В других СМИ
Загрузка...
«Дебилы Макнамары» в джунглях Вьетнама
© flickr.com
Министр обороны США Роберт Макнамара с новобранцами по программе «Проект 100 000».

«Дебилы Макнамары» в джунглях Вьетнама

Чем Пентагон и Белый дом утоляли кадровый голод своей армии
Реклама
«Дебилы Макнамары» в джунглях Вьетнама
© flickr.com
Министр обороны США Роберт Макнамара с новобранцами по программе «Проект 100 000».

Мало-мальски крупная война - дело дорогое и ресурсозатратное, в том числе это касается и личного состава. США во Вьетнаме очень быстро столкнулись с проблемой убыли квалифицированных кадров и нехватки призывников, соответствующих требуемым параметрам.

До сих пор в Соединённых Штатах существует система отбора новобранцев в ряды вооружённых сил ASVAB. Средний приемлемый уровень IQ новичка должен быть не ниже 120, максимальное количество баллов на тестах - 99, минимальное - 30. Эта же система действовала во время Вьетнамской войны. Тогда США столкнулись с тем, что не хватает призывников нужного качества: студенты ВУЗов и колледжей протестовали и жгли повестки. А пополнение было необходимо, иначе солдаты просто бы рано или поздно закончились.

И в 1966 году министр обороны США Роберт Макнамара проявил армейскую смекалку, запустив программу «Проект 100.000», согласно которой нужно было призвать необходимое количество новобранцев, понизив требования к ним. В частности, нижний порог прохождения тестов снизили на треть, так что средний IQ новобранцев по программе был не выше 85 (привет тебе, Форест Гамп!), допускались не фатальные для здоровья физические отклонения.

Справка

Согласно статистике, около 70 % новобранцев «Проекта 100.000» имели низкий уровень личного дохода, 60 % - выросли в семье с единственным родителем, 80 % - бросили учёбу в школе, 40 % - имели способность к чтению ниже уровня шестого класса средней школы, а 15 % - ниже четвёртого класса.

«Проект 100.000» позиционировался как помощь парням из малообеспеченных слоёв населения и гетто. Мало того, что они поступали на гособеспечение и имели зарплату, так ещё после армии могли по квотам продолжить обучение или устроиться на хорошую работу. В ряды армии хлынули разномастные и разноцветные новобранцы, быстро прозванные «дебилы Макнамары», что как нельзя лучше отражало не просто отношение к ним, но и истинное положение вещей.

Многие были настолько тупы, что не понимали даже, что они находятся на войне и необходимо выполнять приказы начальства, не говоря уже о соблюдении дисциплины. И такого пополнения набралось аж 354 тысячи человек, при том, что через Вьетнам прошли 2,5 млн американцев.

Пополнить ряды армии они пополнили, но лучше бы держать таких «солдат» подальше от боевых действий: алкоголизм, наркомания, преступления, включая расстрелы сослуживцев или целенаправленное убийство командиров, самоубийства и дезертирство захлестнули американский контингент во Вьетнаме. Потери среди «дебилов Макнамары» втрое превышали убыль среди солдат, призванных по стандартным правилам. То есть «Проект 100.000» фактически превратился в мясорубку для выходцев из низших слоёв американского общества. Так что Форресту Гампу просто повезло, что он остался жив-здоров, в отличие от своего чернокожего друга Баббы.

По возвращении в США «дебилы Макнамары» отнюдь не нашли престижную работу, а пополнили ряды безработных и бездомных ветеранов Вьетнама, презираемые всеми.

Сам Роберт Макнамара не только не понёс никакой ответственности за неверное решение, но и вошёл в своего рода национальный пантеон легендарных военачальников. А «Проект 100.000» потихоньку свернули. Впрочем, не остался внакладе и президент Линдон Джонсон, одобривший инициативу Макнамары: он смог расширить поставку человеческого материала во Вьетнам, избежав эскалации конфликта со средним классом, который тогда обладал решающим влиянием на политические процессы в США.

Сегодня Пентагон уже не рассчитывает на высокий или даже близкий к среднему IQ новобранцев и кадровых. Хватило бы собственных сил поднять плинтус вооружений и вооружённых сил.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама