Война в Корее: охота на «Сейбра»
© РИА Новости
Тысяча сбитых самолётов США: почему советский истребитель МиГ-15 стал легендой.

Война в Корее: охота на «Сейбра»

Как строевые советские лётчики превзошли асов, присланных из Москвы, и сами добыли новейший американский истребитель
06 февраля 2021, 09:13
Реклама
Война в Корее: охота на «Сейбра»
© РИА Новости
Тысяча сбитых самолётов США: почему советский истребитель МиГ-15 стал легендой.
Читайте нас на: 

Погоня за новыми образцами боевой техник противника - давняя «традиция». Во время Второй мировой войны немцы усиленно охотились за нашей «Катюшей, мы - за их Ме-109. После войны поменялись разве что действующие лица. А так всё без изменений: американцев интересовал наш реактивный МиГ-15, советскую сторону - F-86 «Сейбр».

МиГ-15 - сюрприз для американцев

В июне 1950 года разгорелся вооружённый конфликт на Корейском полуострове. Союзниками КНДР были СССР и Китай, Республику Корея поддержала коалиция стран во главе с США. Это противостояние стало одним из горячих этапов так называемой холодной войны между Советским Союзом и Соединёнными Штатами, причём главные сражения проходили в воздухе.

Сразу заметим, что заокеанские пилоты вели самую настоящую войну против народа Северной Кореи, применяя все виды вооружений, вплоть до бомб с биологической «начинкой». Советские авиационные и зенитно-артиллерийские части, в основном, базировались на северо-востоке Китая и участвовали только в противовоздушной обороне важных объектов КНДР и Китая. Например, главной задачей советского 64-го истребительного авиакорпуса было воздушное прикрытие мостов и Супхунской ГЭС на пограничной реке (между Кореей и Китаем) Ялуцзян, а также тыловых коммуникаций китайских и корейских войск.

Главной задачей советского 64-го истребительного авиакорпуса было воздушное прикрытие мостов и Супхунской ГЭС.
© wikipedia.org
Главной задачей советского 64-го истребительного авиакорпуса было воздушное прикрытие мостов и Супхунской ГЭС.

В частности, на аэродроме Аньдун базировались полки 324-й авиадивизии, которой командовал трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. На вооружении 176-го гвардейского и 196-го авиаполков как раз и находились новейшие советские истребители МиГ-15 с опознавательными знаками ВВС КНР и КНДР, попавшие в круг «интересов» американцев.

В ноябре 1950 года лётчики США, прежде безраздельно хозяйничавшие в небе Кореи, впервые встретились со стрелообразными самолётами, которые с высоты 10 тысяч метров в стремительном пике успешно атаковали американские самолёты. Генерал армии Дуглас Макартур вынужден был доложить Комитету начальников штабов США: наши пилоты впервые за всё время столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую, боевой дух их падает, а полёты не приносят прежнего эффекта, не помогают и «Сейбры».

Уточним: первый воздушный бой реактивных истребителей со стреловидным крылом (советских МиГ-15) и американских F-86 «Сейбр» состоялся 17 декабря 1950 года. А 12 апреля 1951 года в небе Кореи произошло событие, вошедшее в историю авиации США как «Чёрный четверг». Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолётов: 10 тяжёлых бомбардировщиков и 4 истребителя, ещё 15 тяжёлых бомбардировщиков из-за повреждений были списаны после возвращения на базу. А около 120 военнослужащих ВВС США оказались в плену.

Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29. 1951 год.
© nationalmuseum.af.mil
Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29. 1951 год.

Кому миллион долларов?

В тот день американцы предприняли атаку на железнодорожный мост через реку Ялуцзян у города Сингисю, по которому из Советского Союза и Китая шло снабжение Корейской народной армии. В атаке участвовали 48 бомбардировщиков В-29 и свыше 100 истребителей F-84 «Тандерджет» и F-86 «Сейбр». Для американской стороны итог, как уже отмечалось, был обескураживающий, тогда как советская сторона потерь не понесла. Но американцы поняли, что им противостоит самая современная советская воздушная машина, которую надо добыть любой ценой.

Справка

По основным лётно-техническим данным реактивные скоростные истребители МиГ-15бис и F-86 «Сейбр» были равны. МиГ несколько превосходил своего конкурента в скороподъёмности и в потолке полёта (16.000 м против 15.000 м) и в вооружении: две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм отличались высокой скорострельностью, а снаряды пробивали любую броню. Шесть крупнокалиберных «сейбровских» пулемётов «Кольт браунинг» не давали такого эффекта. Однако МиГ уступал «Сейбру» в горизонтальном манёвре и немного по дальности полёта.

Во время боёв в корейском небе эти сравнительные характеристики, конечно же, известны не были. Американцы просто хотели знать, какого «нового воздушного зверя» Советы ввели в строй и как с ним бороться. Боевой опыт американцев был выше (воевали больше), и они приняли решение посадить МиГ-15. Тактику избрали следующую: повредить самолёт и уже плохо управляемый привести на свой аэродром.

Советский истребитель МиГ-15.
© Фото из архива
Советский истребитель МиГ-15.

Справиться с МиГом по-другому было просто невозможно. Интересная история произошла с капитаном Сергеем Крамаренко - сильным лётчиком, на счету которого было 13 сбитых самолётов и 149 боевых вылетов. Его пыталась взять «в клещи» тройка «Сейбров», которую возглавлял командир авиакрыла.

«Тогда я в такой переплёт попал, - рассказал автору этих заметок Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Сергей Крамаренко. - В разгоревшейся схватке нашим четырём МиГам пришлось пойти против восьмёрки «Сейбров». Передал команду: "Атакуем". Сам резко разворачиваюсь и захожу в хвост боевой машине противника. Машинально оглянулся назад - снизу меня в прицел взял другой «Сейбр». Увидел даже вспышки, американец уже стрелял. Ручку управления от себя, пошёл на переворот. Американский самолёт проделал то же самое. За мной устремились ещё два самолёта. На счастье - внизу облако. Ныряю в него с мыслью обмануть преследователей. Короткий горизонтальный рывок, и набираю высоту в другом месте. Смотрю, где американцы? Они оказались на 1.000 метров ниже. Причём, видимо, собирались взять меня "в клещи" - один самолёт находился справа от меня и два - слева. Я, пользуясь преимуществом высоты, атаковал того, что остался один, тем более он был ближе - до него метров 800. Первая очередь - мимо, прицеливался в спешке. Со второй попал. Вижу, взрыв, пламя, самолёт завалился. Подумал, теперь американцы дрогнут, уйдут, но ошибся. Пара уже заходила сзади. Решил ещё раз воспользоваться облаком - совершаю обманный манёвр. Спикировал и резко разворачиваюсь под облаком. Американцы делают то же самое - и вдогонку.

Понял, что могу оказаться в ловушке, мне с ними не справиться. К той минуте совсем обессилел, каждый манёвр требовал десятикратных перегрузок, американцы же - в противоперегрузочных костюмах, им было, конечно, значительно легче. Сделал последний разворот - в сторону реки Ялуцзян, за которой располагался наш аэродром. Выжимаю из машины всё, что могу. Из-за огромной скорости временами начиналась валёжка истребителя, приходилось, как говорится, сбавлять обороты. Вот справа показался мост. Я знал, что его обороняют наши зенитчики, и резким рывком ухожу под их защиту. Но расчёты орудий приняли МиГ за «Сейбр» и открыли огонь по мне. Просто чудо, что не подбили машину. Американцы отстали перед стеной разрывов снарядов. Вырвался всё-таки».

Истребители F-86 в небе Кореи. 1953 год.
© af.mil
Истребители F-86 в небе Кореи. 1953 год.

И подобная попытка была не единственной. Вот воспоминания новосибирца Георгия Савина, проходившего тогда службу в должности авиамеханика:

«Мастерство на первых порах у американцев было такое... Как говорится, спали и видели, что сажают наш МиГ на свой аэродром. Интересный случай произошёл со старшим лейтенантом Александром Москвичевым, лётчиком нашей эскадрильи. В бою его зажала восьмёрка «Сейбров». Зажала и «повела» на свой аэродром. При малейшем отклонении вправо или влево мимо него проносились огненные трассы. Сам пилот рассказывал: не вырваться, думаю, остаётся одно - резкий манёвр и таран. Вот один «Сейбр» зашёл вперёд, видимо, для показа, куда дальше следовать. Москвичев не выдержал и открыл огонь, подбив «Сейбр». По МиГу тут же несколько очередей. Лётчик получил тяжёлое ранение в руку, но смог резко спикировать и катапультировался. Благо его подобрали корейские крестьяне... Потом один из наших авиамехаников ездил за ним в Корею».

По всей видимости, американцы поняли, что посадить МиГ-15 - дело бесперспективное. И тогда они делают ход конём: разбрасывают листовки, в которых обещают сначала 100 тысяч долларов, а затем и миллион тому, кто приведёт им целёхонький МиГ. Словом, американцы решили «купить» МиГ-15.

Воздушные асы из Москвы

В это время горячие головы в Главном штабе советских ВВС продумывали операцию захвата «Сейбра». Интерес к новому истребителю противника был не меньшим, чем у американцев к МиГ-15. В мае 1951-го лётчик старший лейтенант Сергей Родионов принёс в свою эскадрилью из штаба 176-го авиаполка, который базировался на китайском аэродроме Аньдун, потрясающую весть: из Москвы прибыли лётчики-испытатели, чтобы «взять в плен» американский «Сейбр». И самое примечательное, что это была не «утка». Действительно, в Аньдун прибыла группа лётчиков во главе с генерал-лейтенантом авиации Героем Советского Союза Алексеем Благовещенским, в которую входили 12 гражданских и военных лётчиков-испытателей. Цель группы: посадить американский истребитель F-86 «Сейбр» на наш аэродром.

МиГ-15 на выставке в Корейской военной галерее в Национальном музее ВВС США.
© nationalmuseum.af.mil
МиГ-15 на выставке в Корейской военной галерее в Национальном музее ВВС США.

Прибыли, собрали командиров полков и объявили: «Всю информацию о воздушной обстановке предоставлять нам - будем сажать «Сейбр» для последующей отправки его в Москву в НИИ ВВС». Пилоты переглянулись: вы, дескать, для начала подбить попробуйте, а уж затем сажайте…

И вот первый вылет, первый бой. Если судить по результатам, то американские лётчики, мягко сказать, подпортили настроение группе захвата. Один МиГ был сбит, лётчик погиб, два других МиГ-15бис получили серьёзные повреждения. И тогда прибывшие налегке для захвата «Сейбра» задумались. Последовал восьмидневный перерыв в полётах. В группе Благовещенского приступили к изучению тактики действий противника. Мнения строевых лётчиков уже не чурались.

И вот новая попытка, которая снова завершилась безрезультатно. Причём при посадке погиб подполковник Дзюбенко - его самолёт перевернулся. После этого генерал-лейтенант Благовещенский (кстати, лётчик от Бога, но что было, то было…) с группой гражданских испытателей убыл в Москву, а лётчиков ВВС распределили по полкам.

Корейская война 1950-1953 гг. Стрелок-охотник за вражескими самолётами.
© РИА Новости
Корейская война 1950-1953 гг. Стрелок-охотник за вражескими самолётами.

Победа на троих

И всё-таки «Сейбр» был захвачен - это сделал 6 октября 1951 года командир 196-го истребительного авиаполка полковник Евгений Пепеляев (впоследствии Герой Советского Союза, второй по результативности ас Корейской войны - на его счету 19 сбитых американских самолётов). Вот что рассказал сам лётчик: 

«Бой сложился острым. Уже выходили из схватки, самолёт в пробоинах, и тут буквально перед носом - «Сейбр». Погнался за ним. Он сделал крутой вираж. Тянусь за ним и, пока пилот не почувствовал опасности, в перевёрнутом положении открываю огонь. От места, где находится фонарь, потянулся дымок, машина стала падать. Преследовать не стал, понял - далеко не улетит. Как оказалось, повредил слегка двигатель и катапульту. Пилоту «Сейбра» ничего не оставалось, как посадить самолёт. Надо отдать ему должное, сделал он это мастерски. Планируя, дотянул до Жёлтого моря, точнее до Западно-Корейского залива, и сел на гальку, как раз в тот момент, когда начинался отлив. Лётчик оставил самолёт, спустил на воду спасательную надувную лодку и уплыл в открытое море, чтобы не попасть в плен. Потом мы узнали, что его вскоре подобрала служба спасения - она у американцев действовала безупречно. Летающая лодка SA-16 и доставила на свою территорию. А истребитель остался».

Отметим, что на захваченный F-86 претендовал и помощник командира заместитель 176-го гвардейского истребительного авиаполка по тактике майор Константин Шеберстов, удостоенный звания Героя Советского Союза 30 октября 1951 года. Он и его ведомый капитан Иван Лазутин заявили на разборе полётов, что это они подбили севший на берегу моря самолёт «Сейбр». В результате воздушная победа была записана на счёт майора Шеберстова, хотя с этим до конца жизни так и не согласился Евгений Пепеляев. Но сути этот спор не меняет.

И всё-таки «Сейбр» был захвачен - это сделал 6 октября 1951 года командир 196-го истребительного авиаполка полковник Евгений Пепеляев.
© soviet-aces-1936-53.ru
И всё-таки «Сейбр» был захвачен - это сделал 6 октября 1951 года командир 196-го истребительного авиаполка полковник Евгений Пепеляев.

Итак, истребитель F-86 (№ 49-1319), который пилотировал капитан Гилл Гаретт из состава американской 336-й эскадрильи (FIS), совершил вынужденную посадку на отливную полосу на берегу Западно-Корейского залива в 13 километрах западнее города Пхёнвона. Дальнейшие события, по свидетельству очевидцев, развивались так. Часа через два-три появились американские бомбардировщики и стали засыпать район посадки «Сейбра» бомбами. Однако уже начался прилив, и пенистая морская вода надёжно укрыла самолёт.

Наступила ночь. Советским авиаторам поставили задачу - достать истребитель из воды и доставить на аэродром Аньдун. За ночь не управились. Первоначально оттащили на приличное расстояние от берега в поле и замаскировали под стог сена. Там он простоял целый день. С побережья до аэродрома - дорога с тоннелями, крылатую машину не провезёшь. С наступлением темноты истребителю обрезали крылья, и уже на следующее утро «Сейбр» стоял в ряду МиГов. Каждый лётчик посчитал нужным посидеть в его кабине, пока пленника не упаковали по частям в ящики и не отправили в Москву. Всё оборудование «Сейбра» - пилотажное, навигационное, электронное, вооружение было в исправном состоянии. Неповреждённым оказался и блок регулировки и питания высотно-компенсирующего костюма. У советских пилотов такого не было. Так что трофей был ценный. 

А чуть позже ещё один «Сейбр» попал в наши руки благодаря ювелирной работе лётчика 16-го истребительного авиаполка ПВО 97-й истребительной авиадивизии противовоздушной обороны: после боя американский истребитель совершил вынужденную посадку на территорию, которая контролировалась северокорейскими войсками, пилот был взят в плен. F-86 оперативно доставили на аэродром Аньдун. Американцы, как и в первый раз, не сразу смирились с потерей «Сейбра».

Вот воспоминания Абазара Габдуллина, в то время командира расчёта зенитного орудия, прикрывавшего аэродром:

«Историю с пленённым «Сейбром» помню хорошо. Когда его доставили к нам, то мы, зенитчики, не думали, что через денёк-другой из-за него придётся изрядно поработать возле орудий. Вначале же мы, как и лётчики, поочерёдно знакомились с трофеем. Не выдержал искушения и я - несколько раз подходил к самолёту. Он, очевидно, принадлежал американскому асу. Ниже кабины белели 12 или 14 пятиконечных звёзд. Наши пилоты тогда всё интересовались: чьи самолёты на счету хозяина «Сейбра» - советские или корейские, истребители или бомбардировщики? А через день-два, по-моему, «Сейбр» тогда уже отправили в Москву, началось такое… Американцы несколько раз пробомбили место посадки своего новейшего истребителя, а потом догадались - он в Аньдуне… Они и раньше делали вылазки к аэродрому, но всё-таки побаивались нас. 37-миллиметровые автоматические зенитные пушки - это высочайшая скорострельность. Пустого места в зоне обстрела не оставалось, вероятность попадания - 100 процентов. Здесь же американское командование пошло, как говорится, ва-банк - «Сейбр» требовалось уничтожить. Бой был жарким, меняли даже стволы орудий. Подбитые американские штурмовики уходили к морю. Сколько самолётов участвовало в налёте? Трудно сказать, не до подсчёта было, но аэродром бомбить мы им не дали!»

Уже к концу войны у американцев появились «Сейбры» с радиолокаторами. Советским лётчикам была поставлена задача добыть и эту модификацию. Одну из таких машин сбил Николай Шкодин, впоследствии генерал-майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР. Вот его рассказ:

«Сейбр» упал в расположение корейских войск на рисовом поле. Точнее сказать, он сел на брюхо. К нему сразу бросились, как потом узнали, три корейца - они хотели пленить лётчика. Однако американцы организовали прикрытие с воздуха, расстреляв эту группу. Тут же прилетел вертолёт и забрал лётчика. Позже пилоты США обстреляли сбитый свой самолёт, пытаясь уничтожить его, не допустить попадания к противнику. Но корейцам всё-таки удалось замаскировать самолёт, забросав грязью, рисовой соломой... По приказу из Москвы мы снарядили экспедицию за трофеем. Однако она возвратилась с пустыми руками: несмотря на тщательную маскировку, американцы разбомбили самолёт».

Музейный экспонат

Самое время спросить: а что же американцы, сумели ли они добыть МиГ-15? В 1951 году ничего не получилось - на американский миллион никто не клюнул. Но при исследовании этой почти детективной истории всплыла публикация в шведском журнале «Интеравиа» (№ 4 за 1971 год). На одной из страниц был запечатлён советский МиГ-15 с бортовой надписью, свидетельствующей о его принадлежности ВВС США. Из текста можно было узнать, что прописку в Национальном музее авиации и аэронавтики в Вашингтоне самолёт обрёл благодаря «усилиям» северокорейского лётчика в сентябре 1953 года, то есть уже после окончания войны. Уточним: самого молодого на тот момент лётчика ВВС Северной Кореи Но Гым Сока, который перелетел в Южную Корею. Угнанный им МиГ-15 был облётан известным американским лётчиком-испытателем Чаком Йегером, и эти испытания  безусловно помогли американцам получить ответы на многие вопросы.

Но миллионером Но Гым Сок не стал. Ему заплатили 100 тысяч долларов, как и обещали в самом начале. В общем, невысоко оценили подвиг предателя.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама