Наступление на Идлиб временно отменяется
События последних дней, возможно, внесут существенные коррективы в ближневосточный пасьянс. На встрече в Сочи президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились не проводить наступление на Идлиб, которое еще накануне казалось делом окончательно решенным, а буквально через несколько часов пришло сообщение о гибели нашего разведывательного самолета, возвращавшегося с боевого задания и не долетевшего до авиабазы Хмеймим около 30 километров. На его борту находилось 15 наших военнослужащих.
Детали гибели российского Ил-20 уточняются, и можно надеяться, что когда в расследовании будет поставлена последняя точка, станет предельно ясно, насколько велика вина ВВС Израиля в этом «трагическом стечении обстоятельств».
Предварительный вердикт, который российское Минобороны согласовало с Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным, звучит так: четверка израильских F-16, наносившая удар по объектам в Латакии, прикрылась заходящим на посадку российским самолетом-разведчиком, подставив его под огонь сирийской ПВО.
Почему была совершена эта провокация, в чем состоял ее смысл, должно показать расследование. Израильтяне даже направили в Москву командующего ВВС генерала Амикама Норкина, который передал России данные о крушении Ил-20, разумеется, в трактовке «отмазать» своих летчикорв. Понятное дело, Тель-Авив всячески демонстрирует свое желание сохранить устоявшееся сотрудничество с Москвой, которое было очень выгодным для израильтян.
Но далеко не всех устроила сдержанная позиция российской стороны. И не только по погибшему Ил-20, но и по договоренности между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом насчет наступления на Идлиб, дескать, - политесы с террористами неуместны.
Давайте разбираться. Как известно, в Сочи российский и турецкий лидеры договорились о создании к 15 октября вдоль линии соприкосновения вооруженной оппозиции с правительственными войсками буферной демилитаризованной зоны глубиной 15-20 километров. Все радикально настроенные боевики из более чем 20 джихадистских группировок наподобие «Джабхат ан-Нусры» (запрещена в РФ) должны быть оттуда полностью выведены. Более того, к 10 октября, по предложению президента Турции, из этой зоны планируется завершить вывод тяжелых вооружений (танков, артиллерийских орудий, реактивных систем залпового огня, минометов), принадлежащих оппозиционным группировкам.
По словам Владимира Путина, контроль в демилитаризованной зоне будет организован подвижными патрульными группами турецких и российских подразделений военной полиции. Так же будет восстановлено транзитное сообщение по трассам Алеппо - Латакия и Алеппо - Хама.
Таким образом, Россия и Турция фактически подвели черту под очень непростой дискуссией о целесообразности проведения в районе Идлиба, ставшего последним оплотом как для сирийской вооруженной оппозиции, так и для радикальных джихадистских организаций, завершающей наступательной операции. Напомним, 7 сентября на трехстороннем саммите в Тегеране достичь согласия по этой проблеме не удалось: Россия и Иран тогда высказывались за проведение военной операции, Турция заявила, что боевые действия приведут к большему кровопролитию, и выступала против.
Новое согласованное Москвой и Анкарой решение по Идлибу стало результатом более глубокой проработки сложнейшего вопроса, а вовсе не того, что Путин якобы дал слабину и пошел на уступки.
По словам ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Виктора Надеина-Раевского, решение не проводить наступление на Идлиб возникло в ходе поиска той самой «золотой середины», оптимального варианта, при котором были бы наиболее полно учтены интересы, прежде всего, наших союзников, то есть Сирии, Ирана и Турции.
«В целом такой подход поддерживается руководством Сирии», - сказал Владимир Путин. Он же сообщил о том, что в ближайшее время с Дамаском будут проведены дополнительные консультации о создании демилитаризованной зоны, и они уже начались.
При этом не исключено, что кому-то из сирийцев по-прежнему хочется побыстрее начать и завершить операцию в Идлибе. Однако, для того чтобы победить в такой сложной партии, как сирийская война, надо считаться и с интересами других игроков, пусть даже и не самых горячих твоих сторонников, но объективно имеющих влияние на ситуацию в регионе.
И как теперь выясняется, достигнутыми российско-турецкими договоренностями по Идлибу довольна не только Анкара, но и Тегеран. Глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф, в частности, заявил, что встреча Путина и Эрдогана в Сочи помогла предотвратить войну в сирийской провинции Идлиб. «Интенсивная ответственная дипломатия последних нескольких недель работает», - сказал Зариф.
К тому же, судя по заявлению официального представителя МИД Ирана Бахрама Касыми, Тегеран вообще не собирается участвовать в наступательной операции сирийской армии по освобождению Идлиба от террористов. Присутствие иранских военных в Сирии, по его словам, ограничивается лишь советниками.
Но это не значит, что теперь джихадистам-террористам гарантирована безопасность. «Если они будут нарушать условия, у нас будут все основания начать их уничтожение, - заявил первый заместитель главы международного комитета Совета Федерации генерал ФСБ Владимир Джабаров. - В конце концов, отделенные от оппозиции террористы-джихадисты никуда не должны деться. Им предстоит или сдаться на милость победителей, или быть уничтоженными».
Позиция Москвы понятна. Россия пошла навстречу Анкаре, понимая сложное положение, в котором оказались бы турки в случае начала наступления на Идлиб. Турции пришлось бы принимать еще сотни тысяч беженцев вдобавок к тем 3,5 миллионов человек, которые уж переместились к ним из Сирии. Бежать из Идлиба кроме Турции боевикам с семьями просто некуда. Разве что, собравшись вместе, снова начинать наступление на Алеппо, который находится совсем рядом с запертыми в провинции Идлиб террористическими формированиями.
Но есть и нюансы. Как считает Виктор Надеин-Раевский, Эрдоган крайне озабочен судьбой боевиков Сирийской свободной арабской армии и различных формирований так называемых туркоманов, которых Анкара планирует в перспективе использовать для борьбы со своими вечными врагами - Рабочей партией Курдистана и партией «Демократический союз».
Впрочем, простых геополитических комбинаций на Ближнем Востоке по определению не бывает. И сейчас все неоднозначно, поскольку еще неизвестно, как отреагирует на мирные предложения Москвы и Анкары руководство боевиков, заблокированных в Идлибе, и какие инструкции они получат из Вашингтона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.