Против России в гордом одиночестве: почему Варшава противостоит новым газовым проектам
За Украину обидно
Польша уже много лет является одним из самых ярых противников любых новых российских газопроводов в Европу. Свою позицию Варшава объясняет озабоченностью судьбой соседней Украины, такие планы, с её точки зрения, представляет серьёзную угрозу для независимости и территориальной целостности последней. В связи с приближением сроков ввода в эксплуатацию как «Северного потока-2», так и «Турецкого потока» обеспокоенность правящих элит в стране возрастает, и в польских медиа появился целый ряд публикаций, критикующих эти проекты.
При этом иногда приводятся очень странные аналогии. Так, недавно польское интернет-издание Energetyka24, специализирующееся на вопросах энергетической безопасности, провело параллели между союзническими гарантиями о помощи, которые дал Польше Невилл Чемберлен в марте 1939 года, и гарантиями транзита российского газа через территорию Украины после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2», которые дала Киеву Ангела Меркель.
Как известно, после нападения Гитлера в 1939 году Великобритания палец о палец не ударила, чтобы оказать какую-либо реальную помощь своему польскому союзнику. В итоге для Польши всё закончилось очень трагически, и как государство она на некоторое время прекратила своё существование. Правда про то, что перед этим II Речь Посполитая (Польское государство, восстановленное в 1918 году. Название подчёркивает непрерывную связь с Речью Посполитой, ликвидированной в результате её разделов между Российской империей, Прусским королевством и Австрийской империей в конце XVIII века - ред.) вместе с нацистской Германией оккупировала соседнюю Чехословакию, польские СМИ почему-то скромно умалчивают.
Теперь же, по мнению польского энергетического портала, история повторяется, и подобная участь может ожидать Украину, так как для Берлина на самом деле нет никакого экономического интереса в сохранении транзита газа через эту территорию.
«Для Германии, государства хорошо экономически развитого, важно, чтобы экономика получала достаточное количество голубого топлива по подходящей цене. То, будет ли оно прокачано по украинским степям или по дну Балтийского моря в этой системе, дело вторичное», - подчеркивает издание.
В то же время для Украины конец газового транзита может иметь катастрофические последствия, так как, согласно эксперту энергетического портала, та после прекращения транспортировки российского газа через её территорию сразу же утратит экономико-геополитическое значение на карте Европы. «Роль транзитного государства и связанный с ней контроль над поставками сырья для других государств даёт Киеву реальную гарантию безопасности и дополнительную козырную карту в партиях с Кремлем, одновременно оставляя европейские страны чувствительными к судьбе Украины. Однако сейчас, учитывая ситуацию на Донбассе и в Крыму, трудно предсказать, как будет складываться судьба Украины, когда эта карта исчезнет со стола», - резюмирует Energetyka24.
Не нужен им и «поток Турецкий»
Впрочем, не только «Северный поток-2» и участь Украины волнуют Варшаву. На берегах Вислы также озабочены «Турецким потоком» и активно переживают за судьбу братской Венгрии (в Польше венгры исторически считаются братским народом - авт.), которую, как полагают польские эксперты из того же издания Energetyka24, коварная Москва хочет лишить газовой независимости.
Однако Венгрия, в отличие от своих польских соседей, пытается проводить собственную внешнюю политику и руководствоваться при этом своими экономическими интересами, что в свою очередь не находит понимания в Варшаве. Так недовольство Польши вызвало желание Венгрии диверсифицировать поставки российского газа и получать его не только с востока через Украину, но и с юга через новый «Турецкий поток».
Польша же тем временем активно продвигает стратегию создания газового коридора «север-юг» на основе СПГ-терминала в Свиноуйсьце и газопровода Baltic Pipe на севере и газопорта, строящегося на хорватском острове Крк.
Таким образом, ставится цель сломать существующую со времен СССР зависимость стран Восточной и Центральной Европы от поставок газа из России по маршруту «восток-запад». Однако здесь на пути к реализации этих грандиозных планов встала Венгрия. Будапешт, преследуя свои интересы, явно пытается, как и Варшава, занять место «газового хаба» в регионе, но не с помощью американского и норвежского газа, а российского.
«Борьба за центрально-европейский рынок газа между Россией и польско-хорватским альянсом остаётся незавершенной. Обе стороны вовлекли огромные средства в разрушение зависимости от России с одной стороны и в её закрепление с другой. К сожалению, Будапешт в очередной раз показал, с кем ему больше по пути. И это не брат из Варшавы», - отмечает издание Energetyka24 в статье с говорящим названием «Венгерская диверсификация или антипольская диверсия?».
Недавнее заявление главы венгерского МИДа Петера Сийярто о том, что во второй половине 2021 года в страну начнутся поставки газа через «Турецкий поток» вновь вызвало нервную реакцию на берегах Вислы. С точки зрения польских экспертов, такое решение идеально вписывается в российские планы по прекращению транзита через Украину и несёт угрозу для Киева. Кроме того, по их мнению, это приведёт к утрате Венгрией энергетической независимости.
Стоит также добавить, что поддерживая «Турецкий поток» и имея хорошие отношения с Москвой, Венгрия, в отличие от Польши, не пытается противодействовать и строительству «Северного потока-2». «Мы не являемся частью проекта, мы не можем быть против него», - заявил министр иностранных дел Петер Сийярто.
Вышеградская тройка не прочь заработать на российском газе
Иную позицию в отношении этого проекта имеют также и другие коллеги Польши по «Вышеградской группе» (Объединение четырёх центрально-европейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Образована 15 февраля 1991 года в венгерском городе Вишеград - ред.), такие как Чехия и Словакия. Те изначально сопротивлялись «Северному потоку-2», однако затем изменили свою точку зрения и сегодня подсчитывают экономические выгоды от увеличения транзита российского газа.
Чехи явно изменили тон в октябре прошлого года, когда министр торговли и промышленности Марта Новакова опубликовала заявление, в котором написала: «Провал проекта «Северный поток-2» (...) будет означать серьёзную угрозу». По её словам, модернизация национальной газовой сети удвоит количество газа, поставляемого транзитом через Чехию, тем самым «увеличивая безопасность поставок».
Чешский оператор газотранспортной системы компания Net4Gas вложил около 750 млн евро в увеличение пропускной способности на 40 млрд кубометров, чтобы сделать возможным транзит газа из EUGAL - сухопутного продолжения «Северного потока-2» в южную Германию и Словакию.
Словакия также не препятствует проекту, и тоже не прочь заработать на транзите российского газа. По этим причинам Братислава расширяет свою сеть так, чтобы увеличить её пропускную способность на 20 млрд кубометров в год от своей границы с Чехией до австрийского узла Баумгартен. Также, как и чехи, словаки выставили объёмы из своих газопроводов на аукцион, продав их анонимным покупателям.
«Российский газ и "Северный поток-2" разделил Вышеградскую группу», - резюмировало популярное американское издание «Politico» и добавило, что «Польша стоит во главе противодействия газопроводу», в то время как три остальные страны «имеют в этом вопросе совершенно иную позицию».
Данным высказыванием «Politico», по сути, констатировало, что Варшава является «белой вороной» на фоне партнёров по Вышеградской четвёрке, которые в отличие от неё ставят во главу угла не противодействие России любой ценой, а свои экономические интересы. Польша, как и её соседи, тоже могла бы зарабатывать на транзите российского газа, когда ей неоднократно предлагали проложить по территории страны вторую ветку газопровода «Ямал-Европа», однако Варшава отказалась.
Глас вопиющего в Польше
В своё время польский эксперт по безопасности Анджей Запаловский, ныне входящий в коалицию националистов-евроскептиков «Конфедерация», так прокомментировал политику польских властей: «Мы постоянно сталкиваемся с проблемой безрефлексивной поддержки Украины за счёт наших интересов на востоке. Напомню, что проект строительства газопровода Ямал-Европа через Польшу в Западную Европу был отвергнут по политическим причинам, так как не хотели допускать исключения из него Украины. Следствием этого является строительство Nord Stream II, из которого исключили Польшу. У Германии и других наших партнёров по ЕС не было таких дилемм, как у нас».
«Здесь мы видим, что за счёт наших стратегических экономических интересов и безопасности мы поддерживаем государство, которое ничего нам взамен не предлагало, и даже больше - в своей внутренней политике продолжает проводить антипольскую политику», - резюмировал Анджей Запаловский.
Стоит, однако, отметить, что подобное мнение является в Польше гласом вопиющего в пустыне. Польские политические элиты, забыв об экономических интересах своей страны, уже давно превратили её в инструмент внешней политики США. И, Варшава, несмотря на гордое одиночество, будет, не считаясь ни с чем, продолжать свой антироссийский внешнеполитический курс.