Военное руководство США делает ставку на гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения.

Гиперзвук снова в приоритете

Разрабатывая наступательные системы вооружений на основе гиперзвуковых технологий, развивая программы милитаризации космоса, военное руководство США делает ставку на безответный превентивный удар, который нанесут гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения
Реклама
Гиперзвук снова в приоритете
© raytheon.com
Военное руководство США делает ставку на гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения.
Читайте нас на: 

Фейковое заявление Болтона

Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в августе этого года выступил с «сенсационным» заявлением о том, что Россия украла у США технологию создания гиперзвукового оружия. Такое заявление, оказавшееся в итоге лживым, выглядело нелогичным на фоне более серьёзных оценок успехов России в области управляемого гиперзвука.

Действительно, после обращения Дональда Трампа к Конгрессу с просьбой «инвестировать больше в гиперзвуковое оружие», потому что «у США есть такие типы вооружения, которых вы никогда не видели, такие, которые даже нельзя себе представить» - сказать о том, что «всё украли» было действительно глупо. Ведь отработка программ создания гиперзвукового оружия в интересах Пентагона шла по нескольким направлениям под контролем командований Армии США, ВМС, ВВС и Управления перспективных исследовательских программ (DARPA). К тому же были затрачены большие деньги, подшивались отчёты о проделанной работе и была создана дорогостоящая инфраструктура для проведения испытаний.

Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон - большой любитель фейков.
© twitter.com/AmbJohnBolton
Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон - большой любитель фейков.

Поэтому не удивительно, что после фейкового заявления Болтона Научно-исследовательская служба Конгресса США подготовила и опубликовала доклад Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress («Гиперзвуковое оружие: предпосылки и проблемы для Конгресса США»), в котором сделала анализ состояния гиперзвуковых технологий США, России и Китая. Доклад был опубликован 17 сентября 2019 года, и в этом докладе есть прямое опровержение слов Болтона.

В частности, в нём говорится о том, что США активно работают над технологией «манёвренного оружия способного летать на скоростях не менее 5 чисел Маха для программы «Мгновенного глобального удара» начиная с 2000-х годов». Россия же, согласно этому докладу, «проводила исследования по технологии гиперзвукового оружия с 1980-х годов».

Таким образом, кто у кого украл в принципе не важно. Важно, кто какого результата достиг и куда приведёт технология управляемого гиперзвука - к сохранению баланса сил или к новой гонке вооружений.

Доклад Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress («Гиперзвуковое оружие: предпосылки и проблемы для Конгресса США»).
© fas.org
Доклад Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress («Гиперзвуковое оружие: предпосылки и проблемы для Конгресса США»).

Направления гиперзвукового удара

Когда в США задумывают глобальную стратегию, то на её реализацию, как правило, не жалеют ни времени, ни ресурсов. Стратегия «Глобального мгновенного удара» появилась в 2003 году после того как командование ВВС США опубликовало официальное заявление о том, что «США должны иметь возможность наносить глобальные и быстрые удары по стратегически важным целям, а также должны быть в состоянии планировать и осуществлять эти нападения в течение нескольких минут или часов. Мы (США) должны быть в состоянии осуществлять эти нападения, даже если у США нет постоянного военного присутствия в регионе, где будет происходить конфликт».

«США должны иметь возможность наносить глобальные и быстрые удары по стратегически важным целям, а также должны быть в состоянии планировать и осуществлять эти нападения в течение нескольких минут или часов.»
© ndia.org
«США должны иметь возможность наносить глобальные и быстрые удары по стратегически важным целям, а также должны быть в состоянии планировать и осуществлять эти нападения в течение нескольких минут или часов.»

Наносить быстрые удары в любую точку планеты такие средства вооружения как межконтинентальные баллистические ракеты не могут, т.к. их подлётное время занимает несколько десятков минут. Поэтому в рамках разрабатываемой стратегии начались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию гиперзвукового оружия, возглавляемые лабораториями DARPA, ВВС, ВМС и Армии США.

Справка

Согласно исследованию, проведённому в 2013 году Институтом оборонных анализов (Institute for Defense Analyses, IDA), все эти структуры «имели гиперзвуковые испытательные установки и мобильные активы в 2014 году, необходимые для создания гиперзвуковых технологий в интересах развития оборонных систем до 2030 года». Для «штурма гиперзвука», по информации  IDA, было создано 10 наземных и 11 мобильных испытательных установок, 11 полигонов, девять специальных объектов NASA, 7 объектов из Департаментов энергетики и промышленности, построена гиперзвуковая (до скоростей 6 чисел Маха) аэродинамическая труба в университете Нотр Дам (University of Notre Dame) и заложены ещё две в университете Пердью (Purdue University) под скорости в 8 и 10 чисел Маха.

Крылатая ракета AGM-183A.
© af.mil
Крылатая ракета AGM-183A.

В настоящее время на этой инфраструктуре ведутся НИОКР по нескольким программам технологии управляемого гиперзвука:

1. ВМС США: Intermediate Range Conventional Prompt Strike Weapon - гиперзвуковая ракета средней дальности для подводных лодок;

2. Армия США: Land-Based Hypersonic Missile - Наземная гиперзвуковая ракета (более известная как Гиперзвуковое оружие дальнего действия - Long Range Hypersonic Weapon);

3. ВВС США: Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW) - Гиперзвуковое обычное ударное оружие;

4. ВВС США: крылатая ракета AGM-183A, Air-launched Rapid Response Weapon (ARRW) - Воздушное оружие быстрого реагирования;

5. DARPA: Tactical Boost Glide (TBG) - Тактический блок скольжения (преемник программы FALCON HTV-2);

6. DARPA: Advanced Full-Range Engine (AFRE) – усовершенствованный прямоточный гиперзвуковой двигатель с комбинированным циклом TBCC (Turbine Based Combined Cycle) - по сути гиперзвуковой прямоточный реактивный двигатель;

7. DARPA: Operational Fires (OpFires) - гиперзвуковая ракетная система наземного базирования для прорыва ПВО;

8. DARPA: Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) - гиперзвуковая крылатая ракета воздушного базирования.

Все эти программы получили финансирование на 2019 и 2020 годы. Размеры финансирования и сроки окончания исследований, для удобства оценки, сведены мной в таблицу.

Размеры финансирования и сроки окончания исследований.
© Таблица автора
Размеры финансирования и сроки окончания исследований.

Как видно из таблицы, появление первых образцов (прототипов) гиперзвукового оружия ожидается после 2021 года: по проектам для ВВС (2022 год), Сухопутных войск (2023) и ВМС США (2024). В случае удачных испытаний проекты получат дополнительное финансирование на предсерийное производство. ВВС получит дополнительно 735 млн долларов, Сухопутные войска - 1,2 млрд долларов, а ВМС - 5,2 млрд долларов в течение пятилетнего периода финансирования программ обороны будущих лет (FYDP).

Ставка на безответный превентивный удар

Отличительной особенностью этих проектов является то, что все они разрабатываются на основе самого удачного проекта по технологии управляемого гиперзвука - Advanced Hypersonic Weapon (AHW), который разрабатывался в интересах Сухопутных войск США. Как известно, AHW - это двухступенчатая ракета средней дальности, вторая ступень которой представляет собой планирующую гиперзвуковую боеголовку.

Advanced Hypersonic Weapon (AHW).
© defence.gov
Advanced Hypersonic Weapon (AHW).

Компания Dynetics Technical Solutions уже работает над унифицированной управляемой планирующей гиперзвуковой боеголовкой - Common-Hypersonic Glide Body для ВМС, ВВС и Армии США, которая будет размещена как вторая ступень в гиперзвуковых ракетах морского, воздушного и сухопутного базирования.

Для справки: ранее созданию этих ракет мешал Договор РСМД, т.к. их дальность поражения находится в диапазоне от 500 до 5.500 км.

Создавать только гиперзвуковое наступательное оружие, не заботясь о средствах обороны выглядело бы со стороны Пентагона неразумным занятием. Поэтому программой создания гиперзвукового оружия для ПВО и ПРО США занимается Агентство по противоракетной обороне (Missile Defense Agencies, MDA). Как известно, MDA сейчас находится в процессе оценки предложений по созданию на низкой околоземной орбите группировки спутников, способных обнаруживать и отслеживать гиперзвуковые аппараты, но в то же время оно работает и над гиперзвуковой ПРО и ПВО.

Совместно с DARPA MDA работает над исследовательской программой под названием Glide Breaker (можно перевести как «Скользящий перехват»), которая получит «критические компонентные технологии для создания гиперзвукового перехватчика, сконструированного для точного противодействия гиперзвуковым угрозам на очень большой дальности». О сроках появления гиперзвукового перехватчика пока ничего не известно, но скорее всего он появится после 2025 года, после удачных испытаний гиперзвукового наступательного оружия.

Программа Glide Breaker.
© darpa.mil
Программа Glide Breaker.

Таким образом, можно констатировать факт, что Пентагон не отказался от стратегии «Глобального мгновенного удара» разрабатывая наступательные системы вооружений на основе гиперзвуковых технологий. С учётом программ милитаризации космоса такие усилия говорят о том, что военно-политическое руководство США по-прежнему рассчитывает удержать своё мировое господство и делает ставку на безответный превентивный удар, который нанесут гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения.

США сводят к нулю перспективу ограничений развития гиперзвукового оружия

В качестве обеспечения успеха в создании нового оружия для Great America Научно-исследовательская служба Конгресса США предлагает привести в действие ряд мер, которые должны затруднить принятие на вооружение гиперзвуковых комплексов в России и Китае.

В качестве инструментария американские аналитики предлагают воспользоваться положениями Договора СНВ-3, а точнее его 5-й статьёй, в которой говорится следующее: «Когда, по мнению одной Стороны, появляется новый вид стратегического наступательного вооружения, эта Сторона имеет право поднять вопрос о таком стратегическом наступательном вооружении для рассмотрения в Двусторонней консультативной комиссии». Если это не поможет, то аналитики предлагают провести переговоры о новом международном контроле над вооружениями с целью заключить соглашение, которое установит мораторий или запрет на испытания гиперзвукового оружия.

Однако, согласно тексту анализируемого доклада, в США существует неоднозначное отношение к гиперзвуковому оружию. Одни аналитики отмечают его быстроту и короткое время на реагирование обороняющейся стороной, сложность перехвата и невозможность отличить является ли гиперзвуковое оружие носителем ядерной боеголовки или нет. Другие аналитики утверждают, что стратегические последствия гиперзвукового оружия минимальны, т.к. оно «не повлияет на изменение стратегического баланса. Потому что вряд ли найдётся государство, осмелившееся напасть на США с использованием его».

Американские программы по гиперзвуковому оружию.
© twitter.com/Defence_360
Американские программы по гиперзвуковому оружию.

Такая двойственность во мнениях привела к тому, что Конгресс США «ограничивал финансирование обычных программ быстрого реагирования» отдавая предпочтения наиболее перспективным - комплексам ПРО, ракетам средней дальности, крылатым ракетам с тактическими ядерными боеголовками. Однако всё изменилось - гиперзвук снова в приоритете.

Поэтому перспектива ограничений развития гиперзвукового оружия практически нулевая. Россия и Китай, в отличие от США, ушли далеко вперёд - когда у американцев появятся первые прототипы в этих странах гиперзвуковые комплексы будут нести боевое дежурство. Разработки перспективных комплексов по технологии управляемого гиперзвука ведутся в Индии (BrahMos II), Франции (V-max), Германии (SHEFEX II), Японии (HVGP), а такие страны как Иран, Израиль и Южная Корея провели фундаментальные исследования в области гиперзвуковых воздушных потоков и двигательных установок.

Мир меняется, появляются новые сохраняющие баланс сил в мире комплексы вооружений. Санкции, угрозы, торговые войны и гонка вооружений не дают ожидаемого эффекта. Поэтому не гиперзвуковое или иное оружие представляет угрозу для США. Главная угроза их собственная политика - политика, основанная на отживших принципах однополярного мира.

В России и Китае популярен трактат Сунь-цзы «Искусство войны», в котором говорится: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придёт, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападёт, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама