Степана Бандеру убрали западные спецслужбы
© Фото из архива
Степан Бандера.

Степана Бандеру убрали западные спецслужбы

15 октября 2019 года исполняется ровно 60 лет с того самого дня, как лидер украинских националистов Степан Бандера был найден в подъезде дома номер 7 по Крайтмайерштрассе в Мюнхене и умер, не приходя в сознание
28 сентября 2019, 06:19
Реклама
Степана Бандеру убрали западные спецслужбы
© Фото из архива
Степан Бандера.
Читайте нас на: 

При осмотре у него был найден револьвер, дело было закрыто, поскольку, по заключению врачей, Бандера умер от сердечного приступа.

Спустя два года и буквально за день до сооружения Берлинской стены, в Западный Берлин из Восточного на электричке приехал с женой молодой мужчина, представившийся сотрудником КГБ Богданом Сташинским и поведавший изумлённым представителям американской администрации душераздирающую историю о том, что он - убийца Бандеры. Перебежчик сообщил, что орудием убийства ему послужил изготовленный в «секретной лаборатории Берии» пистолет КГБ, стреляющий стеклянными ампулами при помощи «порохового заряда». Несмотря на абсурдность подобной идеи, уголовное дело на этот раз было возбуждено, и за его расследование взялась мюнхенская полиция.

Пристрастное расследование

Из архивных материалов следует, что причина смерти Бандеры была точно установлена - «отравление цианидом», поскольку в желудке Бандеры были найдены «явные следы синильной кислоты». Трудно сказать, как ампула могла попасть Бандере в рот и куда делся пистолет-трубка, который так и не нашли...

Справка

В показаниях Сташинского было столько нелепостей и противоречий, что его пришлось подвергнуть психологической экспертизе. Тем не менее 8 октября 1962 г. в Карлсруэ открылся судебный процесс. Освещавшие его мировые СМИ обвиняли руководство СССР в убийстве политических оппонентов. Вспыхнул международный скандал. В итоге Сташинский был признан убийцей Льва Ребета и Степана Бандеры, получив при этом весьма мягкое наказание - 8 лет лишения свободы. Не отбыв и половины срока, он исчез в неизвестном направлении.

Богдан Сташинский.
© Фото из архива
Богдан Сташинский.

Как писал немецкий журнал «Штерн» 23 февраля 1969 г., «федеральный судья заменил ему оставшийся срок наказания "условным". В США он был принят взявшими его на поруки лицами, которые расценивают Сташинского как спецагента №1 американской секретной службы ЦРУ…»

Обвинения в адрес КГБ, построенные фактически только на заявлении Сташинского, вряд ли можно признать весомыми.

Был ли у Советского Союза мотив для убийства?

К 1959 г. ОУН-бандеровцы в основном были разгромлены, уровень жизни западных украинцев неуклонно рос. Они стали терять интерес к находящимся в эмиграции проводникам ОУН, давно перекупленным иностранными разведками. Поэтому Степан Бандера неоднократно заявлял о своём намерении вернуться на Украину. Однако такое развитие событий совсем не устраивало западногерманскую разведку - БНД и федерального министра в правительстве Аденауэра, бывшего оберфюрера СС Теодора Оберлендера, и вот почему.

В 1959 г. одновременно в Москве и Восточном Берлине появились публикации, в которых были приведены свидетельства того, что некий немецкий офицер несёт ответственность за организацию в 1941 г. во Львове массовых убийств польской интеллигенции, коммунистов и евреев. Этот офицер оказался не кем иным, как Теодором Оберлендером, федеральным министром по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны в правительстве Аденауэра.

Федеральный министр по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны в правительстве Аденауэра Теодор Оберлендер.
© Фото из архива
Федеральный министр по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны в правительстве Аденауэра Теодор Оберлендер.

Справка

28 июня 1941 г. Красная Армия отступила из района Львова - столицы Восточной Галиции, 30 июня в город вошли 2-я и 4-я роты 1-го батальона 800-го учебного полка особого назначения «Бранденбург» (командир батальона майор Фридрих-Вильгельм Хайнц). Полк был спецназом отдела разведки Abwehr II (террор, диверсии и саботаж). Ему был придан набранный из украинских националистов специаль-батальон «Нахтигаль» (нем. Nachtigall - «Соловей») имени Степана Бандеры. Командиром батальона со стороны абвера был обер-лейтенант Ганс-Альбрехт Герцнер, со стороны оуновцев - обер-лейтенант Роман Шухевич, а политическое руководство осуществлял один из вдохновителей этнической концепции «нового порядка» Теодор Оберлендер.

Оберфюрер СС Теодор Оберлендер
© Фото из архива
Оберфюрер СС Теодор Оберлендер

Согласно рапорту майора Хайнца, «военнослужащие из состава украинских рот от своих родственников и т.д. узнали, что в горящих тюрьмах ГПУ ещё остаются живые немецкие солдаты и украинцы», а «еврейское население и сброд как раз собирались грабить». Отсюда видно, какие задачи на самом деле были изначально поставлены перед «Нахтигалем»: взять под контроль тюрьмы и координировать антиеврейские акции.

Как только «соловьи» проникли в тюрьмы и заявили об обнаруженных там трупах, сразу же появились боевики СБ ОУН(б), а также три фотографа пропагандистской роты СС, которые «случайно оказались в Лемберге» вместе с судмедэкспертами и запечатлели изувеченные оун-бандеровцами трупы на фотоплёнку. Получив эти материалы, армейское командование уже вечером 30 июня направило телефонограмму верховному командованию сухопутных войск (ОКХ) с просьбой «прислать представителей прессы "Германского рейха" и нейтральных государств», а то доложило об этом фюреру.

Немцы были шокированы бандеровскими погромами

Начиная примерно с 13 часов, по всему городу шло избиение поляков, евреев и коммунистов. Их вытаскивали из домов и волокли к одной из трёх тюрем. Один из выживших евреев вспоминает: «Когда мы пришли к воротам тюрьмы Бригидки, там на очень широкой улице собралась большая толпа. Мы натолкнулись на забитых насмерть евреев, которых пригнали к Бригидкам до нас. После многочисленных побоев я был весь в крови. Я видел, как передо мной маленького ребёнка схватили за ноги и ударили о стену так, что на меня брызнула кровь».

Тот факт, что резню устроили украинские «соловьи», доказывает заявление штабного офицера городской комендатуры Львова, гауптмана Мейдинга: «Батальон полевой жандармерии получил задание взять тюрьмы под контроль и сменить находившиеся в них украинские роты». Однако неизвестно, было ли это сделано. В своём рапорте майор Хайнц написал: «30.6.41 и 1 июля произошли усиливающиеся акты насилия над евреями, которые частично приняли характер худших погромов. Задействованные при этом полицейские силы не справились со своей задачей. Они подстрекали население грубым и отталкивающим образом против беззащитных.

Львовский погром 1941 года.
© Фото из архива
Львовский погром 1941 года.

Наше собственное подразделение, как доказывают донесения рот, возмущено актами жестокости и расправами. Хотя оно считает безусловно необходимым безжалостный суд над большевиками, повинными в массовых расправах, однако не понимает зверства и расстрелы согнанных вместе беззащитных евреев, в том числе женщин и детей».

На пресс-конференции в Берлине 22 октября 1959 г. Альберт Норден, руководитель комиссии ГДР по раскрытию военных и нацистских преступлений, заявил, что с 1 по 6 июля 1941 г. специаль-батальон «Нахтигаль» под командой Оберлендера, Герцнера и Шухевича совместно с фельджандармами и членами краевой экзекутивы ОУН(б) уничтожили во Львове от 3 до 4 тысяч человек.

В книге Александра Кормана «Из кровавых дней Львова 1941 года» приводятся многочисленные свидетельства этой трагедии: «"Нахтигалевцы" вытаскивали из домов коммунистов и поляков, которых здесь же вешали на балконах… Солдат-украинцев из батальона "Нахтигаль" жители Львова называли "птичниками". Они были в немецких мундирах и с немецкими знаками различия. Разговаривали на украинском языке...» По мнению профессора Виталия Ивановича Масловского, «руководил этой акцией, бесспорно, Микола Лебедь - шеф Службы безопасности ОУН(б)… Его заместитель по Службе безопасности Е. Врецёна и руководитель краевой экзекутивы ОУН(б) "Легенда" (И. Клымив) готовили списки и лично руководили расстрелами… Над всем этим чувствовалась тяжёлая рука гестапо (гауптштурмфюрер СС Ганс Кригер) и абвера (оберфюрер СС Теодор Оберлендер)».

Солдаты-украинцы из батальона «Нахтигаль» участвуют в погроме во Львове.
© Фото из архива
Солдаты-украинцы из батальона «Нахтигаль» участвуют в погроме во Львове.

Бандера разошёлся во мнениях с Гитлером

Вскоре, однако, между бандеровцами и немцами произошёл конфликт. Прибывшие во Львов во главе передовой походной группы ОУН(б) Степан Бандера и Ярослав Стецько вечером 30 июня провозгласили создание «Украинского Государства, союзного Великой Германии, во главе с вождём Степаном Бандерой» и заручились поддержкой митрополита Галицкого Андрея Шептицкого. Однако Гитлер отнёсся к этой инициативе крайне негативно: во Львов немедленно были направлены подразделения СД и гестапо для ликвидации «заговора бандеровцев». Сам Бандера был арестован и вышел на свободу только 25 сентября 1944 г., обосновавшись в Мюнхене.

В сентябре 1959 г. он внезапно стал крайне неудобным свидетелем для Оберлендера, теперь уже федерального министра, в отношении которого началось расследование.

Справка

30 сентября 1959 г. на пресс-конференции в Бонне Оберлендер попытался откреститься от львовской резни и свалить расправы над мирным населением на отступавшие советские части. И вот спустя две недели, 15 октября 1959 г., в самый разгар начавшегося скандала, Бандеру неожиданно находят мёртвым.

Мотив для его убийства был только у Оберлендера, тем более что к тому времени на сторону советской власти уже перешёл главный командир УПА -  генерал-хорунжий Василь Кук, преемник ликвидированного в 1950 г. Романа Шухевича.

Главный командир УПА -  генерал-хорунжий Василь Кук.
© 17marta.ru
Главный командир УПА -  генерал-хорунжий Василь Кук.

Ликвидация 

Председатель КГБ Украины в 1954-1970 гг., большой друг моего отца - Виталий Федотович Никитченко рассказывал, что Кука вычислили и захватили в 1954 г., после чего арестованный Кук попросил встречи с ним. И хотя председатель КГБ СССР Серов резко возражал против такой встречи, Виталий Федотович решил согласиться. Дело в том, что Никитченко в борьбе против ОУН-УПА проявил себя не только смелым, но и творчески мыслящим руководителем, понимавшим, что украинский национализм является весьма серьёзным явлением и с ним нужно бороться не только силовыми методами, но и путём переговоров и компромиссов.

Председатель КГБ Украины считал, что национализм в республике в ближайшее время не победить и что борясь с его острыми проявлениями соответствующими острыми методами, нужно учиться жить с ним, силой ума и компромисса разоружать националистов идеологически.

После того, как Кук предложил Виталию Федотовичу поговорить, как «разведчик с разведчиком», состоялась полезная для дела встреча. Арестованный попросил отпустить его, пообещав за это «отработать», заверив, что никаких неприятностей в ближайшее время в Киеве не будет, и при необходимости он вернётся. Виталий Федотович решил поверить бандиту, и тот ушёл.

Виталий Федотович Никитченко - председатель КГБ Украины (1954-1970), член Коллегии КГБ при СМ СССР, начальник Высшей школы КГБ.
© 17marta.ru
Виталий Федотович Никитченко - председатель КГБ Украины (1954-1970), член Коллегии КГБ при СМ СССР, начальник Высшей школы КГБ.

Кук сдержал своё слово - через некоторое время он пришёл сам и привёл с собой более 50 человек разоружившихся активных соратников.

В 1960 г. Кук был освобождён из тюрьмы и написал «Открытое письмо к Ярославу Стецько, Миколе Лебедю, Степану Ленкавскому, Дарье Ребет, Ивану Гринёху и всем украинцам, которые живут за границей», в котором признал советскую власть на Украине законной, отрёкся от ОУН-УПА, призвал украинское правительство в изгнании признать СССР и вернуться на Украину.

Очевидно, что этот шаг готовился прежде всего для Степана Бандеры, поэтому того вовремя устранили западногерманские спецслужбы.

Справка

13 октября 1961 г. на пресс-конференции в пресс-службе правительства ГДР был представлен агент БНД Штефан Липольц. Он заявил, что в 1959 г. получил задание от западногерманской разведки физически устранить Степана Бандеру.

«При этом мне передали белый порошок, - показал Липольц, - которым я должен был отравить Бандеру». Правда, агент признался, что был не в состоянии выполнить это задание. Но на Рождество украинец по имени Дмитрий Мисков, который имел доступ в столовую людей Бандеры, рассказал Липольцу, что «он по поручению службы Гелена (т.е. БНД, - А.В.) убил Степана Бандеру». По словам Липольца, «потом этого Мискова ликвидировали».

Мероприятиями по разоблачению Теодора Оберлендера руководил лично председатель КГБ Украины Виталий Федотович Никитченко. В 1962 г., в противовес происходящему в Карлсруэ суду над Богданом Сташинским, Советский Союз обвинил Теодора Оберлендера в убийстве Степана Бандеры. Ещё раньше, 29 апреля 1960 г., Оберлендер на открытом процессе в ГДР был заочно приговорён к пожизненному заключению. После аннексии ГДР, 28 ноября 1993 г., берлинский суд заботливо отменил этот приговор.

А что касается Степана Бандеры, то судьба его во многом поучительна: пусть приспешники фашистов и западные прихлебатели знают, как поступают их заказчики со своими бывшими подручными, когда те становятся не нужны.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама