Любимый самолёт Туполева вновь пополнил китайскую триаду
В недавно выпущенном, двадцатом по счёту, докладе Пентагона о состоянии военной мощи КНР, публикуемом по требованию Конгресса на ежегодной основе, сообщается о поступлении на вооружение Народно-освободительной армии Китая (НОАК) ракетоносцев H-6N. Ранее в составе сил ядерного сдерживания КНР присутствовали старые варианты советских Ту-16, но они были официально сняты с боевого дежурства по решению высшего политического руководства страны. Однако примерно 100 самолётов всё еще эксплуатируются в составе тактической и морской авиации.
Впервые на Западе о H-6N заговорили лет пять тому назад, однако тогда не имелось конкретной информации о позиционировании самолёта: станет ли он экспериментальным или пойдёт в серию? Также имелись сомнения, является ли данный самолёт новой модификацией или это лишь улучшенный вариант H-6K, принятого на вооружение в 2011 году. Вышедшее в сентябре новое издание пентагоновского доклада уже однозначно характеризует H-6N как серийную машину, поступившую на вооружение. В настоящий момент - это единственный тип летательного аппарата в составе ядерной триады КНР.
Составители доклада отмечают: постоянное совершенствование линейки самолётов Н-6 нашло отражение в том, что наиболее современные из них получили возможность применять новые типы ракет класса «воздух-земля» и взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами.
Возвращение в состав сил ядерного сдерживания
Бомбардировщик H-6N характеризуется пентагоновцами как самолёт, оптимизированный для нанесения ударов по удалённым целям при помощи дальнобойных ракет класса «воздух-поверхность». Доработка фюзеляжа выполнена таким образом, чтобы иметь возможность разместить на центральном узле подвески беспилотный летательный аппарат или баллистическую ракету воздушного старта.
В качестве последней упоминается ракета DF-21D, которая может оснащаться обычной либо термоядерной боеголовкой. Ракета обладает расширенным функционалом, выражающимся в способности поражать не только стационарные, но и подвижные цели, включая морские - приоритетной целью для таких ракет могут стать авианосцы.
Кроме того, H-6N отличается наличием аппаратуры дозаправки в воздухе, что значительно увеличивает его радиус действия и время патрулирования. Для передачи топлива используется другая модификация «тушки» - Н-6U. В целом, отмечают составители ежегодного доклада, новая модификация бомбардировщика повышает возможности Народно-освободительной армии Китая по проецированию силы на дальние расстояния.
Справка
Первый публичный показ H-6N датируется 1 октября 2019 года, когда в Пекине проводился грандиозный военный парад по случаю 70-летия образования Китайской Народной Республики. Среди 160 самолётов и вертолётов в нём задействовали и три H-6N, каждый из которых нёс на крыльевых пилонах по паре крылатых ракет KD-63 и CJ-10. Пролёт самолётов данной модификации над столицей Китая символизировал возвращение авиационного компонента в состав сил ядерного сдерживания. Пентагон убеждён, что дальние родственники Ту-16 значительно усилили ядерную триаду КНР, выводя её на качественно новый уровень.
«Барсук» и в Китае «Барсук»
Производство Ту-16 в нашей стране велось с 1952 по 1963 год, всего построено более полутора тысяч экземпляров. Они стояли на вооружении до середины 1990-х. Согласно воспоминаниям соратников Андрея Туполева, среди всех своих многочисленных проектов летательных аппаратов, прославленный советский авиаконструктор самым удачным считал именно Ту-16.
Справка
Главным достоинством Ту-16 была его надёжность. Прогрессивные идеи, воплощённые в конструкции Ту-16, обеспечили ему значительно больший ресурс планёра, чем у американских «современников» B-52, в крыльях которых неоднократно выявлялись усталостные трещины, требовавшие дорогого ремонта. Стоит отметить, что американцы до сих стремятся продлить жизнь своим стратегическим бомбардировщикам, постоянно вливая миллионы долларов в бесконечные ремонтные работы и замену комплектующих - вместо разработки новых машин.
Китай наладил выпуск Ту-16 по советской лицензии в конце пятидесятых годов прошлого века. Специально для реализации этого проекта в городе Сиань провинции Шэньси построили новый авиазавод. Первый собранный предприятием бомбардировщик поднялся в небо 27 сентября 1959 года. С тех пор выпущено более двухсот экземпляров под собственным обозначением H-6. На Западе их обозначают «Xian H-6» с сохранением в справочниках НАТО кодового обозначения для Ту-16 - Badger («Барсук»).
Сначала выпуск бомбардировщиков в Сиане шёл по советским чертежам с использованием импортных комплектующих. Затем все необходимые компоненты, включая авиадвигатели, стали поставляться местными предприятиями. Соответственно претерпевала изменения и базовая конструкция самолёта. Свыше шестидесяти лет местные специалисты кропотливо и неустанно работают над улучшением характеристик самолёта-долгожителя.
Внесенных изменений накопилось так много, что собираемые сегодня H-6M лишь отдалённо напоминают первоначальный проект. И всё же в них сохранились некоторые «фирменные черты», выделяющие самолёты ОКБ им. Туполева - гармоничные формы и пропорции, высокие несущие свойства планёра, неприхотливость и надёжность в эксплуатации.
«Долгий мир» китайского авиапрома
Лицензионный выпуск Ту-16 в Китае продолжается уже шестьдесят два года, в полном соответствии с традициями той местности, что была выбрана для возведения авиазавода. Населённый пункт здесь появился более трёх тысяч лет тому назад, а «Сиань» происходит от первоначального «Чанъань», что означает «долгий мир».
Местный авиазавод является одним из крупнейших в составе авиастроительной корпорации AVIC - местного аналога российской ОАК. Здесь трудятся более двадцати тысяч рабочих и инженеров. До недавнего времени Н-6 оставался крупнейшим китайским самолётом, выпускавшимся серийно. Сегодня этот титул принадлежит военно-транспортному Y-20, и его тоже делают в Сиане!
Какое-то время два типа будут выпускаться параллельно. Символично, что Y-20 не заменит, а дополнит H-6: на базе новейшего военно-транспортного самолёта создаётся заправщик Y-20U. Подобные машины дополнят существующий малочисленный парк «воздушных танкеров» Н-6U и «Ильюшин-78», что серьёзно повысит его качество, тем самым приумножив возможности НОАК по проецированию силы на дальние расстояния.
Самолёты Н-6 и Y-20 роднит и ещё одно обстоятельство: выпускаемые в настоящий момент крылатые машины обоих типов оснащаются двигателями семейства Д-30 конструкции Павла Соловьёва.
По данному поводу в докладе Пентагона написано следующее: «Китайский авиапром до сих пор не смог освоить выпуск моторов высокого качества, и по этой причине остается зависимым от поставок авиадвигателей из стран Запада (по гражданской линии) и из России (по военной)». Для иллюстрации составители документа приводят в пример франко-американский мотор CFM Leap-1C, что ставится на пассажирский лайнер COMAC C919, и российский Д-30, который идёт на военно-транспортные самолёты Y-20 и бомбардировщики H-6.
Здесь требуется сделать уточнение. Точное обозначение моторов, что идут на вышеупомянутые типы - «Д-30КП II серии» (Д-30КП-2). Они выпускаются на российском заводе в Рыбинске, а их копии WS-18 - в Китае. Согласно иностранным источникам, за период 2009-2020 годов Китай приобрёл у нас 463 двигателя Д-30КП-2, поставки продолжаются.
Поступление на вооружение H-6K в комплектации с двухконтурными турбореактивными двигателями позволяет «дотянуться» до целей, которые ранее были недоступны для самолётов семейства Ту-16, отмечают в Пентагоне. Например, действуя с аэродромов на континенте, эти машины могут крылатыми ракетами поражать объекты на острове Гуам, где находится крупная база ВМС США. В Пентагоне полагают, что системы дозаправки в воздухе и новые ракеты позволят китайской авиации поражать цели на ещё большем удалении.
Параллельно с запуском в производство H-6N, продолжается выпуск и модификации для военно-морского флота - H-6J. Они оснащаются шестью противокорабельными ракетами YJ-12 для нанесения ударов по морским группировкам противника.
Начиная с 2016 года Китай постепенно расширяет область проведения учений экипажей бомбардировочной авиации, посылая их всё дальше в западную часть Тихого океана. Кроме того, лётчики стали на регулярной основе выполнять полёты вокруг Тайваня. Как считают в Пентагоне, с целью устрашения жителей этого острова.
H-6 в качестве «военной дипломатии»
В июне прошлого года принято «Заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Там, в частности, говорится: «Целями российско-китайского сотрудничества в сфере безопасности являются обеспечение национальной безопасности двух стран и создание благоприятных условий для их устойчивого развития, эффективное противостояние как различного рода традиционным, так и новым угрозам в сфере безопасности».
Это предполагает более тесную координацию между вооружёнными силами наших стран. Вошло в традицию проведение совместных военных учений. Уровень взаимодействия продолжает неуклонно возрастать, свидетельством чему послужили события 23 июля 2019 года.
В этот день ВВС НОАК и ВКС России провели первые в своей истории координированные полёты стратегических бомбардировщиков. Экипажи H-6K и Ту-95 в едином строю пролетели над морским пространством между Кореей и Японией, отрабатывая задачи по совместному маневрированию и аэронавигации.
Затем пара H-6K перелетела в Россию для участия в учениях «Центр-2019». Словом, бомбардировщики семейства H-6 в обновлённом облике выступают в качестве инструмента «военной дипломатии».
Представляя вершину развития линейки Ту-16 конструкции выдающего отечественного авиаконструктора Андрея Туполева, они несут большое символическое значение для наших двух стран, отражая в себе общность исторического пути развития российской и китайской авиации. Столь пристальное внимание Китая к отечественной военной технике, в частности самолётов, говорит о её высокой эффективности и огромном потенциале. Многие виды современной российской военной техники являются наследниками советских машин. Китай также намерен развивать достижения советских конструкторов, используя свой подход и свои возможности.