Время стратегического трезвомыслия
© wikimedia.org
В ядерной войне победителей не будет.

Время стратегического трезвомыслия

Попытки придать термоядерной войне рациональный смысл и создать предпосылки для военной победы в таком конфликте не так беспочвенны, как это может показаться на первый взгляд
05 октября 2020, 06:34
Реклама
Время стратегического трезвомыслия
© wikimedia.org
В ядерной войне победителей не будет.
Читайте нас на: 

Согласно весьма распространённому убеждению (или заблуждению?), ядерная война невозможна, поскольку она лишена рациональной основы. Сторонники данной точки зрения исходят из того, что в результате обмена массированными ядерными ударами планета Земля станет непригодной для жизни ввиду сплошного радиоактивного заражения.

Но так ли это на самом деле? И не впадаем ли мы в опасную иллюзию, чреватую функциональной неготовностью государства и общества к такой перспективе? Ведь вполне очевидно: тот, кто даёт себе труд допускать такие «мысли о немыслимом» в пространство беспристрастного логического анализа, тот имеет - по крайней мере теоретически - больше шансов подготовиться к такого рода экстремальной ситуации и выйти из неё с наименьшими потерями.

Итак, давайте не спеша разберёмся!

Исторический парадокс гонки вооружений

Для начала немного сравнительной статистики:

Первый случай

Всего за одну неделю бомбардировок Гамбурга с 25 июля по 3 августа 1943 года англо-американскими ВВС на этот немецкий город было сброшено около 9 тысяч тонн авиационных бомб. Поскольку средний вес взрывчатого вещества в каждой бомбе приблизительно равен 60% её общей массы, получаем, что за это время на Гамбург было сброшено около 5 тысяч тонн взрывчатки.

Всего за одну неделю бомбардировок Гамбурга с 25 июля по 3 августа 1943 года англо-американскими ВВС на этот немецкий город было сброшено около 9 тысяч тонн авиационных бомб.
© Фото из архива
Всего за одну неделю бомбардировок Гамбурга с 25 июля по 3 августа 1943 года англо-американскими ВВС на этот немецкий город было сброшено около 9 тысяч тонн авиационных бомб.

Второй случай

За всё время производства американских крылатых ракет «Томагавк» всех модификаций их было выпущено примерно 7.300 единиц. Средний вес боеголовки данной ракеты в обычном снаряжении - 450 кг.

Теперь умножим количество КР «Томагавк» на вес их боевой части. Получим в сумме, приблизительно, 3.285 тонн взрывчатого вещества.

При этом следует учесть, что не менее половины выпущенных промышленностью США «Томагавков» уже списаны, ввиду исчерпания срока эксплуатации. Таким образом, общее количество обычной взрывчатки в боеголовках оставшихся на вооружении «Томагавков» вряд ли сильно превышает 1.500 тонн.

То есть это примерно в три раза меньше, чем было сброшено на один город Гамбург всего за одну неделю бомбёжек в период Второй мировой войны. А всего за время этого глобального конфликта и только ВВС США сбросили на своих противников почти три миллиона тонн авиабомб, что в пересчёте на чистую взрывчатку эквивалентно примерно полутора миллионам тонн тротила!

Крылатая ракета «Томагавк»
© navy.mil
Крылатая ракета «Томагавк»

Законный вопрос

А теперь объясните мне, каких таких «фантастических результатов» следовало ожидать от боевого применения пускай даже сразу всех «Томагавков» в обычном боевом снаряжении?

Уже только показанное выше сравнение масштабов бомбовых ударов времён Второй мировой с суммарным весом общего залпа современных американских КР даёт основание для совершенно неоспоримого вывода - ударный потенциал нынешних вооружённых сил США в части средств воздушного нападения в обычном, то есть неядерном, снаряжении многократно уступает возможностям одних только ВВС США периода той войны.

Даже с поправкой на пресловутую «высокоточность» нынешних ударных «девайсов», которая в действительности с лихвой компенсируется массированным характером прежних авианалётов и доставкой бомбового груза непосредственно к цели.

В частности, отсутствие нынешней возведённой в культ «высокоточности» отнюдь не мешало пилотам союзных ВВС ювелирно точными бомбовыми ударами разрушать плотины немецких водохранилищ, несмотря на их весьма мощную систему ПВО. Получается, что все эти нынешние якобы бесспорные технические преимущества весьма относительны.

Точка невозврата уже пройдена

Но и это еще не всё.

Даже при наличии очень большого желания значительно усилить мощь такого удара в неядерном варианте, возможности для этого ныне практически отсутствуют.

Потому что, например, количество боевых кораблей - носителей крылатых ракет достаточно ограничено и далеко не все из них находятся в боеготовом состоянии. Что касается военно-воздушных сил, то их нынешний количественный состав в разы уступает численности авиапарка ВВС США времён войны, а в области стратегической авиации это вообще несопоставимые величины.

Запуск ракеты «Томагавк» с »эскадренного эсминца USS Pinckney.
© raytheon.com
Запуск ракеты «Томагавк» с »эскадренного эсминца USS Pinckney.

Справка

В ВВС США нашего времени имеется в строю около 150 дальних бомбардировщиков всех типов, тогда как в августе 1945 года их было 13 тысяч.

Даже с учётом того, что нынешние «стратеги» берут на борт в три-четыре раза больший вес бомб и ракет, им совершенно невозможно сравниться по этому показателю с возможностями ВВС США 75-летней давности.

Всё это, ещё раз повторяю, касается только применения ударного оружия ВВС и флота в неядерном оснащении.

Именно в таком виде это оружие и применялось на протяжении всего периода после Второй мировой.

Справка

Последние случаи относительно массированных стратегических бомбардировок «коврового типа» имели место в период Корейской войны и, в меньшем масштабе, вьетнамской.

После чего, за элементарным неимением достаточного количества самолётов и прочих носителей ракет, ракетно-бомбовое воздействие с моря и с воздуха по наземным целям свелось, в основном, к так называемым точечным, а в последнее время - к высокоточным ударам. Которые, по умолчанию, принято считать чуть ли не равнозначными по разрушительной силе массированным авианалётам военного времени.

Последние случаи относительно массированных стратегических бомбардировок «коврового типа» имели в место в период Корейской войны.
© Фото из архива
Последние случаи относительно массированных стратегических бомбардировок «коврового типа» имели в место в период Корейской войны.

Иллюзия «высокоточного всемогущества»

Однако оснований для подобного рода бодрых сравнений нет, в сущности, никаких.

Если результаты массированного воздействия с воздуха на наземные объекты противника были достаточно очевидными - это полностью разрушенные города, уничтоженная промышленная и транспортная инфраструктура, то в том, что касается реального эффекта от применения нынешнего «супер-пупер» оружия, в том числе тех же КР «Томагавк», есть большие и вполне оправданные сомнения.

Более того, скажу прямо: эти ударные средства в варианте обычного снаряжения и в тех мизерных количествах, в которых они могут действительно применяться в современной неядерной войне, не решают ничего. Настолько ничтожны их реальные поражающие возможности.

Если кто-то с этим утверждением не согласен, пусть попробует доказать обратное. Но сразу скажу - лучше даже не трудиться.

Реально наработанный на сегодняшний день опыт боевого применения тех же «Томагавков» самым наглядным и убедительным образом развенчивает нарисованную пентагоновской пропагандой картину их мнимого всемогущества.

А если говорить ещё точнее, то именно эта «картина маслом» тему оного «всемогущества» полностью исчерпывает. Потому что оно имеет, главным образом, не военный, но сугубо психологический характер.

Ни один из случаев сколько-нибудь массированного боевого применения американскими ВС дальнобойных крылатых ракет не может быть интерпретирован как внесение решающего военно-стратегического вклада в успех той или иной боевой операции.

Так, например, при нападении США и НАТО на Югославию, обстрелы этой страны «Томагавками» хотя и сопровождались поражением отдельных объектов, в основном, гражданской инфраструктуры, всё же играли, главным образом, психологическую, то есть устрашающую роль. Поскольку превращение в дрова загодя оставленных войсками пустых казарм, не говоря уже о посольстве КНР, вряд ли можно считать убедительным доказательством стратегического всесилия такого оружия.

Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года.
© wikipedia.org
Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года.

В ходе войны США против Ирака в 2003 году эта страна потерпела поражение не столько в результате эффективного и массового применения крылатых ракет и боевой авиации, сколько вследствие трансляций CNN красочных картинок бомбардировки Багдада, оказавших сильное психологическое воздействие как на самих иракцев, так и на всё «мировое сообщество». Сам же Ирак был к тому времени уже надломлен многолетней блокадой и капитулировал после самого минимального сопротивления.

Примечание редакции

Существует также экспертное мнение, что успех операции Пентагона «Буря в пустыне» в значительной степени связан с отключением навигационных спутников GPS. Их сигнал стал недоступен для иракских вооружённых сил, что и вызвало полное ослепление системы ПВО, артиллерии и т. д. Прямым следствием этих действий Вашингтона стало создание альтернативных систем - например, российской ГЛОНАСС или китайской «Бэйдоу».

Президент Буш принимает парад по завершении операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
© archives.gov
Президент Буш принимает парад по завершении операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Эпизодические удары теми же «Томагавками» по пустынным афганским горам, это вообще курам на смех. Кроме шума и пыли, реального военного эффекта там вообще не фиксировалось.

И, наконец, довершает картину функционального бессилия этого американского «вундерваффе» его образцово-показательный провал в Сирии. Где даже сотни «Томагавков» не хватило для того, чтобы элементарно вывести из строя один-единственный сирийский военный аэродром Шайрат, который через пару дней вновь заработал в штатном режиме.

Стратегический тупик большой неядерной войны

Из всего сказанного выше отнюдь не следует, что современные средства воздушного нападения, в том числе крылатые ракеты, в принципе неэффективное оружие.

Загрузка наземной ударной ракеты «Томагавк» на военный корабль США «Мичиган».
© dvidshub.net
Загрузка наземной ударной ракеты «Томагавк» на военный корабль США «Мичиган».

Но, и это самое главное, при их нынешней реальной численности, количестве самолётов и кораблей, носителей этого оружия в обычном, неядерном снаряжении, достаточно и масштабно эффективным оно не может быть в принципе. Его просто слишком мало. А в условиях большой войны великих держав - ничтожно мало.

Такое положение возникло именно вследствие того, что после появления ядерного оружия военные ключевых стран мира сделали ставку на него и фактически пренебрегли необходимостью иметь достаточный потенциал обычных ударных ракетно-бомбовых вооружений. Считалось неправильным держать в строю тысячи бомбардировщиков с обычным боекомплектом, если ровно ту же задачу мог выполнить один единственный носитель с ядерной боеголовкой.

В результате, к сегодняшнему дню сложилась и окончательно оформилась ситуация, когда действительно эффективное поражение противнику может быть нанесено только ядерным оружием. На вопрос «почему»  отвечу: для достижения победы при помощи оружия неядерного, на голову вероятного противника необходимо обрушить такой эквивалент тротила, который соответствовал бы сокрушающим ударам эпохи Второй мировой. При этом требуемого количества средств доставки - самолётов и ракет, в современном мире нет даже у могучих государств с мощным ВПК.

Таким образом, приходим к очевидному выводу. В случае начала крупномасштабной войны великих держав применение ядерного оружия будет неизбежно уже в силу того, что никакой иной возможности для нанесения противнику ударов стратегического уровня просто не существует. А это означает, что если такая большая война начнётся, очень ограниченный арсенал обычных средств поражения, в том числе ракетных, будет достаточно быстро исчерпан. Думаю, что за срок в пределах одного месяца. И поскольку ни одна из целей войны за это время обычным оружием гарантированно достигнута не будет, стороны будут вынуждены перейти к использованию ядерного оружия.

И тут мы опять вступаем в область «мыслей о немыслимом». Краткая версия коих звучит так: «В ядерной войне победителей не будет!».

Сегодня этот постулат является, во всяком случае в массовом сознании, едва ли не главным сдерживающим фактором для начала любой крупномасштабной войны. Однако обозначившийся стратегический тупик, то есть дефицит эффективной поражающей силы, вынуждает военных настойчиво искать выход из этого тупика.

Барьер, существующий только в нашем воображении

И такой выход, к сожалению, действительно может быть обнаружен.

До сих пор главной острасткой, которая мешала военным полностью сосредоточиться на оружии массового поражения, считалась угроза для всей экосистемы планеты Земля.

Общее убеждение состояло в том, что, при любом исходе обмена ядерными ударами, Земля будет безнадёжно заражена радиацией и станет непригодной для жизни. То есть «всё равно все умрут». И, стало быть, нет никакого смысла такое оружие применять. На эту тему, кстати, снято довольно много устрашающих художественных фильмов, где очень убедительно показано, что в такой ситуации даже далёким австралийским антиподам рассчитывать не на что. Потому что радиация накроет всех.

Но не слишком ли мы легко даём себя ввести в это благодушное заблуждение? В то время как факты позволяют считать, что в реальности наши «антиядерные верования», хоть и хороши сами по себе, но не вполне соответствуют действительности. И, следовательно, могут быть достаточно легко проигнорированы теми, кто очень настойчиво ищет выход из ядерного тупика. Полагаю, что на самом деле они его уже давно нашли. И пришли к совершенно иным выводам, чем те, которые пользуются до сих пор массовым спросом. И эти выводы, вполне возможно, полностью разблокировали в их глазах перспективу ведения победоносной ядерной войны. Что некогда в принципе исключалось.

Царица всех доказательств

Суть вопроса заключается в том, что, на самом деле, так называемое «чистое термоядерное оружие» уже давно существует.

Обратимся к фактам.

Справка

Месяц назад российский концерн «Росатом» рассекретил и опубликовал на общедоступных интернет-ресурсах ранее строго секретный документальный фильм об испытаниях на Новой Земле в 1961 году крупнейшего в истории термоядерного боезаряда, эквивалентного примерно 58 млн тонн тротила. Он получил всемирную известность как «Царь-бомба».

Данное испытание проходило, по сути, в «идеальных» условиях для подтверждения данных о колоссальном и непоправимом ущербе такого оружия для окружающей среды. Воздушный термоядерный взрыв огромной мощности на открытом на тысячи километров пространстве - чего ещё желать для того, чтобы убедиться в необратимой гибельности применения этой адской машины для всего живого.

Но советские учёные-конструкторы «Царь-бомбы» всё рассчитали точно и знали, что никакого «непоправимого ущерба» планете нанесено не будет. Так оно и вышло.

Судя по этому фильму, эффект получился прямо противоположный. Если разрушительный, прежде всего, термический эффект взрыва был вполне адекватен ожидаемому, то с радиацией всё было совсем не так, как в фильмах о ядерном апокалипсисе. Уже через два часа после испытаний в эпицентре взрыва высадилась команда учёных-дозиметристов, которые практически не обнаружили там следов радиации. Точнее, она была, но на уровне фоновой для данной местности. То есть никакого летального и необратимого радиоактивного заражения даже самого испытательного полигона не произошло. В самом фильме так прямо и сказано - состоялись испытания чистой водородной бомбы.

У меня нет оснований сомневаться в правдивости авторов фильма, готовивших его для высшего советского руководства, обманывать которое было тогда весьма чревато последствиями.

«Царь-бомба».
© mil.ru
«Царь-бомба».

А из этого факта, применительно к нашему размышлению, следует, что термоядерное оружие, способное не создавать долговременного радиоактивного заражения местности и не делать её непригодной для жизни навсегда, действительно существует. И уже давно.

Из этого, в свою очередь, вытекает решение именно той стратегической задачи, которая в массовом сознании до сих пор считается непреодолимым препятствием для ведения ядерной войны.

Барьеры сняты, и ядерный конфликт уже не за горами

В действительности получается, что эта «проблема» уже давно была решена. И что переход к применению оружия массового поражения совершенно необязательно должен сопровождаться превращением всей Земли в безжизненную радиоактивную пустыню.

Примечание редакции

Архипелаг Новая Земля сейчас настолько освободился от радиации, что в настоящее время там приступают к строительству горно-обогатительного комбината, нового города и порта глубокой воды.

Центральный ядерный полигон на архипелаге Новая Земля.
© mil.ru
Центральный ядерный полигон на архипелаге Новая Земля.

Ничего хорошего для обычного человека в этом, конечно же, нет. Но кого в этом мире интересуют заботы простых смертных? Зато для военного стратега, которому поставлена задача найти решение нынешнего объективного противоречия между дефицитом неядерных средств ведения большой обычной войны и радиоактивной угрозой войны ядерной, это реальный и вполне адекватный ответ на все основные вопросы.

Для нас это означает, что ядерная война не просто возможна, но и вполне рациональна с точки зрения современной военной стратегии. И даже может обеспечить военную победу в случае удачного и своевременного нанесения термоядерных ударов.

В конце концов, если говорить прямым текстом, города выжигали полностью, пусть и обычными бомбами, ещё во времена Второй мировой войны. И Человечество от этого отнюдь не перестало существовать.

Примечание редакции

Ещё две тысячи лет назад исторические города уничтожали «под корень» даже без оружия массового поражения. Такова была участь Иерусалима, на территории которого, после того, как он был снесён с лица земли римскими легионами Тита в 70 г. по Р.Хр., даже запрещено было селиться в течение нескольких десятков лет.

И если водородная бомба будет делать ровно то же самое, не оставляя незаживающих радиоактивных ран на теле Земли, то почему бы военным её не применить? Ведь о неизбежности фатальных для всей планеты и даже для государства-агрессора последствий уже не будет и речи.

А вместо городов, сожжённых дотла, как это не цинично звучит, построят новые города, а мамки новые миллиарды детей нарожают. На нашей планете всегда хватало высокопоставленных негодяев, которые рассуждают о судьбах Человечества в таких людоедских категориях. Тем более что подобные всесожжения уже неоднократно случались в длинной и, увы, кровавой истории земной цивилизации.

Если всё обстоит так, как написано выше, то это, конечно, очень печально. Поскольку получается, что непреодолимый барьер для ядерной войны существует, в основном, только в нашем воображении, но не в реальной действительности. И существует он, во многом из-за ужасных последствий Второй мировой войны, памяти о невиданных ужасах которой хватило надолго. Но, увы, не навсегда.

И вот, аккурат к нашему времени, эта память практически полностью выветрилась. Во всяком случае, на её главном, личностном, самом болевом уровне. И, стало быть, главный барьер уже снят. Осталось только кому-то физически перешагнуть то место в нашем сознании, где он когда-то существовал.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама