Хотели «как в Париже», а получилось как всегда
Вице-премьер Украины по вопросам европейской интеграции Вадим Пристайко в интервью Deutsche Welle озвучил удивительно свежую мысль. Спустя шесть лет после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в Киеве вдруг поняли, что условия этого документа не очень выгодные. Точнее, очень невыгодные. Особенно в части квот на бестарифную торговлю.
- Большинство квот, которые поставлены, уже не устраивают нас, мы перешли этап первых контактов с Европейским союзом в рамках соглашения в бестарифной торговле. Я надеюсь, что мы пересмотрим их, - заявил господин Пристайко.
Уверен, у каждого журналиста, писавшего шесть лет назад на эту тему, рука самопроизвольно потянулась к ручке, чтобы написать: «А я предупреждал». Предупреждали тогда Киев и российские СМИ, и представители действующей власти, и российское руководство.
Владимир Путин тогда с точностью Нострадамуса предсказал будущее Украины в случае подписания соглашения: «Почему оппозиция, которая борется с действующей властью, постоянно обращается к евротематике? Очень легко спекулировать этими вопросами. «Хотите жить, как в Париже?» «Хотим!» А вы читали текст соглашения об ассоциации Украины с ЕС? Нет. Никто же не читает. Рынки открыть, денег нет, нормы торговые и технические регламенты ввести европейские. Это что значит? Промышленность надо закрыть. И это явный крен в сторону становления сельхозпридатком еврозоны.
Надо сказать: «Да, мы хотим европейских стандартов, но давайте сделаем это таким образом, чтобы предприятия завтра не закрылись машиностроительные, чтобы судостроение осталось на плаву, чтобы авиация не померла, чтобы космическая отрасль не сдохла. Все эти рынки и кооперация - в России».
Справка
Огромный документ - а это тысячи страниц, преамбула и семь разделов, 486 статей со сквозной нумерацией и 44 приложения, 3 протокола и декларация общим объёмом ещё около 2.000 страниц, - Соглашение об ассоциации с ЕС регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и ЕС. Оно было подписано в 2014 году, тогда же его одобрила Верховная рада, ЕС ратифицировал его только в 2017 году.
Соглашение об ассоциации между ЕС и государством, не являющимся его членом, создаёт рамки для сотрудничества между сторонами в таких сферах, как политика, торговля, культура и укрепление безопасности. Обычно ЕС заключает такие документы об ассоциации в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ в интересах Евросоюза.
Спустя шесть лет мы видим, что «всё померло» и «сдохло». И Москва оказалась права. Чтобы это понять, пусть и опосредованно, украинской власти надо было потерять Крым, убить тысячи своих сограждан, развалить экономику и смертельно разругаться с братьями. Разве это стоило одного маленького, не всем доступного безвиза, по которому украинцы в Европу ездят не в Венскую оперу, а батрачить на клубничных полях? А чтобы пересмотреть квоты, понадобится согласие каждого члена Европейского союза. А там - каждый за себя, как красноречиво показала пандемия. Это вам не российские льготы зоны свободной торговли, от которой вы отказались в пользу евроассоциации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.