Гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут».

Боевой арктический вездеход «Алеут»

Защитники северных рубежей страны получили технику, позволяющую эффективно воевать в тепле и с комфортом
Реклама
Боевой арктический вездеход «Алеут»
© mil.ru
Гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут».
Читайте нас на: 

Война моторов потребовала полного перехода войск на механизированную тягу, но сделать это в условиях Крайнего Севера оказалось очень непросто. Тем не менее именно у нас в стране во второй половине прошлого века были созданы уникальные образцы вездеходной техники, позволившие не только освоить Арктику, но и надёжно её защитить. Но у такой техники была одна досадная особенность - большие габариты и масса. В определённой степени проблему удалось решить за счёт небольших снегоходов и вездеходов, но для промежуточных задач, когда «малыши» уже не справляются, а применение более крупных машин тактически и экономически нецелесообразно, необходимой техники, соответствующей жёстким требованиям Минобороны РФ, длительное время не было.

Возникла острая необходимость в новом вездеходе, способном занять пустующую нишу между «гигантами» и «малышами» и обеспечить группировке российских войск в Арктике необходимую мобильность. И вскоре такие машины в России появились. Одна из них - гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут».

Вариант «Коробочка»

Разработка нового вездехода велась в рамках опытно-конструкторской работы «Коробочка». И как сообщил гендиректор Заволжского завода гусеничных тягачей Олег Гурьев, предприятие уже поставило в Российскую армию порядка 30 снегоболотоходов «Алеут». При этом он особо подчеркнул, что все машины собраны преимущественно из отечественных комплектующих.

Заволжский завод гусеничных тягачей уже поставил в Российскую армию порядка 30 снегоболотоходов «Алеут».
© mil.ru
Заволжский завод гусеничных тягачей уже поставил в Российскую армию порядка 30 снегоболотоходов «Алеут».

По информации ресурса Mil.Press Военное, поставка «Алеутов» осуществляется в рамках двух контрактов, заключённых в 2017-2018 годах. Первый контракт предусматривал поставку 112 машин, а второй - ещё 11. А решение поставлять Министерству обороны именно нижегородские снегоболотоходы было принято после серии арктических экспедиций, в том числе автономного перехода из Тикси до архипелага Новосибирских островов. Причём в ходе марша по ледовому покрытию моря Лаптевых и прибрежной зоне протяжённостью более 2,2 тысячи километров проверку в суровых условиях Арктики прошла не только техника, но и экипажи. Как заявил журналистам заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков, «члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный».

Сегодня «Алеуты» уже в полной мере освоены в войсках. В частности, они очень хорошо зарекомендовали себя в 80-й отдельной мотострелковой бригаде Северного флота. А не так давно, по информации Минобороны РФ, партия из четырёх ГАЗ-3344-20 пополнила парк отдельного соединения железнодорожных войск в Хакасии.

«Новейшие вездеходы будут задействованы в ходе различных учений, в том числе по наведению мостов, переправ для войск, совершающих марш в район выполнения учебно-боевых задач», - сообщила пресс-служба Центрального военного округа.

И нет ему преград

«Алеут» - машина уникальная, способная решать самый широкий круг задач в условиях крайне низких температур - вплоть до -50 градусов по Цельсию - и на по-настоящему непроходимой местности, где в буквальном смысле не ступала ещё нога человека.

По данным, приведённым на сайте компании «РМ-Терекс» (RM-Terex), в состав которой входит Заволжский завод гусеничных тягачей, машины этого семейства имеют следующие показатели проходимости: среднее удельное давление на грунт - 0,25 кгс/кв. см, угол преодолеваемого подъёма - 35 градусов, угол бокового крена - 25 градусов, минимальный радиус поворота - 10 метров.

«Алеут» - машина уникальная, способная решать самый широкий круг задач в условиях крайне низких температур.
© mil.ru
«Алеут» - машина уникальная, способная решать самый широкий круг задач в условиях крайне низких температур.

Причём особо отмечается, что снегоболотоход «способен преодолевать и более сложные препятствия за счёт передачи крутящего момента двигателя на гусеницы обоих звеньев, низкого удельного давления на грунт, складывания звеньев без изменения тягового усилия и скорости, а также системы принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости». Следует также подчеркнуть, что машина обладает амфибийностью, то есть как и надлежит вездеходу - преодолевает водные преграды.

Технологические «изюминки»

Во многом преимущества семейства вездеходов, к которым принадлежит и «Алеут», обусловлены его базовой конструкцией - это двухзвенный снегоболотоход, который по сравнению с однозвенным обеспечивает повышенную проходимость и возможность преодоления более сложных препятствий. Выполнен вездеход по модульной схеме: переднее звено - энергетический модуль, в котором в достаточно комфортных условиях можно разместить до пяти человек (включая водителя), тогда как заднее звено - пассажирский модуль-трансформер вместимостью до 15 человек, который при необходимости может быть достаточно легко и оперативно переоборудован под спальный или медицинский блок, либо же в командный пункт.

Переднее звено - энергетический модуль, в котором в достаточно комфортных условиях можно разместить до 5 человек.
© mil.ru
Переднее звено - энергетический модуль, в котором в достаточно комфортных условиях можно разместить до 5 человек.

«Модульная конструкция второго звена позволяет устанавливать любое технологическое оборудование в пределах грузоподъёмности вездехода», - отмечают его создатели. Впрочем, у вездехода есть и ряд других важных конструктивных особенностей.

В первую очередь - силовая установка, которая построена на базе отличающегося высокой степенью надёжности дизельного четырёхтактного двигателя серии ЯМЗ-534 - жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива. Двигатель позволяет машине развивать скорость по шоссе до 55 км/ч, а также преодолевать водные преграды со скоростью 3-5 км/ч.

Причём наличие предпускового автономного подогревателя двигателя гарантирует лёгкий запуск двигателя зимой и быстрый прогрев салона до оптимально комфортной температуры. Согласитесь, что в нетепличных условиях Крайнего Севера наличие такой опции - не прихоть, а, как говорится, суровая необходимость, от которой подчас будет зависеть своевременность и эффективность выполнения боевой задачи.

Особо следует отметить и такие особенности ходовой части вездехода, как активный привод на все гусеницы, которые, кстати, являются асфальтоходными, а также независимая торсионная подвеска ходовой части, которая «создаёт уникальную плавность хода при движении по бездорожью...

В условиях Крайнего Севера наличие предпускового автономного подогревателя двигателя - это не прихоть, а суровая необходимость.
© mil.ru
В условиях Крайнего Севера наличие предпускового автономного подогревателя двигателя - это не прихоть, а суровая необходимость.

Тепло, светло, уютно

Не секрет, что специальная и боевая техника времён холодной войны комфортом не отличалась и позволяла в полной мере насладиться «тяготами и лишениями военной службы». Сегодня, конечно, так уже не воюют. Обеспечение необходимого уровня обитаемости стало одним из главных требований заказчиков, и Российская армия здесь не исключение.

Поступивший в войска «Алеут» - тому подтверждение. К сожалению, особенности внутренней компоновки этого вездехода в военном варианте - информация для служебного пользования, но составить общее впечатление вполне можно по базовой модели.

Во-первых, следует сказать об отличном обзоре из кабины водителя, что самым непосредственным образом влияет на качество вождения. Плюс к этому - удобное и комфортное кресло для водителя. Ну, а во-вторых, машина отличается чрезвычайно удобным управлением. При этом установленная на вездеходе автоматическая коробка передач позволяет обеспечить динамичное вождение машины, не отвлекая водителя от дороги, что особенно важно в боевой обстановке, когда приходится преодолевать не просто сложные участки местности, а минные поля и системы заграждения.

Не забыли и о «пассажирах». И первый, и второй модули оборудованы комфортабельными посадочными местами. Ну а при необходимости второй отсек можно оперативно переоборудовать для перевозки крупногабаритных грузов или установить боевые средства. Особо отметим, что независимый дизельный воздушный отопитель позволяет обогревать пассажирский салон даже без включённого двигателя. Связь же между водительской кабиной и пассажирским отсеком обеспечивается при помощи переговорного устройства. Также предусмотрены дополнительная виброшумоизоляция вездехода, возможность установки кондиционера, применение ремней безопасности и другого необходимого оборудования.

В общем, воевать в Арктике теперь можно в тепле и с комфортом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама