Евросоюз - «царство, разделившееся само в себе» из-за Covid-19
На днях состоялся саммит ЕС по вопросу, как европейцам противостоять пандемии нового коронавируса. Впервые в истории встреча глав государств и правительств стран ЕС прошла в форме видеоконференции. Лидеры стран Евросоюза не захотели встречаться очно. То ли из-за опасения заразиться, то ли были настолько заняты, что съезжаться в Брюссель не сочли возможным, то ли не считали этот вопрос настолько серьёзным, чтобы ради него куда-то ехать. Но главное: саммит показал, что развал «единой Европы» является свершившимся фактом. Пандемия Covid-19 заставила сбросить маски. Оказалось, что нет никакой европейской солидарности, в Европе каждый сам за себя.
А если без паники?
Вероятно, должно пройти ещё некоторое время, чтобы все окончательно поняли, что именно в данную минуту происходит с миром. Имеют ли под собой паника и истерия, уже охватившие как минимум всю Европу, серьёзную почву, и на самом деле всему человечеству грозит нечто похожее на средневековую эпидемию чумы? Или мы имеем дело с мастерски оркестрованной глобальной истерией по поводу коронавируса, который, как утверждают многие врачи, не страшнее сезонного гриппа?
Кто-то скажет, что второе из области конспирологии. Вероятно. Но если не впадать в панику и сохранять критический взгляд на вещи, то можно увидеть небывалую, сверхмощную активность всех мировых средств массовой информации на ниве освещения пандемии Covid-19. И на этом надо остановиться подробно, чтобы понять всю суть «заочного» саммита ЕС.
Итак, выпуски теле- и радионовостей похожи на военные сводки. Европейские газеты и газеты с других континентов (благо все они сегодня «висят» в интернете) просто невозможно читать без содрогания. Имея в силу своей профессии обыкновение ежедневно читать различную иностранную прессу, я не могу не констатировать: повсеместно в мире и особенно в Европе наблюдается массовая паника, которая фактически инспирируется и подстёгивается не только средствами массовой информации, но и заявлениями и мерами явно преувеличенной предосторожности, которые объявляются официальными властями.
Картинки из Европы и не только
Вот для яркости впечатлений несколько картинок из Европы. Чего, например, стоит только одна Италия, где ещё в начале марта власти призывали иностранных туристов не отказываться от поездок на Апеннины, а в середине месяца уже своим собственным гражданам запретили свободно перемещаться по стране. Чтобы навсегда отказаться от мечты побывать в Италии, которая оказалась в самом сложном эпидемиологическом положении из всех европейских стран, достаточно открыть сайт самой популярной в стране миланской газеты Corriere della Sera. В состояние паники - это можно было ежедневно отслеживать по публикациям испанской прессы - с начала марта вводила себя также Испания. Ведущая испанская газета El País стала похожа на боевой листок, информирующий о всё новых и новых случаях заражения коронавирусом дома, в соседней Италии и дальнем зарубежье.
Перенесёмся на север: такое же положение и в «стране фьордов». Центральная норвежская газета Aftenposten - будто копия El País и Corriere della Sera, только на норвежском языке и с национальным колоритом. Aftenposten сообщает: что в Осло из-за коронавируса отменено слушание всех новых дел в судах; что лидер ведущей Норвежской рабочей партии Йонас Гар Стёре находится под карантином; что канцелярия премьер-министра Эрны Сульберг просит население держаться в стороне от площади перед королевским дворцом в Осло, когда члены правительства выйдут на эту площадь после традиционного заседания государственного совета.
Всех переплюнули британцы. Самая читаемая на Британских островах The Times на первой полосе цитирует «умиротворяющее» заявление премьера Бориса Джонсона о том, что «многие семьи потеряют своих родственников из-за коронавируса», что «это будет худший кризис общественного здравоохранения за последнее поколение», что «вирус будет распространяться и дальше» и что «миллионы людей должны быть мобилизованы, чтобы помочь друг другу». То же самое мы видим на страницах The New York Times и других американских газет. Тянется в хвосте, но старается поспеть и Латинская Америка, от Мексики до Аргентины, власти и газеты которых озадачены исключительно коронавирусом. В этом смысле и старейшая аргентинская La Nacion и влиятельная мексиканская El Excelsior ничем не отличаются от европейских газет.
Благодаря медийной истерии, коронавирус видится как глобальная напасть, против которой человек якобы бессилен. В результате уже ограничено или полностью остановлено транспортное сообщение в Европе и по ту сторону Атлантики, повсеместно запрещены массовые культурные, общественные и спортивные мероприятия, закрыты двери театров и международных выставок. Деловая активность стремительно падает. И если смотреть на индексы мировых бирж, то может показаться, что финансово-экономическая история человечества скоро начнёт писаться с нуля.
Биржи стран G20 за неделю, в период с 9 по 13 марта, просели в среднем на 19% на объявлении коронавируса пандемией. По некоторым оценкам, к середине марта мировые биржевые площадки совокупно потеряли примерно 7 триллионов долларов.
Как отмечает эксперт РИСИ, экономист Михаил Беляев, «просадка стоимости бумажных активов для реальной части экономики не проходит бесследно. Сейчас одновременно происходит разрыв международных цепочек поставок и кооперативных связей. Вся более-менее сложная продукция производится не в одной стране, она состоит из компонентов, поставляемых со всего мира. Теперь же из-за карантинных ограничений поставки нарушены».
Страх и уныние
Итак, благодаря стараниям мейнстримовских СМИ и властей коллективного Запада во всем мире и, в частности в Европе, создана атмосфера страха, уныния и всеобщей паники. Обоснованно этот или нет - ещё посмотрим. Дело в том, что в этом совершенно сумрачном информационном контексте, который предполагал неординарные прорывные решения, собрался саммит Евросоюза, который ничего не решил и оказался полностью провальным.
Президент Франции Э. Макрон выступил за общую скоординированную фискальную политику, что смягчило бы экономические последствия кризиса, который ожидается в результате пандемии. Франция считает отнюдь недостаточным то, что каждая страна должна противостоять последствиям экономического кризиса из-за коронавируса только своими собственными средствами. И потому Франция желает скоординированного плана, который был бы нацелен на борьбу с многочисленными последствиями кризиса (от паралича промышленных цепочек до резкого падения туризма), длительность которого пока непредсказуема.
Макрона поддерживает комиссар ЕС по экономическим вопросам итальянец Паоло Джентилони. Председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард, как бы вторя Макрону и Джентилони, предупредила, что «без мер, противодействующих рецессии, мы увидим сценарий, подобный крупному финансовому кризису 2008 года». Между тем Германия высказалась против мер, предлагаемых Францией. Как отмечает испанская печать, «канцлер Германии Ангела Меркель возглавляет страны, которые подозревают, что возгласы Парижа и компании являются лишь очередной попыткой ослабить фискальную дисциплину и заставить перераспределить потоки бюджетных ресурсов с севера на юг», то есть от богатых стран ЕС к более бедным.
Этот спор юга и севера ЕС закончился смутным обещанием главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен наладить координацию внутри ЕС и ускорить решение о выделении средств на смягчение последствий кризиса из структурных фондов ЕС (изначально предназначенных для финансовой поддержки развития и стабилизации экономики наименее развитых регионов ЕС). Речь идёт о 25 млрд евро, которые были ассигнованы для структурных фондов Евросоюза ещё в 2014 году. «Мы будем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты, чтобы убедиться, что европейская экономика выдержит этот шторм», - сказала фон дер Ляйен и повторила эту фразу на немецком языке специально для своих сомневающихся соотечественников. Но когда выделят деньги, пока не ясно. Конечно, фон дер Ляйен в силу своей должности должна заботиться о всех странах ЕС в равной степени. Но никто не отменял её личные отношения с Меркель, в правительстве которой она была не просто министром обороны, но и соратником федерального канцлера…
На лицо то, что богатые страны ЕС отнюдь не намерены проявлять солидарность с другими странами, наиболее пострадавшими на данный момент от коронавируса, такими как Италия, например. Более того, ни одна страна ЕС не оказала Италии пока никакой помощи.
Это сделал только Китай. Группа из девяти экспертов из Китая уже прибыла в Италию и привезла с собой 31 тонну груза. Это, как пишет Corriere della Sera, различные медицинские материалы и оборудование. Команду, прибывшую в Рим для помощи итальянским коллегам, возглавляют вице-президент Китайского Красного Креста Ян Хуэйчуань и известный профессор сердечно-лёгочной реанимации Лян Цзунань, а также педиатры, медсёстры и персонал, который руководил экстренной ситуацией с коронавирусом в Китае. А Евросоюз, тем временем, ограничивает транспортное сообщение с Италией и думает, как и когда выделить средства для борьбы с вирусом и его экономическими последствиями...
… если б не было войны
Не будь коронавируса, нужна была бы большая война, чтобы так, в одночасье, обнулить исходные позиции всех без исключения государств мира, прежде всего, лидеров мировой экономики. Что как ни война списывает все экономические проблемы, и на что как не на войну можно «повесить» потери от глобального экономического кризиса, в который как в воронку втягивается планета? Но глобальной войны, которую предрекали американские «мозговые тресты» на рубеже 2017-го и 2018-го годов, не случилось. И если бы не было пандемии Covid-19, то её нужно было бы придумать, чтобы не воевать ради обнуления стартовых экономических позиций ведущих экономических держав, которые, как думается, после всеобщего «выздоровления», начнут передел сфер экономического влияния, к которым относятся как сырьевые рынки, так и рынки сбыта. А «выздоровление» от коронавируса, полагаю, начнётся с окончания медийной истерии. И, кстати, закончиться она может так же быстро и так же неожиданно, как быстро и неожиданно она началась. «Разруха не в клозетах, а в головах», - говорит Михаил Булгаков устами своего замечательного профессора Преображенского.
А что касается Евросоюза, то после всеобщего глобального «выздоровления» от коронавируса он предстанет в новом, разломанном виде, если вообще сохранится как таковой. Вернее сказать, «пандемия» (и здесь я уже беру это слово в кавычки) может закончиться полным разбродом в Евросоюзе.
По крайней мере, развал ЕС очень выгоден Соединённым Штатам и конкретно президенту Трампу, который рассматривает ЕС и, кстати, Китай, как своих главных торгово-экономических противников…
О древней мудрости
Друзья познаются в беде, как известно. Сейчас все в Европе полагают, что пришла большая беда. Но будь эта беда мнимой или реальной, она разделила, а не сплотила страны Евросоюза. Эта беда показала, (1) чего стоит этот Евро-«союз» и чего стоят «общеевропейские ценности». Но, что важнее, она показала, что (2) сбываются пророческие прогнозы советника Трампа небезызвестного Генри Киссинджера, который, как писал ещё в ноябре 2016 года журнал The American Interest, советовал Трампу «разрушить Евросоюз в целях не допустить превращения Европы в регион с мощным статусом» и рассматривать Brexit как возможность для США «вывести континентальных европейцев из бюрократического самоанализа к стратегической ответственности».
Я не говорю, что пандемию Covid-19 организовали американцы или кто-то ещё. Я говорю, что коронавирус по какому-то странному совпадению (но не без помощи мировых лидеров и мировых СМИ, всесильных в деле промывания мозгов) выполняет роль, которую могла бы выполнить глобальная война, чтобы расчистить дорогу для построения новой мировой финансово-экономической конфигурации, выгодной тем, кто привёл мир к нынешнему системному финансово-экономическому разбалансированию и исчерпал все обычные средства вернуть его в равновесие. И разрушение ЕС в рамках этой перестройки, как и разрушение многих других международных институтов и организаций, вполне понятно.
Коллективный Запад уже не коллективный. В нём США во главе с Трампом противостоят своим бывшим союзникам и всему миру. Как говорится в одной очень мудрой книге, «царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
---
Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.