Дмитрий Евстафьев: «Ключевой вопрос - изменение экономической политики в сторону технократизации и цифровизации»
Руководствуясь этим контекстом теперь уже бывший премьер-министр счёл наиболее верным решением действовать в соответствии со статьёй 117 Конституции РФ, последствием чего и стала отставка правительства в полном составе. Напомним, что планируемые изменения в конфигурации власти подразумевают предоставление Государственной думе возможности самостоятельного утверждения кандидатуры премьер-министра Российской Федерации. Несомненно, такого рода новшество радикально изменит существующую политическую систему, однако обещает сделать более эффективным процесс взаимодействия представительной и исполнительной властей. В свете новостей об отставке правительства президент России предложил в качестве кандидата на пост премьер-министра Михаила Мишустина, исполнявшего ранее обязанности руководителя Федеральной налоговой службы России, а также решил создать должность заместителя главы Совета безопасности, поделившись мнением о том, что планирует пригласить на этот пост Дмитрия Медведева.
О текущей обстановке, перспективах изменений в структуре власти и переменах, которые можно ожидать от нового премьер-министра еженедельнику «Звезда» рассказал политолог профессор НИУ Высшая школа экономики, кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев:
- Президент, по-моему, всё ясно сказал. Есть две линии: первая направлена на обеспечение максимальной внешней безопасности России. Она достаточно успешно выполняется и уже привела к тому, что российские Вооружённые силы и с чисто военной, и с военно-технологической точки зрения находятся на очень высоком уровне. При этом, говоря о будущем, президент предполагает выход на уровень как минимум трёхсторонних переговоров, а также предлагает договорённости на новом уровне глобальной стратегической стабильности. Можно назвать это «новой Ялтой», хотя, конечно, это не совсем так. По крайней мере можно говорить о новом понимании правил игры в глобальной политике с участием пяти ядерных государств, да и вообще с участием ключевых стран мира.
Но для того, чтобы выйти на действительно новый уровень международного понимания глобальной безопасности нужно этому уровню соответствовать с точки зрения внутренней конкурентоспособности: эффективности государственных органов управления, экономического роста и, прежде всего, социальной связности Российской Федерации. Вопросы, которые касаются последней из обозначенных сфер, в том числе и социальной интегрированности, и были ключевыми в Ежегодном послании нашего президента. Именно они, в первую очередь, обусловили принятые кадровые решения.
Нам нужен новый уровень внутреннего социально-экономического развития, элементом которого, к слову, является демография. Это необходимое условие для того, чтобы претендовать на достойное место в мире, потому что конкурентная борьба в многополярном мире будет вестись в том числе и на уровне демографии.
Что касается делегирования права на формирование и утверждение состава правительства Государственной Думе и в определённых аспектах Совету Федерации, то подобные перемены влекут за собой резкое повышение ответственности законодательной власти за принимаемые решения. Это порождает необходимость сделать законодательную власть более репрезентативной, отражающей ключевые социальные и экономические интересы в России, более профессиональной, а не чисто имиджевой. Новая структура позволит сформировать правительство из людей, которые реально работают над законодательными аспектами развития государства.
Помимо всего прочего, ключевым становится вопрос превращения представительной власти в элемент системы обратных связей непосредственно власти и общества.
В случае, если новый состав не будет справляться со своими обязанностями, президент сделает то же самое, что и сейчас - отправит правительство в отставку. Только в этом случае распущена будет ещё и Государственная Дума.
Что касается Мишустина, то его назначение на пост премьера изменит экономическую политику в сторону технократизации и цифровизации. Михаил Владимирович - государственный деятель, который отлаживает функционирование исполнительной власти на уровне алгоритмов. Этот человек построил работу федеральной налоговой службы при задействовании факторов, которые позволяют преодолевать, что называется, дефекты исполнителей. А в свете того, что ситуация с национальными проектами становилась уже нетерпимой, первоочередной задачей станет резкое повышение исполнительской дисциплины в аппарате правительства и соответствующих министерствах.