Не дури нашего брата, Америка
Этой теме уже, как минимум, десять лет. Все прошлые годы Россия предупреждала западную общественность о том, что американская сторона нарушает условия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), размещая на территории Восточной Европы элементы системы противоракетной обороны (ПРО). Тем самым США стремились нарастить собственный наступательный потенциал в регионе, создавая реальную угрозу безопасности европейских стран.
В частности, в апреле 2016 г. Департамент информации и печати МИД России отмечал, что «…относительно новым и весьма серьёзным нарушением ДРСМД стало развёртывание в Европе установок Мк-41, способных запускать крылатые ракеты средней дальности "Томагавк". Такими системами вертикального пуска сегодня оснащается база ПРО в Девеселу (Румыния), на очереди - строительство аналогичного объекта в Польше».
В ответ на это заявление Москвы, совершенно чётко обоснованное общеизвестными военно-техническими данными пусковых установок Мк-41, с помощью которых все ракетные эсминцы и крейсеры ВМС США запускают наступательные крылатые ракеты средней дальности «Томагавк», наши западные «партнёры» отвечали в привычном для них стиле голословной демагогии, лишь подтверждая таким неказистым способом небеспочвенность российских подозрений.
«Когда говорит он ложь, говорит своё…»
(Иоанн, 8:44)
По этому поводу интересно отметить, например, как беззастенчиво витийствовал на эту тему тогдашний министр обороны Румынии Теодор Мелешкану в феврале прошлого года: «Все знают очень хорошо, и мы это постоянно говорили: база в Девеселу является чисто оборонительной военной структурой, которая используется против баллистических ракет и ни в коем случае не имеет ядерных зарядов… История о том, что на установки в Девеселу можно поставить крылатые ракеты с ядерными боеголовками - выдумка, которая не имеет никакого реального основания… Нет абсолютно ничего, никакого аргумента в пользу того, что эта база может создать проблемы для РФ… С моей точки зрения, это один из способов, которым Россия ищет аргументы и темы, чтобы оправдать производство особенно гиперзвуковых ракет, которые создают реальную угрозу».
Не нужно быть специалистом в области ракетно-ядерных вооружений, чтобы оценить «красоту стиля» этого стандартного натовского «опровержения».
Никаких фактических данных, способных опровергнуть абсолютно конкретную российскую озабоченность по поводу пусковых установок Мк-41, в этих словесах нет даже и в помине.
Вместо них блудливое пустозвонство, которое само по себе является подтверждением того, что тут дело нечисто и Россия права в своих подозрениях. Ну и, конечно, дежурное перекладывание ответственности с больной головы на здоровую - это, дескать, Москва сама во всём виновата. В общем, типичный случай, про который в народе говорят: «На базаре громче всех "Держи вора!" кричит сам вор».
Натовская спецпропаганда бездоказательно врёт, убеждая европейцев в том, что ракетные установки в Румынии и Польше имеют небольшой радиус действия, ограниченный только задачами ПРО. В действительности ракеты, запущенные оттуда, могут держать под прицелом всю европейскую часть России.
Однако с того момента, как действие Договора РСМД было прекращено по инициативе правительства США, прошёл уже почти год. И может сложиться впечатление, что указанная выше проблематика утратила свою актуальность. Ведь в условиях отсутствия ограничений на ракеты средней и меньшей дальности, обе стороны могут вполне законно размещать их где угодно и в любом количестве. Казалось бы, какой смысл в этой ситуации рассуждать о скрытых наступательных возможностях американских пусковых установок в Румынии и Польше? И тема эта вроде как умерла. Однако это только на первый, весьма поверхностный взгляд.
На самом же деле, она не только не утратила своего значения, но и стала ещё более актуальной. И вот почему.
Дело в том, что широкое и открытое размещение американских ракетных вооружений средней дальности в Европе остаётся делом весьма затруднительным, даже несмотря на выход США из договора РСМД.
Хочет ли Европа превратиться в мишень?
Большинство европейских стран отдают себе полный отчёт в том, что в случае такого размещения, они становятся потенциальными мишенями для ответных или даже упреждающих ударов со стороны того государства, против которого эти американские ракеты будут направлены. То есть со стороны Российской Федерации. Именно поэтому европейские правительства отнюдь не спешат давать согласие на размещение на своей территории таких наступательных комплексов.
«Европа ни в коем случае не должна превращаться в площадку для дискуссий о наращивании вооружений. Размещение новых ракет средней дальности в Германии было бы встречено с большим недовольством», - об этом ещё в декабре 2018 года предупредил тогдашний глава германского внешнеполитического ведомства Хайко Маас.
Общественные круги этих стран также настроены на самое жёсткое противодействие подобным попыткам.
В этих условиях командование вооружённых сил США вынуждено рассматривать варианты скрытного размещения таких ракет, что позволит, как рассчитывают в Вашингтоне, избежать широкой огласки, публичных протестов и официальных демаршей. Тем более что соответствующие ракетные технологии давно имеются в наличии и позволяют это сделать.
На территории Румынии и Польши появились «сухопутные эсминцы»
В контексте подобных попыток ничего более подходящего, чем уже существующие якобы противоракетные базы США в Румынии и Польше (последняя в стадии строительства), просто невозможно придумать.
Указанные военные объекты окружены завесой строгой секретности. И конкретный характер ведущейся там военной деятельности остаётся в глубокой тайне от посторонних глаз. В том числе, кстати, и от местных военных, которые не имеют доступа к этим объектам, полностью контролируемым американским персоналом.
В сущности, «комплекс ПРО» Aegis Ashore - это боевая рубка ракетного эсминца ВМС США типа «Арли Бёрк», перенесённая на сушу. И совершенно непонятно, что может помешать этому сухопутному «эсминцу» точно так же обстреливать противника дальнобойными ракетами, как его морские собратья проделывали ровно то же самое в Сирии.
Всё это означает только одно. Российские подозрения о двойном назначении этих ракетных баз, в том числе о возможности их использования не только и не столько для целей ПРО, сколько для нанесения ударов по территории Российской Федерации, абсолютно не утратили своей актуальности, несмотря на деактивацию режима ДРСМД.
Более того, угроза со стороны этих секретных объектов объективно даже возрастает. Особенно, с учётом проведённых в США испытаний новой модификации крылатой ракеты «Томагавк» наземного базирования с существенно увеличенным радиусом действия. Не исключено, что именно эти новейшие ракеты, а не стандартные «Томагавки» морского базирования, будут устанавливаться в контейнеры пусковых установок Мк-41, благо их габариты такую замену вполне позволяют.
И, тем самым, США фактически проведут скрытное развёртывание своего ракетного потенциала средней дальности в непосредственной близости от российских границ.
При этом они будут публично продолжать делать вид, что, «с учётом воли европейских народов», благородно воздерживаются от размещения таких ракет и требовать от России соблюдения «нулевого варианта» по ДРСМД с её стороны. То есть, проще говоря, продолжать «дурить нашего брата» в стиле самого примитивного привокзального шулера.
Таким образом, американская «военная хитрость», придуманная в свое время для того, чтобы обойти действующий Договор РСМД, в условиях отмены этого Соглашения может оказаться для Пентагона даже более полезной, чем раньше.
Само собой разумеется, это никак не будет способствовать ракетно-ядерной безопасности на европейском континенте. И, уж тем более, не избавит народы Европы, и в первую очередь, страны базирования этих ракетных объектов, от перспективы уничтожающих ответных ударов нашей страны. Российские военные, в интересах безопасности собственного государства, будут действовать согласно общепринятой военной логике. То есть, с учётом вероятности максимальной угрозы. А именно возможности того, что в стартовых контейнерах находится самое опасное для РФ оружие - наступательные ядерные ракеты противника.
«Россия предостерегает страны Евросоюза от размещения американских ракет на своей территории, - заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко. - Сами европейцы, конечно, как мы считаем, должны быть заинтересованы в том, чтобы сделать всё, чтобы не допустить превращения своего континента в некую платформу <…> для размещения и пуска американских ракет».
Дипломат отметил, что размещение ракет поставило бы под угрозу территории тех государств, которые «могут склониться под давлением США».
«Любое развёртывание американских ракет средней дальности в регионах в непосредственной близости от России будет иметь стратегическое значение, будет влиять на стратегический баланс. И эта угроза будет даже более острой по сравнению со стратегическими системами, потому что подлётное время сокращается», - предупредил Александр Грушко.
Время делать выводы
Таким образом, напрашивается вывод о том, что попытки военно-политического руководства США явочным способом, избегая широкой огласки и используя уже созданную в Восточной Европе якобы для оборонительных целей (ПРО) ракетную инфраструктуру, в одностороннем порядке разместить там своё наступательное оружие класса РСМД, ровно ничего не меняет в судьбе самой Европы. Её территория в этом случае неизбежно станет потенциальным объектом ответно-встречного удара российских вооружённых сил.
Возможность устранения данной угрозы, с учётом жизненных интересов европейских народов, разумеется, существует. Но она отнюдь не заключается в том, чтобы в очередной раз поверить голословным американским заверениям об отсутствии на этих базах наступательного ракетного оружия.
Только обеспечение полной прозрачности данных объектов для международного контроля, в том числе с доступом туда российских военных экспертов, на чём уже давно настаивает Москва, может считаться относительно надёжной гарантией их использования в соответствии с заявленным противоракетным статусом.
Однако очень сомнительно, что американское командование, которое в прежние годы регулярно и без всяких объяснений отказывалось от подобных инспекций, вдруг изменит свою позицию.
Пентагон не изменит её именно потому, что указанные военные объекты очевидным образом имеют двойное назначение и самим своим техническим оснащением подготовлены для нанесения наступательных ударов. Убедиться в этом сможет любое европейское правительство, которое рискнёт потребовать от властей США доказательств обратного. И наверняка получит на это однозначный отказ.
Впрочем, вряд ли какое-нибудь из нынешних правительств стран Восточной Европы, известных своих раболепной покорностью Вашингтону, посмеет такое потребовать.