Только Вашингтон мог выдать Жанин Аньес лицензию на убийства
Временный президент Боливии Жанин Аньес издала указ, освобождающий от ответственности военных и полицейских за убийства при разгоне не утихающих массовых демонстраций сторонников Эво Моралеса, протестующих против госпереворота. Армии развязали руки. Фактически военным дана лицензия на убийство. Погибших от солдатских пуль уже более 20 человек, много раненых. Проходят аресты сторонников свергнутого президента.
Появление подобного указа говорит о том, что новая «президентша» Боливии, действующая, что трудно не понять, по «вдохновению» США, взялась за дело основательно и ни при каких обстоятельствах не намерена допустить возвращения экс-президента в страну - на политическую арену Боливии.
Это и понятно: вернувшись в страну, Моралес объективно превратится в знамя местного индейского большинства, которое после военного переворота вновь встало перед перспективой бесправия и нищеты. Если пришедшие к власти в Боливии силы закрепятся, то следует ждать кардинального изменения законодательства страны в пользу иностранных корпораций.
Моралес говорит, что готов вернуться на родину, чтобы способствовать миру. Однако, прямо скажем, это совсем небезопасно для него. В противном случае он не принял бы от Мексики предложение об убежище. Да и Эво Моралес признал, что Мексика «спасла ему жизнь».
Всем уже ясна подоплёка переворота: Вашингтон всеми неправдами стремился вернуть Боливию в «стадо» послушных стран Латинской Америки, чтобы обеспечить себе прямой доступ к её природным богатствам, которые при Моралесе были объявлены национальным достоянием. Кроме того, Моралес - продолжатель идей Фиделя Кастро и Уго Чавеса и друг России. А от таких лидеров в странах континента Вашингтон традиционно старается избавиться.
Потому неудивительно, что Трамп моментально поддержал провозгласившую себя временным президентом Боливии Жанин Аньес и не без пафоса заявил: «С уходом Моралеса мы сделали ещё один шаг на пути к полностью демократическому, процветающему и свободному Западному полушарию».
Находящийся в Мексике Эво Моралес, а также все политические наблюдатели в регионе прямо называют произошедшее в Боливии военным переворотом и указывают на незаконность прихода к власти Жанин Аньес. Дело в том, что парламент не поставил на голосование вопрос об одобрении отставки Моралеса, и, по конституции, пока этого не случилось, он остаётся законным президентом. Далее, две трети депутатов из партии Моралеса «Движение к социализму» (MAS) в знак протеста против переворота покинули парламент, и голосование по кандидатуре Аньес на пост президента проходило в отсутствие кворума.
Наконец, пост главы государства, по закону, должна была занять спикер сената, член партии MAS, Адриана Сальватьерра, однако её даже не пустили в здание парламента. То есть налицо заранее подготовленный и осуществлённый военными переворот, в котором Жанин Аньес, в некотором смысле, отвели роль «подсадной утки» для того, чтобы было кого усадить в президентское кресло. Схема весьма похожа на то, как Хуан Гуаидо год назад провозгласил себя президентом Венесуэлы и тут же бы признан Вашингтоном.
Жёсткость, с которой временный президент Аньес подавляет манифестации сторонников Моралеса, а также репрессии против известных деятелей партии MAS весьма напоминают самые худшие времена диктатуры Пиночета. Напомним, что военный путч против правительства Сальвадора Альенде в 1973 году вошёл в историю, как самая кровавая страница в истории Чили: от рук военных и агентов службы безопасности DINA погибли десятки тысяч человек, выражавших несогласие с переворотом. Тогда чилийские военные также имели индульгенцию на убийства, которые и совершались в массовом порядке. Достаточно вспомнить центральный стадион в Сантьяго-де-Чили, превращённый в тюрьму и место массовых казней сторонников президента Альенде.
И что самое удивительное, переворот в Боливии, как под копирку, напоминает украинские майданы. Испанская газета El País ещё до переворота, в статье от 1 ноября, поднимала вопрос о том, что в Боливии процветает белый расизм, направленный против индейцев - коренного населения Боливии, которое является избирательной базой Моралеса. Сам же Эво Моралес и его сторонники неоднократно обвиняли либеральную оппозицию в том, что она состоит из расистов, пренебрежительно относящихся к коренному населению. Кстати, белые составляют всего 13% населения Боливии и представляют тот самый зажиточный и ориентированный на США класс, который и стал стержнем выступлений против якобы «нечестных» выборов. Уже после переворота Моралес, находившийся в Мексике, заявил, что «переворот совершён в интересах богатых и влиятельных людей». Он назвал путчистов «продажными предателями родины и расистами».
И вот что отметил корреспондент El País в Боливии Андрес Родригес, которому вряд ли известны подробности событий на Украине в 2014 году. По его словам, на антиправительственном митинге в городе Кочабамба, который состоялся три дня спустя после выборов, манифестанты выкрикивали весьма характерный лозунг: «El que no salta es una chola masista» - «Тот, кто не скачет, тот дурак-индеец и член партии MAS». Ничего не напоминает? Ну как же - «Хто не скаче, той москаль!» Нетрудно убедиться, что те же технологии, предназначенные для введения людей в состояние массового психоза, которые применялись на Украине, были использованы и в далёкой Боливии.
Но теперь американцы, ухватившие Боливию мёртвой хваткой, так просто её не отпустят. Собственно, потому боливийским военным и выдана лицензия на убийство... Тем не менее коренные жители Боливии, составляющие большинство, не настроены покориться и смиренно принять политические изменения в стране, навязанные извне. И массовые акции протеста против временного президента Аньес, похоже, будут только нарастать. В эти дни Боливия совсем не похожа на Боливию 1967 года, когда Эрнесто Че Гевара затеял вооружённую освободительную миссию в этой стране, потерпевшую, как известно, неудачу. Провал попытки Че поднять народную борьбу был обусловлен тем, что боливийские крестьяне-индейцы его не поддержали. Но сегодня боливийские индейцы уже не выглядят забитыми пасынками в собственном доме.
За 14 лет правления Эво Моралеса, первого за историю страны президента-идейца, коренное население вкусило плоды свободы и не хочет возвращаться в прошлое - в унижение и нищету. И ситуация в стране уже напоминает «увертюру» к Гражданской войне: с одной стороны, - белое меньшинство, за которой армия и США, с другой - коренное большинство, которому есть что терять. И вряд ли у этого «конфликта интересов» есть мирное решение, поскольку Аньес, судя по всему, готова пролить сколько угодно много крови для «умиротворения» Боливии.
----
Автор - эксперт РИСИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.