Где конфликт, там Эрдоган

После карабахского хода Анкары последует ливийский?
17 декабря 2020, 11:01
Реклама
Читайте нас на: 

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в качестве гостя принял участие в военном параде по случаю окончания военных действий в Нагорном Карабахе, который прошёл в Баку 10 декабря. В выступлении он отметил, что конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг этого региона не закончен. «Борьба, которая ведётся в политическом и военном измерении, продолжится также на многих других фронтах», – провозгласил турецкий лидер и пригрозил Армении «железным кулаком Азербайджана», если та не оставит свои амбиции.

Тем не менее, судя по всему, после успеха на карабахском направлении Анкара в данный момент акцентирует внимание на Ливии. В Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара сейчас заявили, что они находятся в состоянии войны с Турцией после того, как президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган вновь «разжёг старый конфликт».

Ныне официальная Анкара резко осудила перехват одного из своих кораблей силами Хафтара в Средиземном море, заявив, что судно должно немедленно возобновить маршрут в порт Мисураты на западе Ливии, который находится под контролем Правительства национального согласия (ПНС), базирующегося в Триполи. «Атака на интересы Турции в Ливии будет иметь серьёзные последствия, и эти элементы (силы Хафтара) будут рассматриваться как законные цели», как сказано в заявлении турецкого МИД.

Не заразиться друг от друга: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев приняли участие в военном параде по случаю окончания военных действий в Нагорном Карабахе 10 декабря.
© tccb.gov.tr
Не заразиться друг от друга: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев приняли участие в военном параде по случаю окончания военных действий в Нагорном Карабахе 10 декабря.

В свою очередь официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари подчеркнул 9 декабря, что турецкое судно, которое было перехвачено военно-морскими силами ЛНА, находилось в «зоне ограниченного доступа», а ответ МИД Турции на законные действия представителей Хафтара у ливийского побережья содержал «недопустимое высокомерие». Аль-Мисмари также отметил, что «никто не объявлял об окончании битвы» их сил против Турции, а текущее прекращение огня между войсками Халифы Хафтара и формированиями поддерживаемого Анкарой ПНС произошло «в знак уважения к усилиям международного сообщества, дружественных стран и к желанию ливийцев положить конец войне». По его оценке, Реджеп Тайип Эрдоган «никогда не переставал отправлять оружие в Ливию».

Зимой 2015-2016 года усилиями ООН в Триполи появилось ПНС, изначально запланированное на работу сроком в один год. Новое правительство в срочном порядке было признано международным сообществом (первое время ему особо покровительствовали США и сочувствовали в ЕС), но конфронтация ПНС с парламентом страны нарастала с первых месяцев. И когда-то признанное в ООН временное правительство до сих пор не контролирует территорию страны. В Ливии – двоевластие: на востоке, в городе Тобрук, функционирует оппозиционный парламент, поддерживающий ЛНА во главе с Хафтаром, а на западе, в Триполи, ПНС.

Официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари.
© wikipedia.org
Официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари.

В апреле 2020 года Халифа Хафтар объявил себя правителем страны и пообещал выйти из соглашения, исходя из которого в своё время возникло ПНС. ЛНА, в том числе в этом году, предпринимала ряд попыток захвата столицы Ливии, но сделать это не удалось.

Наряду с тем в конце ноября 2019 года Анкарой и ПНС был подписан договор о военном сотрудничестве, в рамках которого Турция оказывает мощную поддержку власти в Триполи, включая поставки вооружений. Вслед за этим в раздираемой гражданскими противоречиями Ливии наблюдался заочный конфликт между Турцией, которая опекает ПНС и направила на ливийский фронт тысячи сирийских боевиков-исламистов, а также ударные системы, и ОАЭ и Египтом, открыто стоящими за Хафтаром. Притом Москва и Париж, будучи активными участниками ливийского урегулирования, публично не поддерживают ни одну из сторон, но полагают ЛНА, по крайней мере, не менее легитимной властью, чем ПНС.

В апреле 2020 года Халифа Хафтар объявил себя правителем страны.
© wikimedia.org
В апреле 2020 года Халифа Хафтар объявил себя правителем страны.

Однако с конца августа 2020 года боестолкновения между подразделениями сторон были почти полностью прекращены после выраженного ими согласия приступить к переговорам в Швейцарии, а 23 октября участники межливийского конфликта достигли в Женеве соглашения об установлении постоянного режима прекращения огня. Президент Турции Эрдоган, как сообщало EADaily, охарактеризовал эту договоренность ПНС и ЛНА как «вызывающую слабое доверие». В сентябре 2020 года глава ПНС и Президентского совета Ливии Фаиз Сарадж официально известил о своём «искреннем желании» уйти в отставку, что, кстати, могло бы привести к понижению статуса властей в Триполи. После общения с Эрдоганом в конце октября Сарадж отказался от отставки.

И теперь в Twitter появились cделанные со спутника новые снимки авиабазы Аль-Ватия в Ливии. Они наглядно показывают, что турецкие специалисты расширили места стоянки авиационной техники. Изображения демонстрируют: авиабаза готова к приёму и развертыванию дополнительных воздушных машин.

В Twitter появились cделанные со спутника новые снимки авиабазы Аль-Ватия в Ливии.
© twitter.com/StasSwanky
В Twitter появились cделанные со спутника новые снимки авиабазы Аль-Ватия в Ливии.

Отсюда следует вероятность скорого прибытия в североафриканскую страну боевой авиации Турции. Этой авиабазе турецкие военные отводят первостепенное значение, так как с неё может осуществляться поддержка будущего наступления на портовый город Сирт и далее по побережью на восток. Отметки на земле указывают на то, что авиабаза будет вмещать не менее 12 единиц F-16 Турции, способных противостоять МиГ-29 ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара, а также, если понадобится, египетским ВВС. Авиабаза Аль-Ватия подойдёт и для целого флота турецких беспилотников, которых Анкаре было бы выгодно показать в деле, таким образом устроив очередную рекламную кампанию своей военной продукции.

Стратегический интерес Турции лежит в плоскости контроля над частью Средиземного моря, где её надеются оттеснить Греция, Кипр и Израиль. Конечно, на одном из первых мест – нефтегазовые секторы. В начале июня этого года после встречи в Анкаре с главой ПНС Сараджем Эрдоган во всеуслышание заявил, что Турция надеется добывать нефть и газ на ливийском участке шельфа Средиземного моря. В настоящее время от ЛНА Хафтара по-прежнему зависит доступ к важнейшим нефтяным месторождениям, а это не устраивает турецкого лидера.

Встреча в Анкаре президента Турции Реджепа Эрдогана и председателя ПНС Фаиз Сараджа 4 июня 2020 г..
© tccb.gov.tr
Встреча в Анкаре президента Турции Реджепа Эрдогана и председателя ПНС Фаиз Сараджа 4 июня 2020 г..

К тому же на побережье Ливии Турция могла бы обрести потенциальный контроль над перемещением беженцев оттуда в Европу, а это для Анкары – ещё один козырь в отношениях с Евросоюзом и фактор усиления давления на него. Но главное, безусловно, в том, что турецкая экспансия в Ливию может стать важным звеном в крепнущем деле реанимации неоосманизма. При стремлении прибрать к рукам североафриканскую страну, в общем-то являющуюся бесхозной уже девять лет.

Ливия и так превращена в полигон для испытаний оружия, как заявила Стефани Уильямс, заместитель спецпредставителя ООН в этой стране. Конфликтующие стороны получают серьёзное иностранное вооружение. Турция уже перебрасывала в страну зенитные комплексы MIM-23 Hawk и боевые беспилотники собственного производства. У армии Хафтара на вооружении стоят беспилотники китайского изготовления. ЛНА даже успела приобрести списанный корабль ирландских ВМС 1979 года. Эксперты ООН расследуют обвинения ПНС в адрес ОАЭ в поставке вооружений Хафтару через сеть компаний, зарегистрированных в Эмиратах, Казахстане и на британских Виргинских островах.

ЛНА во главе с Халифой Хафтаром – «твёрдый орешек», имеющий уже многолетний опыт ведения беспощадной гражданской войны.
© islamtimes.org
ЛНА во главе с Халифой Хафтаром – «твёрдый орешек», имеющий уже многолетний опыт ведения беспощадной гражданской войны.

Думается, Анкару, если она пойдёт на прямое участие в ливийском конфликте с вероятным вторжением, не ждёт блицкриг, как близко к тому произошло в Карабахе. В отличие от армянской стороны, мало приспособленной к военному делу и исторически, и практически, ЛНА во главе с Халифой Хафтаром (за ним маячат вооружённые силы Эмиратов, Египта и другая поддержка извне) – «твёрдый орешек», имеющий уже многолетний опыт ведения беспощадной гражданской войны. И периодами опыт весьма успешный. Так что исход нового витка противостояния не очевиден.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама