Путинская Конституция: Москва не будет ни третьим Римом, ни вторым Вашингтоном. И слава Богу!
Сразу оговоримся, что «третий Рим» был упомянут в заголовке не в каноническом смысле. Речь пойдёт не о Православии, а о независимости России, если хотите, о суверенитете, который формально и сейчас ограничен статьёй 15 действующей Конституции РФ.
Справка
Напомним, что в ней сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Вот именно за это нынешний Основной Закон страны и называют колониальным. Если вдуматься, именно 15 статья и составляет самую содержательную часть Конституции. Например, достаточно «договориться», предположим, с Вашингтоном, что с 1 января 2020 года Камчатка принадлежит США, и можно забыть о «целостности и неприкосновенности своей территории». Де-факто ситуация, конечно же, абсурдная, а де-юре?..
Но мы же хорошо знаем, кто, зачем и под чью диктовку писал Борису Ельцину Основной Закон. Причём исправить заложенные в главный документ государства нелепости, пока мы играли с Западом в «общие» игры, почему-то казалось неловким, что ли, даже неприличным - как бы не обидеть партнёров. Хотя попытки были. Но стоило только заикнуться о какой-то суверенной демократии, как Кремлю сразу же попытались заткнуть рот как снаружи, так и изнутри.
Попытки были небезуспешными. Но надо отметить, что мы до сих пор продолжаем по решениям СПЧ выплачивать компенсации, в том числе и за моральные издержки, различным персонажам, для которых Россия - это «Рашка». Хотя отлично известно, что СПЧ - так называемый Суд по правам человека, - структура политизированная и идеологизированная, весьма своеобразно трактующая постулат об «общечеловеческих ценностях». Традиционно не в нашу пользу.
Но каждому времени - своё. Не стало сталинской конституции, пережили мы и конституцию имени «дорогого Леонида Ильича», и вот настал черёд Конституции, написанной под Ельцина, обкомовского секретаря КПСС, который в известных кругах не стеснялся назвать себя царём Борисом. И хотя в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, будто потенциал действующего Основного Закона ещё не исчерпан, те поправки, которые он внёс, принципиально меняют многое. Это как нейрохирургическая операция - разрез небольшой, а последствия грандиозные. И можно не сомневаться, что народ за такие изменения проголосует.
Ну не нужны нам чиновники, у которых дом родной в Англии или в Майами, как у представителей шоу-бизнеса, которые в России только зарабатывают «бабки» на свою красивую жизнь. А потом Россия - это не Латвия или Эстония, куда президентов регулярно назначают из-за рубежа. Поэтому за исконно русского (в смысле - отечественного) кандидата в президенты тоже проголосует большинство, за исключением разве что тех, кто рассчитывал через четыре года посадить в Кремль Михаила Борисовича Ходорковского или другого какого-нибудь Лжедмитрия.
Кроме различных варягов в системе госвласти, нам не нужны и привнесённые ценности, противоречащие национальным представлениям о семье. И это очень больной вопрос. Да, в демографическом плане мы до сих пор не можем пережить последствия Великой Отечественной войны. Второй удар - девяностые годы, когда рождение ребёнка считалось чуть ли не социальным подвигом, а то и вообще безумным решением. Но и это ещё не всё. И сегодня не всем молодым по карману полноценная семья, особенно многодетная, а им ещё забивают головы различными сказками про гендерный выбор чуть ли не с детского сада.
Если «цивилизованный» Запад готов поголовно переквалифицироваться в гермафродитов - это их выбор.
Нам же надо решать демографическую проблему, пока она не превратилась в национальную катастрофу. Например, очень интересный учёный - профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Зубаревич (автор так называемой теории «четырёх Россий»), выступая в конце прошлого года в Совете Федерации, на цифрах доказала, что сегодня даже традиционно многодетный Дагестан себя не воспроизводит - коэффициент рождаемости 0,8. И при этом не смогла посоветовать, что же делать, поскольку, по её заключению, даже материнский капитал уже «перестал работать».
И тут же оппозиция потащила Наталью Васильевну на различные каналы и в различные эфиры, чтобы она, как не трудно догадаться, произнесла одну заветную фразу: «Власть надо менять!» Но профессор ничего такого не сказала и оказалась мудрее своих излишне настойчивых собеседников. Потому что президент Путин сам переформатировал систему власти в России, внешне косметически, а на самом деле, о чём уже упоминалось, настолько кардинально, что Послание-2020 уже окрестили январским переворотом.
А если говорить о частностях, то серьёзные изменения произошли и в структуре материнского капитала.
Дело в том, что в прежнем виде материнский капитал при всём желании властей не имел возможности кардинально повлиять на рождаемость. Чтобы поставить ребёнка на ноги, любые деньги от государства, понятное дело, лишними быть не могут. Даже при условии, если молодая семья уже располагает собственными квадратными метрами. Но в том-то и дело, что сегодня далеко не все могут позволить себе купить по существующим ценам жильё. Если же при рождении первенца семья будет получать 466 тысяч рублей, семья с двумя детьми - 616 тысяч, а при рождении третьего ребёнка государство будет «гасить» 450 тысяч рублей её ипотечного кредита, уже другое дело. За такие деньги, наверное, уже можно «потянуть» квартиру где-нибудь на периферии. Но не во всяком городе и без особой гарантии, поскольку вторую половину жилплощади всё равно придётся покупать в расчёте (средняя ставка по стране) где-то на 8% годовых.
Правда, на Дальнем Востоке запущена социальная программа для молодых семей, предполагающая ставку по ипотеке в 2%. И хотя Владимир Путин призвал банки активнее включаться в её реализацию, надо понимать, что это пока что исключение из правил, к тому же у банков своя собственная финансовая логика. Поддадутся они на уговоры или нет, вопрос на засыпку. Поэтому, чтобы молодым семьям уверенно смотреть в будущее, надо - вместе с материнским капиталом или вместо - создавать новые рабочие места с достойными зарплатами.
Но с этим пусть разбирается уже правительство Михаила Мишустина.
Да и с отечественным стройкомплексом, который с прошлого века живёт, не чуя под собою страны, тоже пора бы уже разобраться. Ну сколько, спрашивается, можно гнать элитное жильё в расчёте на миллионеров, для которых квадратные метры не крыша над крышей, а капиталовложение? И почему цена отечественного квадратного метра жилья раза в два выше средней зарплаты по стране? Не пора ли что-то поправить в этом специфическом коллективе?
Кстати, рынок жилья весьма своеобразно отреагировал на снижение ипотечной ставки. По данным ресурса ДомКлик, в 2019 году цены на недвижимость на фоне снижения жилищной ставки по ипотеке выросли на 10-12%, и количество предложений на рынке тоже увеличилось: рост составил 20-22%. Оно и понятно: ипотека стала доступнее, а спрос не только увеличивает предложения, но и влияет на цену. Надо ли уточнять, как может повлиять на аппетиты стройкомплекса сообщение об увеличении материнского капитала?
И только не надо говорить, что рынок всё отрегулирует сам собой, что экономические законы для всех одинаковы. Законы, как известно, пишут люди - проще говоря, чиновники. А дальше, как у Грибоедова - «чины людьми даются, а люди могут обмануться». А законы, по которым предстоит жить, должны отвечать интересам государства и народа, а не вообще. Вот почему Россия не может быть вторым Вашингтоном. Это не в наших интересах.