Гиперзвуковой удар и перехват
© mil.ru
Испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы ПРО А-235 «Нудоль».

Гиперзвуковой удар и перехват

В России готовятся к принятию на вооружение новых комплексов воздушно-космической обороны - таких как С-500 «Прометей» и А-235 «Нудоль»
17 июня 2020, 10:58
Реклама
Гиперзвуковой удар и перехват
© mil.ru
Испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы ПРО А-235 «Нудоль».
Читайте нас на: 

Создание Россией систем вооружения с технологией управляемого гиперзвука не только выдвинуло её в лидеры среди стран разрабатывающих и производящих военную технику, но и позволило восстановить пошатнувший баланс сил, удерживающих мир от кошмара Третьей мировой войны. В мире по-прежнему есть силы, которые хотят изменить этот баланс раз и навсегда в свою пользу. Приняв лидерство России как вызов, они начали активно разрабатывать аналогичные системы вооружения. Поэтому вопрос о создании гиперзвуковых систем ПВО, использующих технологию управляемого гиперзвука, появился одновременно с разработкой таких систем вооружения.

Надо понимать, что создание гиперзвуковых перехватчиков с военно-технической и технологической точек зрения задача достаточно сложная. Объясняется это следующим образом: при создании оружия работающего на технологии управляемого гиперзвука разрабатываются материалы способные выдержать высокие перегрузки и температуры, систему и алгоритм управления, позволяющие совершать «непредсказуемую траекторию полёта» к цели и отвечающие за точность её поражения.

При этом цель, как правило, стационарная (бункер, пункт управления, военная база и т.д.) или двигающаяся со скоростью, исключающую противоракетные манёвры (корабль).

В то же время уничтожение воздушной скоростной цели, когда не известен её алгоритм движения и только предположителен объект уничтожения, к которому она летит, - эту задачу решали наши ПВО с 50-х годов прошлого века, когда боролись с самолётами, крылатыми и баллистическими ракетами. Последние, кстати, летали на гиперзвуковых скоростях по баллистическим траекториям.

Цели, летящие и маневрирующие на гиперзвуковых скоростях, можно сбивать тогда, когда освоена технология управляемого гиперзвука. Ведь когда такие изделия испытывали, то контролировали все этапы «непредсказуемого» полёта к намеченной цели. Значит у России уже есть системы обнаружения (например, РЛС «Противник-ГЕ») и сопровождения маневрирующих гиперзвуковых целей. Это раз!

Радиолокационная станция «Противник-ГЕ».
© mil.ru
Радиолокационная станция «Противник-ГЕ».

Помимо этого, у нас есть и гиперзвуковые управляемые зенитные ракеты (ЗУР). Например, у зенитно-ракетной системы (ЗРС) войсковой ПВО С-300В4 есть ЗУР 9М82МВ, которая летит к цели на скорости равной 9 числам Маха. Такая же ракета есть и у ЗРК «Бук-М3», но с меньшей дальностью поражения. Объектовая ПВО - ЗРС С-400 имеет в своём арсенале ракету 48Н6E3, способную лететь к цели на скорости 4,8 км/с (14 чисел Маха). Таким образом, ракеты у нас тоже есть - это два!

Добавим к этому «дуэту» систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Купол» с новыми спутниками «Тайга» и эшелонированную систему радиолокационного обнаружения, работающую с дальностей 6.000 км. Спутники СПРН засекают полёт маневрирующих гиперзвуковых целей, передают информацию эшелону РЛС, который сопровождает эти цели и выдаёт данные для систем ПВО и ПРО. Комплексы ПВО и ПРО отрабатывают по этим целям: ПВО по одиночным, ПРО по групповым.

Небольшой нюанс. Ракеты ПВО повреждают цели облаком осколков и работают по алгоритму «одна ракета - одна цель». Комплексы ПРО специализируются по групповым целям, подрывая «рой» термоядерным зарядом мощностью до 20 Кт. В результате ядерного взрыва в эпицентре уничтожается большая часть гиперзвуковых целей, а остальная часть благодаря воздействию мощного электромагнитного излучения лишается всех электрических и электронных компонентов управления, т.е. становится бесполезной.

С учётом того, что наши условные противники создают комплексы с планирующими гиперзвуковыми боеголовками, летящими к целям на скоростях от 5 до 8 чисел Маха, нынешние российские комплексы ПВО и ПРО способны их сбивать. К тому же управление гиперзвуком наш противник доверяет только искусственному интеллекту (ИИ), которому без электроники - ну, никак.

Система противоракетной обороны А-235 «Нудоль».
© mil.ru
Система противоракетной обороны А-235 «Нудоль».

Однако в будущем могут появиться комплексы, летающие на больших скоростях - свыше 15 чисел Маха. Правда они могут появиться только после того, как завершится этот этап работ, и у вероятного противника появятся не прототипы, а серийные изделия.

В этом случае перспективные комплексы воздушно-космической обороны (ВКО) должны сбивать такие цели на встречном курсе с равными скоростями перехвата, а при стрельбе «вдогон» - на скоростях в 1,5 раза больше. Поэтому в России уже готовятся к принятию на вооружение новых комплексов ВКО - таких как С-500 «Прометей» и А-235 «Нудоль».

Появление этих комплексов в системе обороны России повлечёт за собой и появление новых, более мощных систем автоматизированного управления ВКО (АСУ ВКО), в которой будет работать наша система ИИ. Когда они будут нести боевое дежурство, наш вероятный противник, лет так через пятнадцать, подойдёт к отметке 15 чисел Маха, а может и не подойдёт.

Так что и на этот раз президент В. Путин, говоря о «контргиперзвуковых комплексах», имел в виду конкретные изделия. Надеюсь, наши «партнёры» его услышали.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама