«Мы вели машины, объезжая мины...»
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
29 мая празднуется День военного автомобилиста.

«Мы вели машины, объезжая мины...»

День военного автомобилиста: 110 лет со дня формирования в Русской императорской армии 1-й учебной автомобильной роты
Реклама
«Мы вели машины, объезжая мины...»
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
29 мая празднуется День военного автомобилиста.
Читайте нас на: 

В 2000 году приказом министра обороны Российской Федерации в Вооружённых силах страны установлен и ежегодно 29 мая празднуется День военного автомобилиста. Поздравления принимают и ветераны, и ныне служащие водители. Их много: в российских войсках количество военных автомобилей различного назначения многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. В последнее время, с увеличением мобильности всех видов и родов войск, поставки новейшей автомобильной техники идут по нарастающей.

Почти 130 единиц современных образцов автомобильной техники поступило в войска Южного военного округа.
© mil.ru
Почти 130 единиц современных образцов автомобильной техники поступило в войска Южного военного округа.

«Тигр», «Линза» и «Урал» повышенной проходимости

Почти 130 единиц современных образцов автомобильной техники поступило в войска Южного военного округа (ЮВО) в мае текущего года. В рамках перевооружения продолжаются поставки машин в общевойсковые объединения, соединения спецназа ЮВО, части береговых войск Черноморского флота и Каспийской флотилии. В частности, как сообщает окружная пресс-служба, на вооружение поступили бронированные и небронированные автомобили, пожарные цистерны, полевые самоходные бани, а также мобильные медицинские модули. Всего с начала 2020 года в войска ЮВО поставлено более 300 единиц новых и модернизированных образцов вооружения, военной и специальной техники. Это позволит довести долю современных образцов в текущем году до 70 процентов, а по некоторым образцам до 100 процентов.

На вооружение железнодорожного соединения Восточного военного округа поступила партия новых специальных машин МТО-УБ.
© mil.ru
На вооружение железнодорожного соединения Восточного военного округа поступила партия новых специальных машин МТО-УБ.

После майских праздников на вооружение железнодорожного соединения Восточного военного округа, дислоцированного в Амурской области, поступила партия новых специальных машин МТО-УБ. Они предназначены для проведения ремонтных работ на технике в любом необорудованном месте, в первую очередь, в полевых условиях. Спецмашины выполнены на базе автомобилей-вездеходов «Урал-4320» с колесной формулой 6х6. В составе полевых мастерских имеется всё необходимое для ремонта оборудование: специальные станки, электрические и механические инструменты, сварочный аппарат. Также на машине есть кран-манипулятор, обладающий максимальной грузоподъёмностью до четырёх тонн, что позволяет осуществлять ремонт габаритных агрегатов тяжёлой техники. Характеристики современных спецмашин позволяют гарантированно чётко работать в сложных климатических условиях Дальнего Востока.

Автомобиль «Линза» создан на базе «КамАЗ-Тайфун» 4x4.
© mil.ru
Автомобиль «Линза» создан на базе «КамАЗ-Тайфун» 4x4.

Новейшие бронированные санитарные автомобили «Линза» весной этого года поступили в медицинские подразделения дислоцированной в Чечне мотострелковой дивизии 58-й общевойсковой армии Южного военного округа. Уникальные спецмашины позволят обеспечить выполнение правила «золотого часа» - максимально эффективно оказать первую помощь раненым и оперативно их эвакуировать.

Автомобиль «Линза» создан на базе «КамАЗ-Тайфун» 4x4. Он позволяет эвакуировать с поля боя до шести раненых. Машина защищена по третьему классу бронирования, защищает от всех видов стрелкового оружия, выдерживает под колесом взрыв до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Колёса - также бронированные, автомобиль с повреждённым колесом может проехать до 50 км по пересеченной местности.

«Линза» оснащена приспособлениями для вытаскивания из люков, перетаскивания раненых, щитами для эвакуации людей с повреждениями позвоночника и другим медицинским оборудованием. Машина позволяет перевозить раненых по пересеченной местности с максимальным комфортом.

«Урал-4320» последней модификации стали подарком к празднику военным водителям 49-й общевойсковой армии.
© mil.ru
«Урал-4320» последней модификации стали подарком к празднику военным водителям 49-й общевойсковой армии.

Специально подготовленные и укомплектованные для эксплуатации в условиях высоких температур и труднопроходимой горной местности 10 автомобилей «Урал-4320» последней модификации стали подарком к празднику военным водителям 49-й общевойсковой армии. За счёт колесной формулы 6х6 «Урал-4320» может легко подниматься в гору под углом до 60 градусов, уверенно преодолевает глубокие канавы. Грузоподъёмность такого автомобиля, по сравнению с предшественниками, увеличена до 10 тонн. Новейшие машины повышенной проходимости будут применяться для перевозки личного состава, боеприпасов и материальных средств на полевые занятия, а также для буксировки миномётов.

Бронеавтомобили «Тигр» оснащённые боевым модулем с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ».
© mil.ru
Бронеавтомобили «Тигр» оснащённые боевым модулем с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ».

Более 15 бронеавтомобилей «Тигр», оснащённых боевым модулем с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ», получат в текущем году по гособоронзаказу разведывательные подразделения Сухопутных войск. Новейшая бронемашина предназначена для перевозки личного состава, различных грузов по дорогам общего пользования и пересеченной местности. Хорошо защищённый и вооруженный бронеавтомобиль «Тигр» успешно зарекомендовал себя при эксплуатации в различных климатических зонах.

Справка

Автомобильные войска в российских Вооружённых силах - это специальные войска, предназначенные для выполнения воинских автомобильных перевозок личного состава, материальных средств, а также для эвакуации раненых. Автомобильные части и подразделения, как правило, входят в состав сил и средств материально-технического обеспечения всех видов и родов войск.

Традиции героизма

В армию всегда старались брать лучшую автомобильную технику. И водили машины лучшие люди армии - грамотные и смелые. Так было на всех войнах, которые вела Россия.

1-я автомобильная пулемётная рота.
© Фото из архива
1-я автомобильная пулемётная рота.

Эффект первого же боевого применения русской автомобильной части на Первой мировой войне был для немцев ошеломляющим. 10 ноября 1914 года шесть автомашин с установленными на их бортах пулемётами прорвались через занятый противником польский город Стрыков и поддержали огнём наступление с фронта двух полков пехоты. Враг, зажатый в огненные клещи, был выбит из населённого пункта, понеся крупные потери. Командовавший в том бою боевой группой 1-й автомобильной пулемётной роты штабс-капитан Борис Шулькевич стал первым награждённым за храбрость российским военным автомобилистом - его представили к ордену Святого Станислава III степени. Император Николай II записал в дневнике: «От Ломжи до Прасныша идут успешные наступательные бои; наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!»

За годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 11 фронтовых шофёров Красной Армии. Красноармейцу Александру Гривцову высокое звание было присвоено за подвиг, совершённый в ходе форсирования реки Нарвы. 11 февраля 1944 года шофёр 504-го лёгкого артиллерийского полка Ленинградского фронта под огнём врага по тонкому льду сумел доставить боеприпасы на другой берег реки, где закрепились штурмовые группы наступающей пехоты и поддерживающие их артиллерийские расчёты. Геройскую звезду Гривцов получить не успел. Военный водитель погиб 18 февраля 1944-го, доставляя боекомплект попавшему в окружение артдивизиону.

За годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 11 фронтовых шофёров Красной Армии.
© Фото из архива
За годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 11 фронтовых шофёров Красной Армии.

На перевале Саланг в Афганистане есть родник, возле которого останавливаются и грузовики-бурбахайки, и легковушки, и караваны тяжелогружённых верблюдов. Чистая вода бьёт из трубки, которая вмурована в серый камень. На камне скромная табличка с надписью по-русски: «Мальцин Сергей В.» Ниже - дата: «1965 - 85».

2 ноября 1985 года Сергей Мальцин вёз через Саланг военный груз, неожиданно из-за поворота выехал афганский грузовик с несколькими десятками людей на борту. Чтобы гражданская автомашина не свалилась в пропасть, советский солдат направил свой грузовик в скалу. Посмертно рядовой Мальцин награждён орденом Красной Звезды.

В Афганистане после ухода советских войск сменилось несколько политических режимов. Через перевал Саланг прокатывались отряды и моджахедов, и талибов (боевики террористической организации, запрещенной в РФ). Памятник у родника не тронул и до сих пор не трогает никто.

Памятник Сергею Мальцину на перевале Саланг.
© wordpress.com
Памятник Сергею Мальцину на перевале Саланг.

Цифры

145.000.000 тонн различных воинских грузов было перевезено автомобильными частями и подразделениями Красной Армии за годы Великой Отечественной войны;

10.000.000 тонн материальных средств доставлено военным автотранспортом в части и подразделения 40-й армии и мирным жителям Афганистана за период пребывания в этой стране наших войск.

Концерт приехал на колёсах «КамАЗов»

В День Победы по всей России на улицах городов и посёлков из специально оборудованных военных автомобилей звучали поздравления ветеранам Великой Отечественной войны, а также песни фронтовых лет. На улицах Москвы 9 мая праздничную трансляцию обеспечили экипажи полевых автоклубов гвардейской танковой Краснознаменной армии Западного военного округа. Десять многофункциональных комплексов на базе автомобилей КамАЗ объехали все 12 административных округов столицы, делая остановки у домов фронтовиков. Для ветеранов были даны «персональные» концерты армейских хореографических и вокальных коллективов.

За поздравлениями, не нарушая режима самоизоляции, воины-победители смогли наблюдать прямо из окон своих квартир. Повсеместно на балконы выходили москвичи с фотографиями своих родных - участников Великой Отечественной войны и вместе с солдатами пели песню «День Победы».

Экстрим на трассах

Опыт автотранспортного обеспечения боевых действий, накопленный в годы Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга в Афганистане, умело применялся при обеспечении войск и силовых структур на Северном Кавказе. Велика роль военных автомобилистов и сегодня - в ходе борьбы с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике.

Особенности управления различных образцов колёсной техники в экстремальных условиях постоянно отрабатывают водители российской военной базы в Абхазии.
© mil.ru
Особенности управления различных образцов колёсной техники в экстремальных условиях постоянно отрабатывают водители российской военной базы в Абхазии.

Военные автомобилисты постоянно учатся, повышают уровень мастерства. Тренировки проходят в условиях, приближённых к реальным боевым. Так, пресс-служба Центрального военного округа сообщает об успешном проведении в Новосибирской области марша, протяжённостью более 15 км, военнослужащими соединения специального назначения. На сложной трассе спецназовцы отработали экстремальное вождение на бронированной колёсной технике. Бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун» преодолели на маршруте различные естественные и искусственные препятствия. Военнослужащие выполнили приёмы маневрирования на скоростных участках, повороты и развороты разной сложности. Вождение проводилось на максимальной скорости, в светлое и тёмное время суток.

Особенности управления различных образцов колёсной техники - автомобилей «УАЗ», «ГАЗ», «Урал» и полноприводных грузовиков «КамАЗ-Мустанг» - в экстремальных условиях постоянно отрабатывают водители российской военной базы в Абхазии. Военнослужащие преодолевают горные реки, овраги, сложные серпантинные участки с большими уклонами и крутыми поворотами, каменные завалы, участки вязкого грунта. На маршах военные водители выполняют учебно-боевые задачи по перевозке военных грузов и личного состава, действиям в экстремальных ситуациях, в условиях применения «противником» оружия массового поражения, а также при камнепадах и сходе селей.

Экстремальное вождение в самых сложных условиях освоили и военнослужащие-женщины.
© mil.ru
Экстремальное вождение в самых сложных условиях освоили и военнослужащие-женщины.

Экстремальное вождение в самых сложных условиях освоили и военнослужащие-женщины, группа которых только что окончила двухмесячный курс подготовки военных водителей. Обучение девушек вождению армейских грузовиков массой более 3,5 тонн проводилось впервые в истории Вооружённых сил России. В крупнейшем учебном центре Минобороны под Екатеринбургом с ними проведены курс теоретической подготовки по правилам дорожного движения и практические занятия на современных автомобильных тренажёрах и специализированном автодроме. По итогам обучения все военнослужащие экспериментальной женской группы успешно сдали теоретическую часть в органах ГИБДД, а также практическое вождение на военном автодроме и в городе.

6 мая 2020 года под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу в режиме видеоконференцсвязи прошло селекторное совещание с руководящим составом Вооружённых сил.
© mil.ru
6 мая 2020 года под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу в режиме видеоконференцсвязи прошло селекторное совещание с руководящим составом Вооружённых сил.

Военные дороги пылить не будут

6 мая 2020 года в Национальном центре управления обороной Российской Федерации под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу в режиме видеоконференцсвязи прошло селекторное совещание с руководящим составом Вооружённых сил. Одним из рассматриваемых вопросов повестки стал ход работ по федеральному проекту «Автомобильные дороги Министерства обороны России». К его реализации наши военные приступили в 2019 году совместно с Министерством транспорта.

Как заявил Сергей Шойгу, до 2024 года для обеспечения транспортной доступности объектов военной инфраструктуры планируется отремонтировать более 400 км дорог, связывающих военные объекты с автодорогами общего пользования. Таким образом, доля исправности дорожного полотна будет увеличена с текущих 42 до 60 процентов.

Всё больше машин - хороших и разных

В соединение специального назначения ЮВО на Кубани поступила партия новых бронеавтомобилей «Тайфун». Новинки выпускаются на базе шасси «КамАЗ-63968» и «Урал-63095», имеют гидропневматическую, независимую подвеску, коробку-автомат, двигатели мощностью 450 лошадиных сил. В автомобиле установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения. В этих машинах впервые стали применяться интегрированная керамическая броня, противоминная защита, специальное остекление, которое может выдержать даже прямое попадание бронебойно-зажигательной пули из танкового пулемёта крупного калибра с расстояния 200 метров.

В соединение специального назначения ЮВО на Кубани поступила партия новых бронеавтомобилей «Тайфун».
© mil.ru
В соединение специального назначения ЮВО на Кубани поступила партия новых бронеавтомобилей «Тайфун».

В мае состоялась рабочая встреча президента России Владимира Путина с главой Росгвардии Виктором Золотовым. Владимир Путин сообщил, что поручил кабинету министров организовать дополнительные закупки автомобильной техники для силовых структур страны, в том числе и с целью поддержки отечественного автопрома. «Имеются в виду и военная техника, специальная техника - какая угодно», - уточнил президент. Очевидно, что и автопарки частей и соединений Вооружённых сил скоро пополнятся новыми автомобилями различного назначения.

Классика

Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато -
Есть у нас ещё дома дела.

Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не лёгок и не скор,
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофёр.

Может быть отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомёк,
Мы ж не позабудем, где бы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.

Борис Ласкин, Наум Лабковский, 1947 год.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама