В других СМИ
Загрузка...
Крылатый снайпер: как легендарный лётчик крушил немецкую авиацию
© ТРК «Звезда»
Вручение боевой награды.

Крылатый снайпер: как легендарный лётчик крушил немецкую авиацию

Героя Советского Союза Георгия Костылева ленинградцы прозвали «крылатым Георгием Победоносцем». Но однажды легендарный лётчик-ас потерял и звание, и все награды. Какую цену пришлось заплатить Георгию Костылеву, чтобы вернуть себе доброе имя и возможность летать?
Реклама
Крылатый снайпер: как легендарный лётчик крушил немецкую авиацию
© ТРК «Звезда»
Вручение боевой награды.

В середине сентября 1941 г. немецкая авиация начала масштабную воздушную операцию по уничтожению кораблей Краснознамённого Балтийского флота. Ради этого под Ленинград был переброшен 8-й ударный авиакорпус пикирующих бомбардировщиков - немецких асов. Навстречу им поднялись истребители Балтийского флота, рассказывается в новом выпуске программы «Легенды армии» на сайте «Звезды».

Их воздушные сражения видел весь город. И хотя все советские лётчики дрались смело, имя одного из них стало нарицательным. Когда падал очередной горящий «Юнкерс», люди восхищённо говорили: «Опять Костылев отличился». Даже если он в тот день не поднимался в воздух. Героя Советского Союза Георгия Костылева ленинградцы прозвали «крылатым Георгием Победоносцем».

Он родился и вырос в Ораниенбауме и всегда был заводилой среди мальчишек. Поэтому когда в 1932-м в комсомольскую организацию завода «Красная заря» пришла разнарядка - направить одного достойного кандидата в ленинградскую школу пилотов ОСОАВИАХИМ,  товарищи выбрали Георгия Костылева.

Сразу после завершения курса в Ленинграде юношу отправили в Центральную лётную школу ОСОАВИАХИМ в подмосковное Тушино. После её окончания в 1934 г. Георгия оставили в Москве - лётчиком-испытателем на заводе авиамоторов, а затем - пилотом в Аэрографическом институте гражданского воздушного флота. В 1936 г. Костылев стал лётчиком-инструктором Центральной лётной школы имени Чкалова, где работали только лучшие пилоты гражданской авиации.

В ноябре 1939 г. Костылев написал наркому Военно-Морского Флота письмо с просьбой перевести его в состав истребительной авиации Краснознамённого Балтийского флота. Его приняли. В связи с исключительным лётным мастерством Костылеву сразу присвоили звание «лейтенант» - без прохождения обучения в военной школе.

Началась война с Финляндией. За её время Костылев совершил 58 боевых вылетов. На его счету - десятки уничтоженных огневых точек, транспортов и эшелонов с живой силой врага. Двадцать первого апреля 1940 г. «за образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и отвагу» он был награждён орденом Красного Знамени. А вот встречи с врагом в воздухе у лётчика тогда не случилось ни одной - авиации у финнов было мало. Вскоре Костылев женился, у него родился сын. А после началась Великая Отечественная война.  

Морским лётчикам часто приходилось штурмовать немецкие колонны из-за отсутствия штурмовиков. Под крылья И-16 подвешивались реактивные снаряды. Они наводили на немцев настоящий ужас.

Пятнадцатого июля 1941 г. звено командира 2-й эскадрильи Новикова с ведомыми Сосединым и Костылевым вылетело на штурм вражеских позиций. Неожиданно лётчики заметили на малой высоте тяжёлый двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110». Звено пошло в атаку. Однако немецкие зенитчики открыли по нашим истребителям ураганный огонь. Командир звена развернул самолёт и атаковал зенитки, а два ведомых продолжили атаковать немецкий самолёт. Первой очередью Соседин уничтожил стрелка-радиста, но затем был вынужден отойти, чтобы помочь командиру с зенитками. Костылев остался с «мессером» один на один. 

Они неслись на высоте 400 метров. Костылев увидел, что на крыльях самолёта противника снизу были нарисованы звёзды, а сверху - свастика, вероятно, с помощью этой хитрости немецкий разведчик пытался избежать зенитного огня. Нельзя было допустить, чтобы он донёс полученные данные. Неожиданно Костылев увидел, что немецкий лётчик сбросил фонарь, очевидно, готовясь к прыжку. Промахнуться Костылев не имел права. Он подошёл на минимальную дистанцию, тщательно прицелился и дал очередь из единственного крупнокалиберного пулемёта прямо по кабине. «Мессершмитт» замер в воздухе, а затем рухнул на землю и взорвался.

С тех пор Костылев стал анализировать свой личный и опыт лучших лётчиков полка. Чтобы сбивать немецкие самолёты на истребителе И-16, вооружённом лишь двумя пулемётами винтовочного калибра и одним крупнокалиберным, нужно было быть настоящим снайпером. И Костылев стал им. Двадцать первого сентября 1941 г. во время патрулирования неподалеку от Кронштадта Георгий заметил «Юнкерс-88». Первыми очередями разбил левый мотор, затем уничтожил верхнего стрелка. Однако опытный немецкий пилот повернул самолёт так, что советский истребитель попал под огонь нижнего пулемёта. Тогда Костылев буквально перерезал пулемётной очередью крепление кабины стрелка.

После этого Костылев без труда добил обезоруженный «Юнкерс», который стал его пятым сбитым самолётом с начала войны. Осенью 1941 г. Георгия наградили вторым орденом Красного Знамени.

Счёт сбитых самолётов у Костылева стремительно рос. Про него охотно писали в газетах, он стал одним из самых узнаваемых лётчиков Балтийского флота. Но слава рождает самоуспокоенность. Пятого февраля 1942 г. его сбили. Раненный в руку, Георгий Костылев, прихватив данные разведки, сумел покинуть горящую машину и приземлился на парашюте в расположении советских войск. В рапорте честно признал, что потеря боевого самолета - лично его вина, за что получил взыскание и запись в личном деле.  Горький урок пошёл Георгию на пользу. Читать далее...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама