Турецкий тупик
Месяц назад от артогня со стороны армии Асада по территории боевиков погибли пять военных и три гражданских спеца из Турции. 13 ранены. Но как они там оказались?!
По информации наших источников, турки тогда запросили у российских военных помощь в проходе своей колонны через этот район. На что получили категорическое нельзя! Потому что в районе шли бои с террористами. И турки поехали на свой страх и риск - что закончилось трагически.
Турция заявила, что ответным ударом «нейтрализованы 76 сирийских солдат».
За кадром остался вопрос, что вообще турки делали в боевых рядах террористов, углубившись на территорию Сирии на 50-60 километров? Ведь по сочинским соглашениям они имеют право заходить не дальше пяти километров от границы Турции.
10 февраля турецкая колонна снова попала под артогонь сирийцев. Снова пять погибших. И ответный удар - «нейтрализована 101 цель» (по рапорту из Турции).
Сирия никогда не скрывала, что конечная цель - освобождение всей страны. Пару лет назад это казалось фантастикой. Но благодаря военной дипломатии России Асаду удалось вернуть огромные территории. И аппетит разгулялся. Войска Асада уже отбили у боевиков трассу М5, соединяющую главные города страны - Дамаск и Алеппо. Прямого сообщения между двумя столицами Сирии не было с 2012 года.
Эрдоган грозит Асаду «высокой ценой», перебрасывает всё новые и новые силы в район конфликта.
Справка
Россия, Иран и Турция в мае 2017 года в Астане (ныне - Нур-Султан) договорились о создании четырёх зон деэскалации в Сирии. Три из них в 2018 году перешли под контроль Дамаска. Четвёртая зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, пока не занята правительственными войсками, большая её часть захвачена террористами из «Джебхат ан-Нусры»*(террористическая организация, запрещённая в РФ).
Затем, в сентябре 2018-го, Москва и Анкара на переговорах в Сочи приняли решение о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где находятся более десятка разных формирований. Наиболее крупные из них - союз протурецких группировок «Национальный фронт освобождения» и «Джебхат ан-Нусра»*, всего около 30 тысяч боевиков.
По данным наших источников, группировка Турции в Идлибе сегодня - 5.000 бойцов. Анкара цепляется за ускользающий Идлиб. Эту зону Турция уже давно де-факто считает своей. И её потеря - удар по имиджу Эрдогана. Ведь приграничье Сирии населено туркоманами - этническими родственниками турков.
Москва тут на правах главного миротворца. И ведёт переговоры с Турцией. Будущее Идлиба видится из Москвы исключительно через примирение. Дамаск на это готов. Но для такого мира требуется отделить в Идлибе оппозицию от террористов. А заниматься этим обещала и должна Турция.
Для США конфликт между Россией и Турцией был бы на руку. Вашингтон явно и тайно подначивает Эрдогана против Москвы.
Но Эрдоган понимает, что в случае большой войны с Сирией миллионы беженцев хлынут в Турцию. К тому же за спиной Дамаска будет стоять Москва, с которой он уже пробовал ссориться (никто не забыл сбитый Турцией российский военный самолёт). И ему не понравилось. Можно не сомневаться, если Анкара развяжет большую войну, Россия включит экономические рычаги - вплоть до нового запрета туризма (а новый турсезон уже на носу). Небо над Идлибом тоже под контролем России, а без превосходства в воздухе говорить о победе Турции в Идлибе не приходится. Поэтому с Россией, как бы ни хотелось помахать ятаганом, Эрдогану придётся договариваться.
---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.