РСЗО «Град» ведет огонь.

Удивительная история РСЗО «Град»

В 1969 году, 50 лет назад, в первых числах марта, в районе острова Даманский была впервые в мире испытана система реактивного залпового огня «Град», поставившая жирную и кровавую точку в начавшемся противостоянии между китайскими и советскими пограничниками
Реклама
Удивительная история РСЗО «Град»
© splav.org
РСЗО «Град» ведет огонь.
Читайте нас на: 

Мирным путём конфликт решён быть не мог, так как Пекин настаивал на соблюдении решений Парижской конференции от 1919 г. о закреплении прохождения межгосударственной границы по середине главного фарватера разделяющей державы реки - Уссури. СССР, в свою очередь, ссылался на исторический Пекинский договор, подписанный Поднебесной в момент наибольшего её ослабления, в 1860 г.

В результате, вопрос был снят путём переговоров в сентябре 1969 г. в пекинском аэропорту, в зале правительственных делегаций, между председателем кабинета министров СССР Алексеем Косыгиным и его китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Тем не менее, присутствовало незримо за столом переговоров и ещё одно действующее лицо – это оборонное ведомство СССР, сумевшее показать КНР на практике, что означает выражение -

«Горит и плавится земля»

Начиная с 1 марта 1969 г. провокации на советско-китайской границе шли постоянно по нарастающей. Поэтому, когда китайские военнослужащие при поддержке хунвэйбинов уничтожили несколько десятков советских пограничников, не ожидавших нападения, командующий Дальневосточным военным округом генерал-лейтенант Олег Лосик официально дал приказ непосредственно командовавшему боестолкновением генерал-лейтенанту Павлу Плотникову применить ещё не рассекреченное в то время оружие – принятую в 1963 г. на вооружение новую систему реактивного залпового огня «Град». Дивизион боевых машин выдвинулся на позиции и нанёс массированный удар по Даманскому. В результате, за 9 минут на острове не осталось ни одной живой души и ни одной действующей единицы техники. Так «Град» открыл свой боевой счёт и заставил задуматься китайцев о возможных трагичных и неизбежных для них последствиях начавшегося пограничного конфликта.

Массированный удар «Градов» по Даманскому заставил задуматься китайцев о возможных трагичных и неизбежных для них последствиях начавшегося пограничного конфликта.
© russian7.ru
Массированный удар «Градов» по Даманскому заставил задуматься китайцев о возможных трагичных и неизбежных для них последствиях начавшегося пограничного конфликта.

В тот же день, 15 марта 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс вчитывался в поступившую в Центр шифровку, раскрывшую суть произошедшего на далёкой от Вашингтона советско-китайской границе. В депеше говорилось о том, что новое чудо-оружие, применённое СССР, показало свою разрушительную мощь на глубину позиций НОАК в 7 километров и по фронту на 10 километров. При этом, в бой вступил только один XIII отдельный реактивный артиллерийский дивизион (командир майор Михаил Ващенко), 135-й мотострелковой дивизии, укомплектованный 14 единицами БМ-21.

Справка

40-ствольные установки полностью выпускали боекомплект за 20 секунд, создавая зону сплошного поражения в 30 тысяч квадратных метров. По свидетельству немногих оставшихся в живых китайских военнослужащих, в эпицентре «земля текла, как вода». В результате, боевых действий китайская сторона потеряла более 800 человек. Советские пограничники недосчитались 58 убитыми и 94 ранеными.

Следует отметить, что ввиду невиданной эффективности термобарических боеприпасов и большой глубины проникновения за линию противостояния в зоне поражения оказались и китайские войска, стягивавшиеся в тот момент к месту боя. На следующий день министр обороны КНР маршал Линь Бяо отдал приказ об отводе вооружённых сил от границы и прекращении «горячей фазы» конфликта.

Министр обороны КНР маршал Линь Бяо.
© persons-info.com
Министр обороны КНР маршал Линь Бяо.

По сути, именно этот день – 15 марта 1969 г. – можно считать окончанием истории, начавшейся за более чем два десятилетия до конфликта на Даманском совсем на другом острове - Пенемюнде, в границах совсем другого государства, существовавшего в ту пору под знаком свастики.

История создания

В 1944 г., на ракетном полигоне, которым руководил первый в мире разработчик боевой ракетной техники Вернер фон Браун, по совместительству оберштурмбанфюрер СС, начались испытания новой системы зенитного огня «Тайфун», предназначенной для уничтожения «летающих крепостей» союзников, которые совершали массивные налёты на территорию Германии.

В результате исследований, на свет явилась система залпового огня с 30 (в окончательном варианте) винтовыми направляющими, придающими выстреливаемым ракетам вращательное движение в полёте до цели. Предполагалось, что такое техническое решение обеспечит большую кучность и, как следствие, точность поражения цели.

Справка

Немецкие 100-мм ракеты обладали 700-гр боевой частью и запредельной (для крылатой техники тех лет) высотой поражения до 15 км. Они оснащались твёрдотопливным или жидкостным двигателем. Показательные стрельбы прошли вполне успешно. Система была принята на вооружение. Причём за следующие 12 месяцев предполагалось произвести до 150 тысяч ракет обоих типов для надёжной защиты немецких узловых пунктов обороны. Но фашисты – не успели.

Вернер фон Браун с коллегами.
© allthatsinteresting.com
Вернер фон Браун с коллегами.

Пусковая установка и ракеты оказались в зоне ответственности советских войск. Согласно постановлению Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения» № 1017-419/сс от 13.05.1946г., наиболее перспективные, с точки зрения дальнейшего применения, «Тайфуны-Р» (твёрдотопливные) были переданы в КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Именно в стенах этого засекреченного научного центра и был создан первый оригинальный советский реактивный боеприпас для прообраза будущего «Града» - РЗС-115 «Стриж».

За разработку перспективного оружия отвечал генеральный конструктор Александр Надирадзе. Под его началом, с декабря 1956 по июль 1957 г., на полигоне Донгуз была испытана система реактивного залпового огня РЗС-115 «Ворон» со снарядами «Стриж». Но за 10 лет скорость и маневренность истребительной авиации, а также высота полёта бомбардировщиков изменились настолько, что дальнейшие испытания громоздкой и в то время ещё сырой системы ПВО были признаны неперспективными и законсервированы.

Удивительно, но практически одновременно с неудачными стрельбами – 3 январе 1956 г. – Председатель Совета министров СССР подписывает постановление за номером 17 о начале разработке осколочно-фугасного боеприпаса на основе реактивного снаряда «Стриж». Работы поручаются вести НИИ-642.

В то время советские вооружённые силы остро нуждались в новой артиллерийской системе ввиду недостаточного боевого радиуса или количества одновременно выпускаемых снарядов установками БМД-20, БМ-14 и БМ-24.

БМД-20 в Санкт-петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
© wikipedia.org/Ain92
БМД-20 в Санкт-петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Родина современных «Градов» – Тула

Однако творческий коллектив инженеров НИИ-642 и его руководитель А.Надирадзе не стали заниматься осколочно-фугасным снарядом, так как в то время они получили стратегический заказ от советского правительства – в наикратчайшие сроки разработать баллистические ракеты. А конверсию «Стрижа» из зенитного снаряда в артиллерийский поручили тульскому НИИ-147.

Справка

В марте 1959 г. был утверждён основополагающий документ - «Тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу №007738 «Дивизионная полевая реактивная система «Град». НИИ-147 доверялась разработка двигателя.

Такой выбор был довольно необычен, так как «почтовый ящик» в Туле занимался артиллерийскими гильзами, а не системой залпового огня. Надо сказать, что коллектив КБ во главе с главным конструктором Александром Ганичевым с честью вышел из этого испытания: за считанные годы они освоили абсолютно новый для себя вид деятельности – мало того, сумели предложить родной оборонке новый способ массового изготовления корпусов камер для реактивных двигателей РСЗО методом глубокой вытяжки. Необычная технология позволила удешевить производство боеприпасов в десятки раз, поставив его на поток.

В АО «НПО «СПЛАВ» имени А.Н. Ганичева», начиная с конца 50-х годов, создаются новые поколения РСЗО
© tula.bezformata.com
В АО «НПО «СПЛАВ» имени А.Н. Ганичева», начиная с конца 50-х годов, создаются новые поколения РСЗО

НИИ-147 принадлежит также честь окончательной разработки компоновки двигателя. Методом проб и ошибок выбор был сделан в пользу двухкамерного реактивного твердотопливного варианта, а корпус снаряда был снабжён складывающимися стабилизаторами из четырёх изогнутых лопастей. Последнее вызвало едва ли не отторжение у профессионального сообщества, но, в конечном счёте, коллективу удалось доказать правильность своего смелого решения. Дело в том, что только такое решение позволяло уместить на одной установке 30 направляющих. При жёстких стабилизаторах подобное было бы невозможно. С другой стороны, ни один параметр при стрельбах у ракет со складывающимися стабилизаторами не был хуже, чем у конструкций с неподвижными частями.

Справка

30.05.1960г. вышло постановление Совмина СССР за номером 578-236, разрешавшее начало серийного выпуска новой системы вооружения. Решение же о массовой передаче РСЗО «Град» в армейские подразделения было принято 28 марта 1963 года. А 7 ноября следующего – 1964 г. – установка впервые приняла участие в параде на Красной площади.

Так, тяжкий труд завершился полным успехом. Получается, что произошедшее в районе Даманского было уже задано за 9 лет до драматических событий, когда строевые дивизионы начали осваивать страшное по убойной силе строго засекреченное вооружение.

«Град» и его семейство

Сегодня, пожалуй, «Град» не менее известен в мире, чем автомат Калашникова. По эффективности и поражающему эффекту вкупе с неприхотливостью ему нет равных на нашей планете. Правда, в настоящее время базовая установка прежних лет уже уходит в прошлое. В войсках осталось не более 500 действующих единиц боевой техники, которую постепенно вытесняют РСЗО следующего поколения производства того же Тульского завода «Смерч» и «Торнадо». У профессионалов на международном рынке всё семейство неизменно пользуется повышенным вниманием и спросом. После Афганистана не было ни одного конфликта хотя бы средней интенсивности, в которой «Град» не принял бы участие.

Любопытно, что недавно агентство «Оружие России» провело сравнительный анализ лучших систем РСЗО мира. Принимались во внимание многочисленные критерии: мощь оружейной системы, простота и скорость обслуживания, мобильность, боекомплект, количество персонала и проч. Рассматривались любые системы от южно-африканской до украинской, турецкой и чешской.

Вполне ожидаемо лучшей установкой была признана 122-мм РСЗО «Торнадо», наследник «Града». Второе место занял собственно модернизированный 9К51 «Град». И только на третьем оказалась американская система HIMARS, снабжённая всего 6 направляющими (для сравнения, у «Торнадо» и «Града» их 40).

Комментарии излишни.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама