Три миллиона южноафриканских буров решили найти себе новую родину. Возможно, ею станет Россия
Когда в 2018 г. профессор Шлепеш прибыл в Россию из ЮАР, чтобы взвесить возможность переселения нескольких сотен семей африканеров (современное название буров; слово «бур» считается архаизмом) в южные регионы России, никто в нашей стране не верил в возможность такого массового исхода достаточно обеспеченных людей, поколениями проживающих в государстве с субтропическим и тропическим климатом за многие тысячи километров от России.
Между тем, подобная возможность переселения в Россию является одним из вариантов, который всерьёз прорабатывают доведённые до последней крайности белые фермеры.
Воинственные фермеры веками боролись за землю
История буров достаточно хорошо известна в нашей стране ещё со времён англо-бурской войны конца XIX столетия (1899-1902 гг.).
Именно для участия в том вооружённом конфликте будущий премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль брал каникулы в полку, чтобы «поехать пострелять буров». Тогда, 100 лет назад, британские колонисты выдавили вглубь Африки упрямых голландских переселенцев с возделываемых ими земель в районе Кейптауна.
Русские люди пели с воодушевлением: «Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне!» И наши добровольцы действительно отправлялись через океан и два континента, буквально на край света, чтобы помочь африканерам отстоять свои права.
Во многом этому способствовала дружественная относительно России политика Франции, которая помогала волонтёрам в их одиссее, принимая с распростёртыми объятиями на Мадагаскаре, в то время французской колонии.
С тех пор утекло немало воды, но африканеры остались верны традициям Голландской реформатской церкви (протестантизм). Сохранили они также массово и свой язык - африкаанс (до начала ХХ столетия рассматривался, как одно из наречий нидерландского).
Давняя же вражда с англичанами пусть и не пропала вовсе, но несколько поутихла, когда в ЮАР был отменён режим апартеида, а Фредерик Виллем де Клерк (мандат в 1989-1994 гг.), последний белый президент, завершил свой мандат в Претории более четверти века назад.
С тех пор ни потомки англичан, ни африканеры не знают покоя в своих угодьях. Страшная статистика говорит сама за себя: около 3.000 белых, работающих на земле, были убиты - зачастую самым жестоким способом - чернокожими согражданами. Конфликт разгорается всё с большей силой, так как в борьбе за землю сошлись бесправные ныне белые люди и иммигранты из Экваториальной Африки, отличающиеся воинственным характером и бескомпромиссностью. Исконное местное население, бушмены, которому когда-то принадлежала вся эта земля, в вооружённом конфликте практически не участвует, занимая, скорее, пацифистскую позицию.
Справка
Более 87% сельскохозяйственных угодий ЮАР принадлежат приблизительно 8% граждан. Мажоритарно представленных африканерами. Всего в стране проживает не менее 4 млн 800 тыс. потомков буров. Согласно экспертным подсчётам, в ЮАР насчитывается около 30 тысяч фермерских хозяйств, принадлежащих белым гражданам.
Ровно год назад, в марте 2019-го, уже при новом президенте страны Сириле Рамафосе, с подачи правящей партии «Африканский Национальный Конгресс» и леворадикальных сил в ЮАР был принят закон, официально разрешающий массовую экспроприацию земель потомков белых завоевателей. Получается, теперь белого фермера можно просто выгнать с земли без выплаты ему какой-либо компенсации.
Справка
Основной закон - Конституция ЮАР - предусматривал возможность отъёма земли у белокожего населения ещё с 2004 года, пусть и с учётом оговорённой выплаты определённой компенсации по БТИ («Закон о реституции прав на землю»).
Бесправные белые
Подобный «каннибальский» метод решения земельного вопроса совсем не удивителен, так как африканерам уже, похоже, не первый год отказано не только во владении наделами, но даже и в самом праве на существование. Так, президент Джейкоб Зума (годы правления 2009-2018) даже активно призывал убивать белых граждан ЮАР.
Вспомним его ставшие «бессмертными» расистские призывы:
«Мы будем стрелять в них, они будут бежать; мы будем стрелять в них из пулемёта; они будут бежать. Ты белый человек - мы собираемся ударить - и ты собираешься бежать! Стреляй в буров! Мы собираемся ударить их - они собираются бежать! Кабинет будет расстреливать их из пулемёта! Стреляй в буров!»
Но даже само проживание в среде чернокожих африканцев может стать затруднительным ввиду диких суеверий, согласно которым, например, близкие отношения с белой женщиной излечивают СПИД (!). В этом свете можно понять, насколько рискованным мероприятием становится простой поход девочки-подростка в школу.
Буры и Крым
Впервые о возможности появления африканеров в Симферополе заговорили ещё год назад. Весной 2019-го, когда стало ясно, что в скором времени белое население будет лишено у себя на родине вообще каких бы то ни было прав, первые делегации африканеров - в том числе и возглавлявший одну из групп «визитёров» профессор университета Фри-Стейт (город Блумфонтейн. ЮАР) Ян Адриан Шлебуш - появились в южных краях нашей Отчизны - Ставрополе, Краснодаре и Крыму.
Именно тогда впервые была озвучена цифра в три миллиона возможных переселенцев с Чёрного континента. И если Ставрополь не выразил восторга по поводу такой перспективы, то вот власти многонационального Краснодара отнеслись к вопросу появления пусть не миллионов и тысяч, но хотя бы нескольких сотен семей достаточно философски: наверное, сказывается близость с Кавказом и его разнородным по языкам и верованиям населением, а может быть, и историческая память о русских немцах (коих в России вплоть до сегодняшнего дня проживает около 400 тысяч человек).
Дело в том, что африканеры отличаются не только строгой христианской моралью, воинственностью при защите собственного добра (в ЮАР официально разрешено хранение дома огнестрельного оружия), приверженностью традициям и желанием трудиться на земле, но и высоким имущественным цензом. Иными словами, в Россию просятся не люмпены, а вполне имущие люди, способные не только купить землю, но и обзавестись собственным сельхозинвентарём.
У крымчан выработался достаточно неоднозначный подход к возможности переселения африканеров на полуостров. Уже сегодня Крым густо заселён от южного берега до центральной части. Всего на полуострове проживает порядка двух с половиной миллионов человек. Причём состав местного населения, по меньшей мере, представлен сразу тремя этносами - русскими, украинцами и татарами, которые, по определению, относятся к титульным народам этого края.
Появление потенциально агрессивно настроенных иноязычных имущих землевладельцев способно в корне изменить социальную обстановку на полуострове, причём, возможно, отнюдь не в лучшую сторону.
Тут трудно не согласиться с тем же крымским татарским общественным деятелем Васви Абдураимовым, председателем Кенеша «Милли фирка» (политическая партия крымских татар), предупреждающим о возможности затяжного конфликта. Ведь африканеры настаивают именно на компактном поселении по принципу замкнутого сообщества, что, мягко выражаясь, не всем в Крыму может прийтись по нраву.
В этой связи реакция местных политиков вполне предсказуема: Крым не выдержит притока такой массы новоприбывших (ведь желающих эмигрировать за рубеж потомков буров около трёх миллионов) - не хватит даже питьевой воды. В то же время район Краснодара предоставляет куда более благоприятные условия для жизни и труда, чем засушливые степи севера Крыма.
Россия, конечно же, не откажется принять людей, страждущих обрести твёрдое пристанище и в чём-то близких по духу нашим гражданам, но ожидать, что новой родиной африканеров станет Крымский полуостров, наверное, всё-таки не стоит.
Федеральная миграционная служба и эмигранты из ЮАР
В настоящее время ФМС России не подтвердила наплыв африканеров в нашу страну. Никаких обвальных заявлений о массовой эмиграции пока не наблюдается, и опасений у российских властей такая перспектива не вызывает.
Как уточнили в Федеральной миграционной службе, определённые панические настроения некоторых нервозных журналистов сопряжены со вступившим три года назад разрешением на безвизовый въезд граждан ЮАР в Россию.
Соответственно, такой же режим действует и для наших граждан, отправляющихся в это государство. Разумеется, разрешение на пребывание в стране предполагает исключительно туристические цели поездки - ни проживать постоянно, ни учиться, ни работать такая 90-дневная виза права не даёт.