В других СМИ
Загрузка...

МАКС-2019 раскрыл скрытый потенциал России

В подмосковном Жуковском закончился салон МАКС-2019. С самого начала нас предупреждали, что не стоит ждать от этого события каких-либо прорывных откровений и сверхъестественных успехов российского авиапрома - как военного, так и гражданского. И, тем не менее, аналитики ошиблись
Реклама
МАКС-2019 раскрыл скрытый потенциал России
© aviasalon.com

Престижное международное авиационное шоу состоялось, но гораздо важнее то, что творилось за кулисами, где во многом уже сегодня, в зависимости от конъюнктуры авиационного рынка, определяется профиль будущих геостратегических альянсов.

Прежде всего приятно удивил мир, пророссийски настроенных зарубежных обозревателей и военных аналитиков визит в Жуковский президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. И если западные журналисты почему-то сосредоточились на том, как президент России потчевал коллегу вкусным сливочным мороженым, то вдумчивые люди заметили короткий вопрос, заданный главой ближневосточного государства: «Су-57 за рубеж продаваться будет?» На это глава российского государства лаконично ответил в утвердительной форме. А между тем получается, что в свете этого лапидарного обмена репликами, возможно, Анкара действительно намерена пересмотреть всю политику международных альянсов, окончательно поставив крест на своём участии в программе по производству и дальнейшему приобретению хвалёного натовского истребителя F-35, пожалуй, одного из самых дорогих проектов за всю историю американского военно-промышленного комплекса.

Чем же так заинтересовал Эрдогана Су-57?

Помимо очевидных достоинств теперь уже обкатанной, в том числе и в боевых условиях, машины, есть и некоторые преимущества перед «звёздно-полосатым собратом», которыми российский «крылатый терминатор» по достоинству гордится.

Справка

Су-57 обладает искусственным интеллектом, работающим по сетецентрическому принципу. Он также малозаметен, пусть и несколько уступает по этому пункту заокеанскому изделию пятого поколения. Помимо того, что самолёт полностью цифровой (что вполне естественно для техники этого уровня), он ещё и оснащён фазированной антенной решёткой и бортовой РЛС, способной следить за рекордным количеством целей в активном и пассивном режимах. Наиважнейшей чертой этого чуда является и фактически круговой обзор без «слепых зон», характерных для F-35. То есть передняя и задняя полусферы наблюдения дополняют друг друга, охватывая все 360 градусов горизонта.

Есть у этой машины и ещё один, и весьма существенный,  убойный экономический аргумент: наши западные не друзья так стремились понизить доходы России за счёт санкций, что даже и не заметили, что нынешний курс рубля и воссоздание производственных интегрированных цепочек внутри страны позволили нам предлагать цену за нашу боевую технику на порядок ниже весьма дорогостоящих «игрушек» родом из-за океана.

Дополнительный вкус интриге придаёт ещё одно интересное и приятное для России стечение обстоятельств. Дело в том, что Турция сейчас озабочена обновлением палубной авиации. Изначала как-то предполагалось, что таковая будет, как всегда, заказана у всё того же привычного поставщика, то есть -  Вашингтона. Теперь можно вполне себе представить такую ситуацию, при которой «Сухой» предложит Анкаре морскую версию другой нашей интересной разработки - Су-35. Это вполне вероятно, тем более что ОАК уже показала, хотя бы на индийской или китайской площадках, что умеет жёстко бороться за рынки сбыта.

Смертоносный универсал

Не менее зрелищным стало и выступление нашего МиГ-35. Тут опять-таки проявила себя и не менее инновационная, чем у Су-57, фазированная антенная решётка.

Справка

Инженерное решение бортовой РЛС мало чем уступает более тяжёлому «собрату». ФАР МиГ-35 ведёт до 30 целей, причём 6 из них - в активном режиме. Можно сказать, что бортовой компьютер выступает буквально на правах «напарника» пилота -  как при пилотировании, так и при боевом контакте с противником.

То есть произошло то самое «сращение» человека и техники, о котором уже несколько десятилетий назад грезили наши разработчики. Помимо всего прочего, МиГ-35 ещё и универсальная машина. То есть она может применяться по принципу открытой архитектуры и использования всех видов вооружения и для земли, и в воздушном бою, и для поражения морских целей. Таких универсалов в мире боевой авиации действительно по пальцам одной руки пересчитать.

Учебно-боевой «малыш»

Но если успехи наших «священных монстров» - КБ «Сухого» и «Микояна» вполне ожидаемы, то допустим, неожиданная положительная оценка, данная даже недоброжелателями России творению Яковлева УБС Як-130, приятно удивляет.

Справка

Самолёт (прототип М-346) разработан в режиме сотрудничества с итальянским оборонным концерном Alenia Aermacchi (теперь часть холдинга LEONARDO). Он был замыслен его создателем, генеральным конструктором Олегом Демченко, как машина для тренировки пилотов тяжёлых истребителей из семейства «Сухой-30». Аппарат обладает органами управления, аналогичными старшему «товарищу».

Лётчик, имеющий налёт на Як-130, легко пересядет в кресло «Сухих» последнего поколения. В то же время относительно небольшой аппарат удешевляет процесс подготовки пилотов.

Но в одном Олег Демченко слегка по-доброму «слукавил». Пусть Як-130 и не предназначен, подобно «машинам Судного дня», как нередко называют линейку тяжёлых российских истребителей на Западе, для завоевания господства в воздухе, тем не менее он вполне самодостаточная боевая единица при ведении конфликтов средней интенсивности.

То есть опять-таки аппарат занимает собственную и вполне востребованную нишу. Именно поэтому он уже нашёл сбыт за рубежом - для Малайзии (где заложен тренировочный центр для нашей «птички») и всего Тихоокеанского региона Mitten, как он называется по классификации НАТО, - это лёгкий штурмовик. При этом он «прощает» некоторые ошибки управления, то есть в целом освоить его не представляет труда даже для пилотов, которые до этого не были знакомы с российскими машинами и только начинают летать на них.

Можно сделать вывод, что невысокая цена, неприхотливость при использовании и широкодиапазонная универсальность российских машин превращают их в «летающие калашниковы».

Наша боевая авиация доступна очень многим странам. Она проста в управлении, а с болезнью прошлых лет - проблемой с гарантированной послепродажной поддержкой - инженеры из ОАК наконец-то справились. Теперь ремонт и обслуживание ведутся по принципу fast tracking, то есть помимо обязательной техаптечки, поставляемой с проданным за рубеж бортом, российский концерн обеспечивает замену большинства вышедших из строя агрегатов - в среднем за сутки-двое. Это специально оговаривается отдельным пунктом в контракте.

Крылатые роботы над Россией

Перечислять достоинства нашей авиационной техники и сферу её применения со всеми вытекающими последствиями можно действительно достаточно долго, но есть всё-таки та область, которая как минимум достойна упоминания в любом анализе. Речь идёт о разведывательно-ударных беспилотниках.

Прямо накануне и во время МАКСа Минобороны анонсировало боевые дроны - «Орион», «Охотник» и «Альтиус-У». Пожалуй, к ним можно ещё прибавить и барражирующий боеприпас «Ланцет» производства ZALA Aero концерна «Калашников».

Летающее крыло «Охотника», успешно прошедшего тестирование в реальных условиях, то есть во время своих первых полётов, поразило очень многих.

Справка

В среде военных аналитиков как-то устоялось мнение, что Россия, как, между прочим, и Франция, существенно отстала от США и Израиля в сфере беспилотной военной авиации. Американцы уже около двух десятилетий используют как Predator, так и Reaper - его прямого потомка. А разведывательный Global Hawk упорно патрулирует даже на подступах к Крыму и вдоль российско-украинской границы.

Поэтому появление нашей собственной техники, ничуть не уступающей, а по некоторым характеристикам превосходящей зарубежных крылатых роботов, буквально ошеломило оппонентов России. Такие аппараты можно произвести только при наличии очень серьёзной производственной базы и инженерных разработок последних лет. Поднятыми из архивов старыми чертежами советской поры выпуск такой техники никак не объяснишь.

Российская боевая авиация уверенно смотрит в будущее. Она не только защищает наши рубежи, но и является важной доходной статьёй во внешнеторговом обороте России, а также доказательством мощи инженерной мысли отечественного авиапрома.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама