Генштабисты Победы
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!

Генштабисты Победы

В годы войны Генеральный штаб РККА стал центром работы по планированию и подготовке всех важнейших стратегических операций и осуществлял гибкое и оперативное руководство вооружённой борьбой
29 апреля 2020, 06:19
Реклама
Генштабисты Победы
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!
Читайте нас на: 

Прежде чем войска поднимутся в атаку, на карте должны быть нарисованы стрелы, указывающие направление наступления. От подготовки офицеров штаба зависит, будет ли разбит противник и сколько солдат останется в живых. Всё учесть, всё заранее предусмотреть в условиях резко меняющейся на войне обстановки - это особый, редкий талант.

«Дореформировались»

Недооценка роли и значения Генерального штаба дорого обошлась РККА и всей нашей стране летом 1941 года.

В предвоенные годы изменения в военном строительстве и руководстве вооружёнными силами объективно потребовали перемен во всей организации обороны страны. Штаб РККА в сентябре 1935 года был переименован в Генеральный штаб РККА и организационно вошёл в состав Наркомата обороны СССР. Первым начальником советского Генштаба стал Маршал Советского Союза Александр Егоров.

Но прослужил он на этом посту недолго - до 1937 года. Отстранения от должности показалось мало и 25 января 1938-го Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «О т. Егорове». В нём говорилось: «Первый заместитель народного комиссара обороны СССР т. Егоров А.И. в период его работы на посту начальника штаба РККА работал крайне неудовлетворительно, работу Генерального Штаба развалил, передоверив её матёрым шпионам польской, немецкой и итальянской разведок…» И 23 февраля 1939-го маршала расстреляли.

После Егорова Генштаб возглавил командарм 1 ранга Борис Шапошников. Опытный штабной работник, он начал совершенствование оргструктуры, заложил основные методы работы Генштаба, начал готовить кадры, способные решать стратегические задачи.

Но в августе 1940-го Шапошникова сменил на посту генерал армии Кирилл Мерецков, его очень скоро - генерал армии Георгий Жуков. Ведущее управление - оперативное - за год возглавляли три начальника. Кадровая «чехарда» привела к неразберихе в работе, но это была ещё не вся беда. Перед самой войной с Германией, весной 1941 года, в советском Наркомате обороны произошли очередные изменения в распределении обязанностей. Роль главы Генштаба аппаратно-административно существенно снизилась, а сам «мозг армии» утратил часть функций.

Всё это вместе взятое не могло не отразиться на подготовке РККА к отражению фашистской агрессии.

Иосиф Виссарионович Сталин разговаривает с начальником Генштаба РККА Борисом Михайловичем Шапошниковым.
© Фото из архива
Иосиф Виссарионович Сталин разговаривает с начальником Генштаба РККА Борисом Михайловичем Шапошниковым.

Шапошников: работа на износ

Происходившее на фронтах в первый месяц войны можно выразить одним словом - катастрофа.

21 июля 1941 года Сталин вызвал в Кремль Бориса Шапошникова. Вечером того же дня Маршал Советского Союза вылетел на фронт и возглавил штаб Западного направления. Но уже 30 июля Верховный Главнокомандующий отозвал его обратно в Москву и назначил начальником Генштаба РККА.

По свидетельству многих советских полководцев, в первые дни войны Сталин не доверял Генштабу. Главные решения он принимал сам. Но полученные жестокие уроки - страшные потери личного состава армии и утрата огромных территорий - заставили советского лидера прислушаться к мнению военных профессионалов. Маршала Шапошникова он ценил и выделял особо: тот был из крайне мизерной категории людей, к которым «вождь народов» обращался по имени и отчеству.

Октябрьскую революцию Борис Михайлович Шапошников встретил в чине полковника Русской императорской армии.
© Фото из архива
Октябрьскую революцию Борис Михайлович Шапошников встретил в чине полковника Русской императорской армии.

Октябрьскую революцию Борис Михайлович Шапошников встретил в чине полковника Русской императорской армии. Офицер Генерального штаба, на различных штабных и строевых должностях он приобрёл значительный войсковой опыт, а за годы Первой мировой войны ещё и боевой опыт. У него была действительно заслуженная репутация настоящего офицера, сочетавшего высокую военную грамотность с личным мужеством.

В Гражданскую войну, перейдя на сторону красных, он разрабатывал планы операций, которые оказались более грамотными, чем у его бывших однокурсников по академии Генштаба, сражавшихся на стороне белых. Начальник оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Борис Шапошников блестяще спланировал и подготовил Перекопско-Чонгарскую операцию, после которой был полностью очищен от неприятеля Крымский полуостров.

Теперь, в 1941-м, на новом «старом» посту Борис Михайлович в «ручном режиме» начал исправлять ошибки, допущенные в планировании действий и подготовке войск. Под его руководством Генштаб стал основным рабочим органом Верховного Главнокомандования (ВГК). На него возлагались задачи разработки директив и приказов Ставки по применению вооружённых сил, организации и руководству разведкой, сбору и обработке материалов по изучению опыта войны. Вместе с другими органами Наркомата обороны Генштаб разрабатывал и представлял в наркоматы промышленности заявки на выпуск военной продукции.

Сам Шапошников работал чрезвычайно напряжённо, спал, как правило, не больше двух-трёх часов. Он принимал самое непосредственное участие в планировании и подготовке практически всех стратегических операций советских войск. Велика его заслуга в том, что противник не смог захватить Москву осенью 1941-го.

Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников.
© Фото из архива
Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников.

Работа на износ не прошла бесследно: по состоянию здоровья летом 1942 года Шапошников был вынужден оставить должность начальника Генштаба, передав её своему первому заместителю и ученику Александру Василевскому. Но он продолжал работать на посту замнаркома обороны, а затем начальника академии Генштаба. Увидеть победный салют Борису Михайловичу не довелось: он не дожил до Дня Победы всего полтора месяца.

Командовать - это предвидеть

Первой заслугой Бориса Шапошникова на посту главы Генштаба в 1941-м стало принятие «Положения о Генеральном штабе». Он убедил Сталина в необходимости этого важнейшего документа, и положение было разработано в срочном порядке и утверждено уже 10 августа. Генштаб теперь действительно был «мозгом» вооружённых сил. Его важнейшими задачами стали сбор, обработка и анализ информации об обстановке на фронтах и выработка предложений для Ставки ВГК. Генштабисты занялись разработкой замыслов кампаний и крупных операций групп фронтов, планированием их в соответствии с принятым Ставкой ВГК решениями. Ставка ВГК не принимала ни одного решения без предварительного заслушивания мнения Генерального штаба.

Василевский: первой атакует мысль

Своё жизненное кредо он ёмко вместил в короткую фразу: «Не терплю "приблизительных" данных и непрофессионального подхода».

Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, сын церковного псаломщика из глухого северного села Александр Василевский учился в Костромской духовной семинарии. Семинарист написал прошение о зачислении добровольцем в Действующую армию и был зачислен юнкером в Алексеевское военное училище. Прошедшего ускоренный курс обучения, прапорщика Василевского в 1915-м направили на Юго-Западный фронт на должность полуротного в 409-й Новохопёрский полк. В мае 1916 года, уже командиром роты, он участвовал в Брусиловском прорыве.

Прапорщик Александр Василевский.
© Фото из архива
Прапорщик Александр Василевский.

После Февральской революции и развала фронта штабс-капитан Василевский стал работать учителем, но весной 1919 года был мобилизован новой властью в Красную Армию. Воевал против разномастных банд, участвовал в польской кампании 1920 года. Продолживший военную карьеру, начало Великой Отечественной войны генерал-майор Александр Василевский встретил на должности зам. начальника оперативного управления Генштаба РККА.

Он был одним из наиболее подготовленных и талантливых штабных работников, и маршал Шапошников 1 августа 1941 года назначил Василевского своим заместителем и главой оперативного управления. Они вместе выезжали на доклады к Верховному Главнокомандующему. Иосиф Сталин оценил компетентность молодого генерала. В ходе битвы под Москвой именно Василевский предложил Ставке ВГК решение о контрударе. Исторический приказ №396 от 1 декабря 1941 года о советском контрнаступлении под Москвой вышел за подписью: «Ставка Верховного Главнокомандования. И. Сталин, А. Василевский».

Весной 1942 года Сталин назначил его преемником Шапошникова на посту начальника Генштаба РККА. Не ошибся. Василевский принимал участие в разработке и осуществлении плана переломной для всей войны наступательной операции под Сталинградом, координировал действия Воронежского и Степного фронтов в Курской битве, руководил планированием операций по освобождению Донбасса, Крыма, Белоруссии.

Маршал Советского Союза А.М. Василевский и генерал армии И.Д. Черняховский допрашивают пленных генералов Гольвинцера и Зитгера.
© Фото из архива
Маршал Советского Союза А.М. Василевский и генерал армии И.Д. Черняховский допрашивают пленных генералов Гольвинцера и Зитгера.

Начальник Генштаба РККА часто выезжал на фронты в качестве представителя Ставки ВГК, помогая командованию в подготовке и проведении операций, координируя действия различных фронтов в важнейших операциях войны. В боях за Севастополь, который наши войска обороняли более 200 дней, а взяли благодаря блестящему планированию наступления за три дня, Василевский был ранен. Его автомобиль вблизи передовой наехал на мину. Повезло - Александр Михайлович и сопровождающие его офицеры отделались лёгкими ранениями.

В конце войны после гибели генерала армии Ивана Черняховского Сталин назначил Александра Василевского командующим войсками 3-го Белорусского фронта. Это не было понижением: необходимо было решить труднейшую задачу - взять считавшийся Гитлером неприступным Кёнигсберг и захватить Восточную Пруссию. Василевский с этим справился отлично.

Ещё одним триумфом генштабиста и полководца Василевского стала Маньчжурская стратегическая наступательная операция против войск Японии. Он разработал её план и сам провёл, будучи назначен главкомом советскими войсками на Дальнем Востоке. Почти миллионная японская Квантунская армия была разгромлена всего за 24 дня.

Маршал Советского Союза А.М. Василевский.
© Фото из архива
Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

Личных заслуг не выпячивал

Василевского однажды спросили, сколько военных операций он разработал? «Самостоятельно от начала до конца лично я - ни одной, - ответил он. - Как и любой другой военачальник. Ну, представим... По заданию Ставки, силами нескольких фронтов, проводится стратегическая операция. Тут всё учитывается: политическая обстановка, экономические возможности, людские резервы. В орбиту действий вовлекаются несколько миллионов человек на фронте и в тылу. На заводах выпускаются пушки и танки, автомашины и самолёты, снаряды и патроны. Железнодорожники, автотранспортники доставляют всё это к передовой. Перебрасываются дивизии, корпуса, целые армии... Я был начальником Генерального штаба и, естественно, мне принадлежала руководящая роль в разработке многих крупнейших операций. И только! Любая крупная операция - итог огромных коллективных усилий, коллективного разума».

Захаров: штабная культура и личное мужество

В 1960-1963 и 1964-1971 советский Генеральный штаб возглавлял Маршал Советского Союза Матвей Захаров.

Маршал Советского Союза Матвей Захаров.
© Фото из архива
Маршал Советского Союза Матвей Захаров.

Методами тщательного планирования и управления он в совершенстве овладел в годы Великой Отечественной войны. В июле 1940-го молодой генерал с должности помощника начальника Генштаба РККА был назначен начальником штаба Одесского военного округа. За день до начала Великой Отечественной Захаров совершил поступок, за который мог быть разжалован или даже расстрелян. Известно, что Сталин всеми силами пытался избежать агрессии со стороны фашистской Германии. Военачальникам в приграничных округах было приказано не «провоцировать» немцев подготовительными мероприятиями к войне, проводить только плановую учёбу войск. Большинство так и действовали: у нас исторически собственного начальства боятся больше, чем любого врага. А тогда, после репрессий 1937-1938 годов, тем более… Потому-то и оказался успешным первый удар фашистов 22 июня 1941 года - наши войска были не готовы его отразить.

Захаров проявил исключительное личное мужество. В отсутствие находившегося в командировке командующего войсками округа, начштаба отдал приказ поднять армейские соединения по боевой тревоге и вывести их из пунктов постоянной дислокации. Авиация округа была срочно перебазирована с основных на оперативные аэродромы.

В 4:00 22 июня 1941 года фашистская авиация отбомбилась по пустым стоянкам самолётов и покинутым казармам. Проведённые генералом Захаровым мероприятия позволили войскам округа избежать больших потерь в первые дни войны, дали возможность держать рубеж госграницы почти месяц. Более того, 23 июня красноармейцы переправились через Дунай и захватили плацдарм на территории Румынии, сожгли десятки танков противника и взяли сотни румынских и немецких солдат в плен.

Начальник штаба фронта генерал-полковник Матвей Захаров (слева) и командующий 2-м Украинским фронтом Иван Конев изучают карту боевых действий.
© Фото из архива
Начальник штаба фронта генерал-полковник Матвей Захаров (слева) и командующий 2-м Украинским фронтом Иван Конев изучают карту боевых действий.

В годы войны Захаров был начштаба 9-й армии, затем главкомом Северо-Западного направления, штабов Калининского, Резервного, Степного и 2-го Украинского фронтов. Он успешно разработал более двух десятков успешных фронтовых наступательных операций. Маршал Советского Союза Иван Конев отзывался о нём так: «Захаров проявил себя как один из самых опытных начальников штабов. Лично мне с ним довелось совместно работать на Калининском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Я могу сказать, что Матвей Васильевич относится к той школе оперативных работников, которые в совершенстве постигли методы управления войсками крупных объединений. Это человек неукротимой энергии и высокой штабной культуры».

75 лет прошло со дня Победы, но до сих пор разработанные Матвеем Захаровым Белгородско-Харьковская, Корсунь-Шевченковская, Ясско-Кишинёвская и Будапештская стратегические операции считаются классическими и изучаются в военных академиях всего мира.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама