставок достиг рекордных $13,7 млрд.
Россия укрепила свои позиции в Южной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке, странах БРИКС. Несмотря на второе место в мировой торговле оружием в «общем зачёте», Россия является лидером по поставкам оружия в страны АТР, где занимает 31% рынка (США - 27%), и в Африку (39% против 11% у США). Причём поставки оружия на Чёрный континент с 2012-го по 2017 г. выросли в 2 раза. Завоёвывает российский ВПК и новые рынки.
Чего боится Вашингтон?
Подобные успехи, естественно, не могут не беспокоить наших «заклятых партнёров». Используя государственный переворот на Украине в качестве повода, Вашингтон и его союзники по НАТО начали против РФ санкционную войну, которая предусматривает, среди прочего, мероприятия по блокированию развития российских военных технологий и распространению российского оружия на международном рынке. В соответствии с американским законом «О противодействии врагам США посредством санкций» (CAATSA), карательные меры предусматриваются в отношении стран, закупающих российскую продукцию, прежде всего комплексы С-400.
Санкции были введены против Китая и Турции. В частности, Дональд Трамп объявил об отказе передавать Анкаре истребители F-35 и осуществлять программу их совместного производства.
По сообщению журнала Foreign Policy, военно-воздушная база Люк в штате Аризона уже приостановила подготовку турецких пилотов. Грозят санкциями и Индии. Комментируя такое давление, эксперт Института оборонных исследований в Нью-Дели Амит Коушиш заявил, что «введя санкции против китайских структур и пригрозив этим шагом Турции, США загоняют сами себя в угол, так как Индия вряд ли отреагирует на этот прессинг».
Чего же так боятся в Вашингтоне? Как подчёркивает бывший командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес, «у С-400 есть радары и датчики, которые могут быть настроены для идентификации работы F-35, и это может подорвать эффективность истребителя».
В свою очередь член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков объясняет, что «США позиционируют истребитель-бомбардировщик F-35 как один из самых совершенных видов вооружения, способный уничтожать системы противовоздушной обороны С-300 и С-400. Но, по большому счёту, свидетельств этому нет. Американцы очень боятся, что, благодаря российским комплексам, Турция создаст уникальную систему, которая преодолеет инновации, заложенные в F-35». Проще говоря, вполне может обнаружиться, что С-400 «видит» якобы невидимые новейшие американские «стеллсы».
Цена вопроса поистине огромна. В программу F-35 американцы до 2070 г. планируют вложить $1,3 трлн. Уже на данном этапе проект сталкивается со значительными трудностями, требуя всё больше затрат и неоднократно оказываясь на грани остановки. По утверждению турецкого издания Cumhuriyet, производство может полностью остановиться, если С-400, полученные Турцией, будут способны «видеть» F-35 и «ударить» по ним. Сорвутся и продажи на сумму $650 млрд, которые планируется получить от сбыта порядка пяти тысяч F-35 только в страны ЕС.
Более того, если Турция обнаружит столь пикантные подробности относительно F-35, выяснится, что комплексы С-400 способны полностью защитить небо государств-покупателей. И заказы посыплются, как из ведра. А это уже полностью меняет стратегию ведения войны и сводит на «нет» концепцию американской исключительности.
Смена вех
Возможное раскрытие несовершенств F-35 - далеко не единственная и не самая большая угроза для США от российской «оружейной дипломатии». Во-первых, приобретение Анкарой российских С-400 «вбило клин» в НАТО. Западные СМИ уже паникуют, что Турция может выйти из альянса, запретить доступ США к своим военным объектам и «уйти под влияние Москвы».
Во-вторых, в отличие от США, Россия не выдвигает дополнительных политических требований к покупателям своего оружия, что на фоне санкционного давления США вполне может привлечь к ней новых клиентов. Что крайне важно, Россия - единственное государство из крупных поставщиков оружия, которое принимает во внимание общий баланс сил и безопасность в регионе, отказываясь от выгодных сделок, если они способны послужить эскалации конфликтов и угрозе войны. Подобный ответственный подход делает РФ привлекательным партнёром для любого государства.
В-третьих, российский ВПК принимает участие в развитии оборонного потенциала своих клиентов, не отказывая им в передаче технологий, на что крайне неохотно идёт Запад. Примером может служить российско-индийский проект разработки подводной лодки на базе «Амур-1650». По сообщению портала The Drive, ведутся переговоры Турции с Россией о совместном производстве системы ПВО С-500. Москва также выразила готовность включить Турцию в программу поставки боевых самолётов Су-57.
В-четвёртых, санкции сыграли с Америкой злую шутку. Военные контракты России с Китаем и Индией постепенно переходят в национальные валюты, что подрывает гегемонию доллара. Очевидно, что практика сделок в национальных валютах в сфере военного сотрудничества распространится на другие страны.
И наконец, расширение военного сотрудничества с Россией автоматически повышает геополитическое влияние нашей страны в мировом масштабе. Давая полную гарантию защиты неба от «экспорта демократии», российское оружие может резко ускорить всемирную фронду против гегемонии США, что повлечёт за собой ряд долгосрочных стратегических потерь для Вашингтона в других сферах.