Дети русской Спарты
Но Донбасс - это, как ни банально звучит, прежде всего, люди. О повседневной жизни которых граждане нашей страны по большей части знают до обидного мало. А между тем героические - пусть и не признанные - республики уже вырастили в текущем году свою очередную смену, покинувшую окончательно школьные парты два месяца назад. Что мы знаем о них? Чего они хотят - навсегда уехать, куда глаза глядят, или защитить свою малую Родину?
А школьный бал всё-таки состоялся...
Из-за эпидемии коронавируса проведение выпускных торжеств, традиционных для второй половины июня/начала июля, в Донецкой Народной Республике оставалось под вопросом до самого последнего момента.
Но поскольку с начала войны Донбасс уже находился в изоляции, благодаря своевременно принятым мерам здесь удалось избежать массового распространения инфекции. Поэтому, буквально за неделю до намеченной даты, взвесив все «за» и «против», глава ДНР Денис Пушилин разрешил мероприятие при условии, что всё пройдёт на свежем воздухе.
На подготовку и репетиции у выпускников было всего несколько дней, и пусть из-за этого в движениях прощального вальса прослеживалась некоторая шероховатость, праздник всё равно удался! Однако, согласитесь, это - самое главное, ведь школьный бал бывает только раз в жизни.
Одна девушка из Донбасса
Когда в 7 утра 19 июля я приехала домой к Еве - выпускнице 106-й школы Петровского района Донецка - сборы были в полном разгаре.
Ещё летом 2014 года украинские снаряды разрушили вначале крышу родной 106-й школы Евы, а затем и всё здание сделали непригодным для занятий. Поэтому выпускной проходил во дворе 114-й школы, выделившей часть помещений для того, чтобы приютить учеников и педагогов, оставшихся без крова. Она находится всего в паре минут ходьбы от дома Евы, и у нас оставалось время, чтобы выпить кофе и побеседовать об учёбе, о войне, о планах на будущее.
Ева учится на отлично, её самая заветная мечта - поступить в юридическую академию. А ещё - встретить большую, настоящую любовь и создать крепкую семью. То есть познакомиться с таким человеком, «который будет на всё способен ради тебя, который всегда поможет». Как в «Мастере и Маргарите»... Этот роман, который входит в программу 11-го класса, произвёл на девушку незабываемое впечатление.
Когда на землю Донбасса пришла гражданская война, Еве было всего 12 лет. Тем не менее она хорошо помнит тот страшный день, когда они с мамой вернулись из Мариуполя, куда ненадолго уехали, спасаясь от бомбёжек. В тот же вечер начался очень сильный обстрел.
«Обстрелы всегда начинались вечером и длились всю ночь, - вспоминает Ева. - Я только вышла из ванной и пошла на кухню за чаем, как раздался жуткий свист. Дедушка взял меня крепко за руку, мы обулись в первую попавшуюся обувь, схватили заранее приготовленную сумку с документами и самым необходимым и побежали в подвал. И тут начали вылетать стёкла в подъезде. Все соседи с разных этажей бежали гурьбой по лестнице и буквально прыгали в подвал. А мой друг, младше меня года на три, вообще босиком по стеклам бежал. Вокруг громыхало, штукатурка на головы сыпалась».
В подвале всех детей поставили в самое безопасное место - под несущую стену. Они стояли там и плакали от страха. В тот день полностью разбомбило детскую площадку перед домом, во дворе было пять или шесть воронок от взрывов. А снарядом, попавшим в восьмой этаж соседнего дома, снесло все балконы. Тогда Ева с мамой уехали на год к бабушке в село под Полтавой. А когда вернулись, заниматься пришлось уже в здании 114-й школы.
Занятия под обстрелом
Несмотря на войну и невозможность заниматься в родных стенах, и директор школы Яна Балак, и учителя, большинство из которых сами окончили 106-ю школу, сделали всё возможное, чтобы учебный процесс был качественным и интересным. В конце предыдущего учебного года дополнительные трудности возникли из-за эпидемии коронавируса и перехода на дистанционное обучение.
Когда 19 марта объявили карантин, Ева не предполагала, что тот затянется на долгих три месяца. И что этой весной она, по сути, последний раз сидит за партой со своими одноклассниками. Заниматься дистанционно, и при этом не снизить успеваемость, было очень сложно. Особенно тем, кто живёт в непосредственной близости от линии разграничения. Этой весной обстрелы чередовались беспрерывно - практически ни дня затишья.
Дети некоторых донбасских посёлков живут в суровых реалиях, близких к сталинградским.
Например, чтобы отправить учителю выполненное задание, нужно было найти «господствующую высоту», где ловится мобильный интернет. Одно из таких мест - террикон, а ведь он простреливается! А если связи не было, приходилось отвозить задания в школу. И это при том, что до общественного транспорта тоже нужно дойти-добежать, не попав в коллиматор снайпера. Все знают, что за блокпост посёлка Трудовские автобусы не ходят, а там тоже школьники живут...
И всё же, по словам директора школы, «не было случая, чтобы учителя пожаловались, что кто-то систематически не выполняет домашние задания. Даже в 2014 году, когда они каждый день сидели в подвалах, дети всегда были готовы отвечать, и никогда не прикрывались обстрелами, чтобы чего-то из заданного не сделать.
Донбасские кадеты уже готовы и строить, и сражаться
28 июня, чуть больше двух месяцев назад, торжественно простились со своим учебным заведением выпускники Донецкого кадетского корпуса им. Александра Захарченко.
В 2017 году решением первого главы Донецкой Народной Республики его родная 4-я школа получила статус кадетского корпуса. Дело в том, что молодое государство испытывало острую потребность в патриотически настроенной молодёжи, которая стала бы его достойными гражданами.
И вот тогда Донецк вместе с Луганском решили самостоятельно вырастить новое поколение - ту самую смену, которая будет способна стать гражданами-воинами, то есть беззаветно служить своему Отечеству.
А для этого нужно воспитать личности развитые разносторонне, в том числе и физически, и свести тем самым к минимуму зависимость от компьютерных технологий. Местный кадетский корпус призван взять на себя эти обязанности.
Александр Захарченко был здесь не гостем, а приезжал постоянно, как только выдавалось свободное время; он общался на равных со всеми - и с детьми, и с учителями. 31 августа 2018 года жизнь Захарченко трагически оборвалась. В ноябре того же года его имя было присвоено кадетскому корпусу указом преемника на посту главы ДНР Дениса Пушилина.
До войны в школе обучалось 180 детей, в разгар боевых действий 2014 года их оставалось не больше 100. Но с тех пор, как школа стала кадетским корпусом, желающих учиться здесь становилось всё больше. Сейчас конкурс составляет 25-30 человек на место.
Приоритет всегда отдаётся детям военнослужащих и детям из семей погибших. Учебные занятия ведутся как по основной общеобразовательной программе, так и по специфической для кадетского корпуса - это и строевая подготовка, и рукопашный бой, и верховая езда, и стрельба, а также хореография, театральное мастерство, этикет. Учебный день длится 19 часов. Но живут ребята всё-таки дома.
«Мы в новый век идём своим путём, а надо будет - Родину спасём!»
Почему сюда так стремятся попасть?
«Мы стараемся всячески поддерживать имидж Донецкой Народной Республики, у нас имя Александра Владимировича Захарченко, поэтому мы поставили высокую планку и стараемся её держать», - поясняет директор корпуса Оксана Целиковская.
В этом учебном году, в декабре, наши дети представляли Донецкую Народную Республику на международном балу в Москве в Кремле. Нас пригласили на следующий год, потому что наши дети показали особую выправку, особую культуру. Мы даже на уровне Российской Федерации стараемся заявить о себе. У нас второе место в Александровском - мы участвуем в реконструкциях, были в Ступино и на раскопках в Брянске - авторитет ДНР стараемся держать высоко».
Максим Владимирович, военнослужащий Донецкой Народной Республики, принимавший участие во всех ключевых сражениях этой войны, о чём свидетельствует орден «За воинскую Доблесть» 3-й степени и многочисленные медали на его гимнастерке, привёл своего среднего сына в 5-й взвод.
Предварительно он посоветовался с женой, потому что у парня были проблемы с дисциплиной. «Учиться здесь поначалу ему было трудно, но теперь по городу идёт, гордо подняв голову, потому что на него смотрят».
Донецк стал теперь настоящим городом военных. Здесь уже родились целые династии. Так, старший сын Максима Владимировича планирует поступить в военное училище в Российской Федерации и по стопам отца стать офицером спецназа. Младшему сыну 6 лет, он ровесник Донецкой Республики.
Серебряные медалистки Ангелина и Екатерина планируют работать одна на юридическом поприще, вторая - в полиции. Они считают, что «должны при необходимости суметь защитить Родину наравне с мужчинами». Их мамы хотели бы, чтобы дочери «были сильными духом во всём».
Последний день пусть и военного, но всё-таки детства
Утром 28 июня в Кадетском корпусе царила волнительная праздничная суматоха: шли последние приготовления к торжеству.
Женщина, пусть даже и в форме, всё равно всегда остаётся женщиной, поэтому на стендах с информационными плакатами предусмотрительно прикреплены ещё и зеркала. Пробегая мимо, девушки всякий раз притормаживали на несколько секунд, чтобы поправить волосы или пилотку.
И вот дан сигнал к построению. Первыми на плац, лихо отбивая дробь своими палочками, вышли барабанщицы в ярко-красных плиссированных юбках. За ними, чеканя шаг перед вытянувшимися в струнку кадетами, маршем прошли две знамённые группы, неся знамя Донецкой Народной Республики и знамя Кадетского корпуса - его Александр Захарченко торжественно вручил учебному заведению на церемонии посвящения в кадеты в декабре 2017 года.
Знамя корпуса выпускники передали знамённой группе будущего 11-го взвода - так в корпусе называют традиционные классы - после чего, сняв головные уборы, опустились на одно колено, чтобы проститься с ним.
Потом, после окончания торжественной части и возложения цветов к мемориальной доске Александра Захарченко, зазвучали звуки прощального вальса, в котором девушки демонстрировали утончённую грацию, а юноши - отменную выправку.
На прощание в небо взлетели фуражки и пилотки кадетов. Многие в скором времени пополнят ряды элиты Донецкой Народной Республики, готовой взять на себя ответственность за её будущее - как в мирной жизни, так и с оружием в руках.