«Дарёному» катеру под винтом не смотрят
© navy.mil.gov.ua
Украинский патрульный катер типа Island «Старобельск» у причала.

«Дарёному» катеру под винтом не смотрят

Подайте будущему члену Евросоюза, или что кроется за военно-морскими страданиями Украины
13 марта 2020, 11:00
Реклама
«Дарёному» катеру под винтом не смотрят
© navy.mil.gov.ua
Украинский патрульный катер типа Island «Старобельск» у причала.
Читайте нас на: 

В конце прошлой недели замдиректора киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь выступил с заявлением о том, что сможет укрепить мощь украинских ВМС и изменить баланс сил на Чёрном море в их пользу. Для этого Незалежной всего лишь нужно приобрести у американцев с десяток кораблей, имеющих на вооружении крылатые ракеты Томагавк. При этом украинский военспец отметил, что их флот вполне устроят даже боевые корабли, отработавшие свой срок службы. И подчеркнул: если нынешнему министру обороны Украины Андрею Тарану удастся решить данный вопрос, это станет суперуспехом для страны.

Можно было бы порадоваться за Незалежную, что они хотя бы таким образом пытаются возродить свой флот, - если не знать предысторию. А она берёт своё начало с 1992 года, когда Украина, став самостоятельным государством после развала СССР, начала формировать собственные военно-морские силы. Происходило это исключительно на фундаменте Черноморского флота Советского Союза: на основе его кораблей, береговой инфраструктуры, личного состава. И, что самое главное - на российские деньги.

Тех денег, которые Россия платила Украине за аренду пунктов базирования Черноморского флота в Крыму и Севастополе (почти 100 млн долларов ежегодно) хватало на всё. И поначалу - это без всякого преувеличения - ВМС Украины действительно были боеспособным формированием.

Но потом что-то пошло не так, и украинский флот медленно, но верно стал деградировать. И Крымская весна-2014, когда в Киеве случились известные события, очень красноречиво это продемонстрировала.

Из 60 штатных боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, базировавшихся в Крыму и Севастополе, украинские моряки смогли «оживить» только четыре единицы.
© navy.mil.gov.ua
Из 60 штатных боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, базировавшихся в Крыму и Севастополе, украинские моряки смогли «оживить» только четыре единицы.

Из 60 штатных боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, базировавшихся в Крыму и Севастополе, украинские моряки смогли «оживить» только четыре единицы, которые своим ходом ушли в Одессу. Остальные, включая несколько десятков самолётов морской авиации, остались ржаветь в Крыму.

После такого конфуза, по идее, власти Украины должны были заняться восстановлением своего флота. Морская держава всё-таки… Увы, вместо этого они сосредоточились на нагнетании ситуации на море и на выдумывании сказок, что Россия вот-вот на них нападёт. А чтобы простые украинцы не сомневались, что слухи о смерти их флота сильно преувеличены, военно-морские начальники Незалежной начали имитировать кипучую деятельность. То захватят российский маломерный рыболовный сейнер-траулер в Азовском море; то выступят с громким заявлением о намерении применить против Черноморского флота России тактику «волчьей стаи» при помощи своих ракетных артиллерийских катеров; то, бряцая останками исправной техники в совместных учениях (чаще всего с США), недвусмысленно намекнут на готовность своего флота начать боевые действия в любую минуту; то, подставляя под пули своих моряков, устроят откровенную провокацию в Чёрном море при подходе к Крымскому мосту.

Инцидент в Керченском проливе.
© youtube.com
Инцидент в Керченском проливе.

Одним словом, занимались всем чем угодно, только не делом. Хотя нет, справедливости ради стоит отметить, что украинским судостроителям, которые во времена Советского Союза создали целый авианесущий флот, удалось построить и передать флоту целых шесть речных бронекатеров «Гюрза-М». Причём два первых корпуса, введённых в строй в декабре 2016-го, были заложены ещё во времена президентства Януковича. Судостроители наверняка бы смогли сделать и большее и даже, возможно, закончили бы строительство корвета «Владимир Великий», который был заложен в мае 2011 года. Но после майданного переворота программа создания новой линейки кораблей была закрыта, а все средства перенаправлены на отражение выдуманной российской агрессии.

То есть, фактически шесть бронекатеров водоизмещением около 40 тонн, предназначенных для несения вахты на реках, озёрах и в прибрежной морской зоне, стали единственным боевым пополнением ВМС Украины. Если, конечно, не брать во внимание два американских катера Island, «подаренных» флоту Незалежной за 10 миллионов долларов.

Справка

Патрульные катера класса «Island» строились для Береговой охраны США в период с 1985 по 1992 гг. В 2014 году их начали выводить из состава американского флота в связи с заменой на строящиеся новые сторожевые катера типа «Sentinel». Старые и законсервированные катера «добрые» американцы постепенно продолжают передавать своим союзникам.

В ноябре прошлого года, когда катера из-за океана были доставлены в Одессу и испытаны украинскими моряками, исполняющий обязанности заместителя председателя дипломатической миссии США на Украине Джозеф Пеннингтон торжественно объявил, что в дополнение к этим катерам американское руководство планирует предоставить Незалежной ещё три этого же класса. По-видимому, вдохновлённый такой «щедростью» пан Самусь и сделал своё заявление о необходимости приобретения для Украины десяти кораблей с «Томагавками».    

Два американских катера класса Island прибывают в Одессу.
© navy.mil.gov.ua
Два американских катера класса Island прибывают в Одессу.

Своеобразным катализатором этой идеи-фикс стал командующий ВМС Украины сухопутный адмирал Игорь Воронченко. В последнее время он, как заведённый на одну волну, твердит, что Киев должен восстановить флот путём налаживания сотрудничества со странами НАТО. И что, мол, только это поможет ответить на угрозы со стороны России. Он, правда, не поясняет о каких угрозах идёт речь, но для придания значимости своим словам не далее, чем в конце февраля пожаловался(?!) представителям центральных СМИ своей страны на значительное усиление боевого потенциала российского флота в Черноморском регионе.

Что стоит за подобными рассуждениями профессионального танкиста, который по непонятному стечению обстоятельств командует морским флотом, - чуть ниже. А сначала о перспективах реализации плана по приобретению кораблей made in the USA, вооружённых высокоточным ракетным оружием. Во-первых, это далеко не патрульные катера, и их никаким грузовым самолётом транспортировать на Украину невозможно. А во-вторых, вся эта затея выльется в такую американскую копеечку для Незалежной, после чего она окончательно окажется на коленях.

Адмирал Игорь Воронченко договаривается на поставку списанных катеров с американским вице-адмиралом Майклом МакАлистером.
© dvidshub.net
Адмирал Игорь Воронченко договаривается на поставку списанных катеров с американским вице-адмиралом Майклом МакАлистером.

Если эти корабли всё-таки встанут у черноморских пирсов ВМС Украины и их можно будет использовать по прямому назначению, это совсем не будет означать спрыгивание с американской финансовой иглы. Пока украинские моряки освоят корабли, пока научатся управляться с системой связи и наведения крылатыми «Томагавками», пока произведут несколько учебных пусков (одна ракета стоит не менее полутора миллионов долларов), как минимум, возникнут проблемы со старыми корабельными силовыми установками. Потому что по-другому у судов, построенных 30-40 лет назад (вряд ли американцы продадут хлам более молодого срока выпуска), просто не может быть. А что значит ремонт (замена) двигателя, произведённого не в своей стране, объяснять, думаю, не нужно. Но даже если и это финансовое бремя окажется под силу Незалежной, укрепить мощь украинских ВМС за счёт списанных американских кораблей всё равно не получится.    

Это возможно только при одном условии: если руководство, сидящее в Киеве, начнёт восстанавливать своё судостроение и промышленность. Самое интересное, что это прекрасно понимают и Воронченко, и Самусь, и подавляющее число украинцев. Просто от них в создавшейся ситуации ничего не зависит. Хозяину, который находится за океаном и который затеял возню с госпереворотом в Киеве, с блокадой Донбасса, гражданской войной на юго-востоке Украины и постоянным нагнетанием обстановки в отношении России, очень выгодно, чтобы эта ситуация как можно дольше оставалась таковой. Ну а когда ещё под шумок можно неплохо подзаработать на рухляди, а не тратиться на её утилизацию, грех этим не воспользоваться… 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама