Провалы исторической памяти: ультраправые прорвали немецкий «антифашистский фронт»
Крах «Операции "Преемник"»
Федеральный канцлер Ангела Меркель пару дней назад вызвала на ковёр свою официальную преемницу, председателя ХДС и по совместительству министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, или АКК, как по-простому называют её однопартийцы из-за сложно произносимой даже для немцев фамилии. Встреча прошла за закрытыми дверями.
Её результат ошарашил не только немецкий политический бомонд, но и всех бундесбюргеров: АКК заявила, что к лету «намерена организовать процесс избрания кандидата на пост канцлера, продолжить готовить партию к будущему и потом оставить лидерство в ХДС».
Тут требуется внятный «перевод». Это значит, что она уйдёт с поста председателя партии и не будет баллотироваться от христианских демократов на пост канцлера ФРГ в 2021 году.
А ещё это означает, что и без того шаткие позиции Меркель, добровольно отказавшейся от лидерства в ХДС, ещё более ослабевают. Она лишается возможности управлять передачей власти и вряд ли доработает на посту главы берлинского кабинета до конца отведённого ей срока. Всё это, в свою очередь, плохо не только для внутриполитической обстановки в ФРГ, но и для «утомлённого и обескровленного» Brexit Евросоюза, в котором Ангела была одним из столпов, и для треков, связанных с Россией, - например, «нормандского формата» или «Северного потока-2».
Что же привело к столь тектоническим подвижкам в считавшейся до недавнего времени вполне стабильной и управляемой стране?
Коварный удар в «Зелёное сердце Германии»
Чтобы понять степень бедствия, потрясшего политические устои ФРГ и, чего уж греха таить, всего Евросоюза, нужно вкратце изложить предысторию «землетрясения» в восточногерманской федеральной земле Тюрингия.
Справка
Тюрингию называют «Зелёным сердцем Германии». На территории региона расположен огромный Тюрингенский лес, по которому проходит знаменитая походная тропа Гипфельвег. Этому зелёному массиву повезло: во второй половине ХХ века по нему проходила граница между ГДР и ФРГ. Поэтому здесь, как нигде в Германии, много мест не тронутых человеком. Хотя по Тюрингенскому лесу и проложено более семи тысяч километров дорожек и тропинок.
В октябре прошлого года в Эрфурте (столица Тюрингии) прошли выборы в земельный парламент (ландтаг). Большинство на них получила партия «Левые» - 31% голосов, второе место заняла право-радикальная «Альтернатива для Германии» (АдГ) - 23,4%, и только третье - ХДС (21,8%). В ландтаг также прошли социал-демократы, «зелёные» и либералы из Свободной демократической партии (СвДП), набравшие всего 5%.
Отметим, что ничего экстраординарного в приведённых выше результатах нет: в восточных землях первые две партии и раньше показывали хорошие результаты, а консерваторы теряли позиции. Последние четыре года, кстати, премьер-министром Тюрингии был глава местных «Левых» Бодо Рамелов, который, по общему мнению, неплохо справлялся со своими обязанностями. Ожидалось, что именно его переизберут на новый срок.
Сговор с крайне правыми
Но иного мнения были представители АдГ. Первые два тура голосования в ландтаге не выявили победителя. А в третьем с перевесом всего в один голос неожиданно для всех победил представитель СвДП (слабейшей фракции в парламенте. - Авт.) Томас Кеммерих. Хотя голосование и было тайным, моментально было установлено, что его поддержали не только однопартийцы, но и депутаты от ХДС и... АдГ. То есть респектабельные консерваторы, играющие первую скрипку в правящей на федеральном уровне «большой коалиции», пошли на сговор с крайне правыми, которым ранее даже руки не подавали!
Собственно, об этом проколе и беседовали тет-а-тет Меркель и АКК, которая по статусу как раз и отвечает за партийные дела. Преемница уверяла, что предупреждала лидеров ХДС Тюрингии, что любые контакты с «альтернативщиками» - под запретом. Но её якобы не послушали. В довершение ко всему социал-демократы обвинили партнёров по правящей коалиции в нарушении табу на сотрудничество с крайне правыми. По их мнению, консерваторы, вступившие в сговор с АдГ, пробили брешь в «антифашистском фронте», который в Германии был барьером на пути неонацистов во власть все послевоенные годы.
Кстати
Во Франции официально действует механизм, исключающий возможность прихода к власти крайне правых. Президентские выборы, например, проходят там в два тура. В последние два десятилетия в первом туре наибольшее количество голосов набирают, как правило, один из ставленников традиционных партий и «кто-то из семьи Ле Пен», представляющих крайне правый «Национальный фронт» («Национальное объединение»). Сначала это был папаша Жан-Мари, а теперь - его дочь Марин. Во втором туре по действующей договорённости все избиратели демократических партий, забыв о противоречиях, дружно голосуют «против Ле Пен», поддерживая кандидата-счастливчика, прорвавшегося в заключительный раунд. Такого «фильтра» в Германии, к сожалению, нет.
«Медведь» из Тюрингии
Особый оттенок разразившемуся скандалу придала одиозная фигура лидера АдГ Тюрингии Бьёрна Хёкке (его имя со скандинавских языков переводится как «медведь». - Авт.). Этот отморозок (иначе не назовешь), выступая в прошлом году в Дрездене перед членами молодёжного крыла партии, заявил, что «пора прекратить испытывать вину за преступления нацистов». Хватит, дескать, тыкать немцам в лицо за то, к чему нынешняя молодёжь не имеет отношения, хватит жить с клеймом побеждённого народа. Он также назвал мемориал жертвам Холокоста в Берлине «памятником позора», который немцы «посадили в сердце своей столицы», а также призвал «на 180 градусов развернуть политику памяти» в ФРГ. При этом он имел в виду общественно-политический консенсус в Германии, который заключается в том, чтобы хранить память о преступлениях, совершённых национал-социалистами в 1933-1945 годах. «Бритоголовый» зал встретил эти слова продолжительными аплодисментами.
За эти провокационные высказывания более умеренные «альтернативщики» намеревались даже исключить «Медведя» из партии, но угрозу свою так и не выполнили.
Справка
Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» была создана в феврале 2013 года. За короткий срок она добилась ошеломляющего успеха: по итогам последних выборов в бундестаг получила 91 мандат, став третьей политической силой в парламенте. В ландтагах по всей ФРГ заседают 243 депутата от АдГ. В Европарламенте представители этой партии имеют 11 мест. Всего на данный момент в рядах АдГ числятся около 36 тыс. человек.
Придёт ли «Анти-Меркель»?
Крушение АКК, которую называют «Мини-Меркель», моментально запустило новый раунд поиска главы ХДС и следующего кандидата от партии на пост федерального канцлера.
За это назначение, как ожидается, поборются премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия 58-летний Армин Лашет, министр здравоохранения 39-летний Йенс Шпан и опытный немецкий политик 64-летний Фридрих Мерц.
Лучшие шансы - у Мерца. Одиннадцать месяцев назад он уступил самую малость АКК: во втором туре на съезде ХДС за выдвижение на пост лидера партии «Мини-Меркель» проголосовали 517 делегатов, а за него - 482.
За экс-главой фракции ХДС/ХСС в бундестаге Мерцем закрепилось прозвище «Анти-Меркель». Он - из обиженных. В своё время именно Меркель добилась его смещения с парламентского поста и сама заняла это кресло. Уязвлённый Мерц сначала ушёл из руководящих органов ХДС, а затем - и из депутатов. С 2009 года он окунулся в бизнес, занимая посты члена наблюдательных советов целого ряда крупных фирм. А сейчас терпеливо ждёт своего часа.
«У этого политика есть определённый вес, прежде всего - среди немецких и европейских предпринимателей, а также в американских деловых кругах, - сказал нашему изданию немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар. - Однако тандем Меркель-Мерц не сможет конструктивно функционировать из-за их, мягко говоря, натянутых отношений. К тому же Фридрих представляет правое крыло ХДС, а Ангела - умеренное».
«Золотой парашют»
«Козлом отпущения» в Эрфурте оказался представитель СвДП Томас Кеммерих, избранный чудесным образом премьер-министром земли. На него накинулись все кому не лень. Меркель указала, что его избрание не соответствует демократическим ценностям. АКК потребовала проведения новых выборов. В итоге Кеммерих 8 февраля подал в отставку, формально пробыв в должности всего один день.
Любопытная арифметика
Как подсчитали эксперты, Кеммериху за один день пребывания в должности положен «золотой парашют» в 93.005,07 евро. Он вправе получать компенсацию на протяжении полугода. В первые три месяца её размер составит сумму полного месячного оклада и семейной надбавки, в последующие - вполовину меньше. Однако либерал так испугался коллективного наезда, что пообещал отказаться от законных выплат.
P.S. Те, кто думает, что «землетрясение в Тюрингии» закончилось, глубоко ошибаются. Как полагают немецкие эксперты, сейчас крайне опасно проводить здесь повторные выборы: джин выпущен из бутылки, и АдГ вполне может рвануть вверх. Только вот как высоко?