В других СМИ
Загрузка...
 Комплекс стратегической американской неполноценности
© state.gov
США вышло из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

Комплекс стратегической американской неполноценности

Судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности показала, что США не способны честно выполнять международные обязательства
05 августа 2019, 09:43
Реклама
 Комплекс стратегической американской неполноценности
© state.gov
США вышло из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

Вот и всё: российско-американский Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) канул в Лету. Причины этого печального для мировой стратегической стабильности события известны. И дело тут не в надуманных американской стороной каких-то нарушениях со стороны России, на чём бездоказательно настаивает Вашингтон, а вслед за ним и его сателлиты из НАТО. И не в том, что в этом договоре не участвует Китай, на что систематически ссылается американский президент. Дело, конечно же, в другом.

Просто есть интересы военно-промышленного комплекса США, которому требуются новые заказы и доходы - на создание новой ракеты средней дальности в бюджет Пентагона на 2019-2020 годы уже заложены 58 миллиардов долларов. И Дональд Трамп надеется, что это обеспечит ему поддержку военного лобби на следующих выборах.

Кроме того, сегодня Вашингтон считает ниже своего достоинства договариваться с кем-то на равных, как это было с могучим Советским Союзом. Чувство победителя в холодной войне порождает иллюзию возможности решать все проблемы, в том числе и стратегической безопасности, только с позиции превосходства. И если некоторые страны, вроде России, Китая, Ирана и даже Турции, с этим не согласны, то, по мнению американского истеблишмента, им же хуже - получат санкции...

Есть и ещё одна, главная на мой взгляд причина, вытекающая всё из того же глобального американского высокомерия, которую я назвал бы комплексом стратегической неполноценности. Это неспособность администрации США считаться с интересами других государств, выполнять свои обязательства по ранее заключённым соглашениям, если они почему-то не устраивают очередного главу Белого дома.

Не хочу перечислять десятки соглашений, из которых за последние годы вышли США, несмотря на возражение не только партнёров по переговорам, но и собственных союзников. Как здесь не вспомнить Договор по ПРО 1972 года, который называли краеугольным камнем мировой стратегической стабильности? Или торпедирование Соединёнными Штатами адаптированного под изменившуюся международную обстановку Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), о котором сегодня уже никто и не вспоминает?

Из того же ряда.  Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, который до сих пор не может или не хочет ратифицировать американский конгресс. Договор о нераспространении ядерного оружия, который демонстративно нарушает Вашингтон, привлекая своих союзников по НАТО к проведению учений с использованием ядерного потенциала, размещённого Пентагоном в европейских странах. А там его с избытком - 200 авиационных атомных бомб свободного падения В61, размещённых в Италии, Бельгии, Нидерландах, Германии и Турции.

После перечисления похороненных США важнейших для безопасности мирового сообщества соглашений уже не удивляешься отказу Вашингтона от Договора о РСМД и откровенным спекуляциям помощника президента США по нацбезопасности Джона Болтона насчёт продления Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), срок действия которого истекает в 2021 году. При этом президент Трамп уверяет, будто готов заключить сделку с Россией в сфере контроля над вооружениями в некоем новом формате, а его подчинённый Болтон безапелляционно заявляет, что даже СНВ-3 вряд ли будет продлён. Потому, дескать, что это соглашение не охватывает тактическое ядерное оружие малой дальности и новые российские системы доставки боевых блоков.

Что общего между договором о стратегических ядерных вооружениях и отсутствием соглашения о тактическом ядерном оружии, Джон Болтон не поясняет. И это может свидетельствовать только об одном: помощник американского президента вообще ни о чём не собирается договариваться с нашей страной.

О нежелании нынешней администрации договариваться с Россией по продлению СНВ-3 или начать переговоры по новому договору свидетельствуют и постоянные ссылки представителей Белого дома на ядерный потенциал Китая, который они также хотят включить в новое соглашение. Ракеты и боеголовки КНР у них, как бельмо на глазу, но вот про ядерные потенциалы своих союзников - Франции и Великобритании в США почему-то не вспоминают. Хотя он вполне даже сравним с ядерным арсеналом Поднебесной.

Китайская сторона на самом высоком уровне тоже неоднократно заявляла, что не собирается участвовать ни в каких переговорах по сокращению и ограничению своих ядерных вооружений. И аргументы у политиков и военных Поднебесной железобетонные: диалог может состояться только при условии, если потенциалы стран с самыми большими запасами ядерного оружия - России и США - будут сокращены до уровня КНР.

Но ни Вашингтон, ни Москва, обладающие 90 процентами запасов ядерного оружия на планете, подобные варианты пока что даже не рассматривают. Да и как мы можем пойти на радикальные сокращения ядерных блоков и средств их доставки, если США в своих доктринальных документах открыто называют Россию врагом?

При этом Москва всё-таки высказывала готовность сократить свои стратегические носители до 500 единиц и количество развернутых на них боеголовок - до 1.000 единиц, если и Вашингтон уменьшит свой ядерный потенциал до таких же параметров. Но никакой реакции на это предложение из-за океана так и не последовало. Видимо, все по той же причине: из-за неспособности правящей американской элиты вести разговор на равных, с уважением относиться к национальным интересам других государств.

Показательно, что Дональд Трамп, периодически рассуждая о возможных новых соглашениях с Москвой по контролю над СНВ, упорно употребляет слово «сделка». Можно, конечно, упрекнуть автора в том, что он-де придирается к терминологии. Но ведь слова выражают суть сказанного.

И для нынешнего главы Белого дома, который, похоже, так и остался бизнесменом в душе, политика тоже бизнес, а договоренности, в том числе и по стратегической безопасности на планете, - всего лишь сделки, вроде биржевых, от которых в любой момент можно отказаться. Как, например, от ДРСМД.

И тут возникают вопросы... Что будет после почившего в бозе Договора РСМД? Станут ли США размещать свои ракеты средней дальности в Европе? Как на такой вариант отреагирует Россия? Впрочем, ответ на главный вопрос уже известен. Его огласил на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу и министром иностранных дел Сергеем Лавровым президент страны Владимир Путин: ответные действия будут зеркальными. Во-первых, российский МИД уже заявил  о выходе  РФ в ответном порядке из Договора РСМД. Во-вторых, в рамках уже утвержденного бюджета Минобороны мы приступаем к созданию новых ракет средней дальности и производству наземных гиперзвуковых ракет, а в перспективе перенесём наши морские крылатые «Калибры» на землю. Если американцы могут размещать свои «Томагавки» в пусковых стаканах противоракет Мк-41, которые в составе комплексов Aegis Ashore расположены в Румынии и Польше, то почему мы не можем ответить тем же?

Но тут есть одно условие: размещать свои ракеты средней дальности, баллистические и крылатые, на боевых позициях в европейской части страны мы будем только после американцев. А откуда ещё могут угрожать американские ракеты России, как не с территории Старого Света? Другого варианта просто нет.

Посмотрим, как отреагируют европейские союзники США, когда до них наконец-то дойдёт, что Вашингтон превратил Европу в мишень для ответного удара. Может, тогда они перестанут безоглядно вверять свою судьбу Вашингтону, страдающему комплексом стратегической неполноценности? Остаётся надеяться только на здравый европейский смысл. Если, конечно, и Европу не поразил какой-нибудь стратегический недуг.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама