Зачем патрульным ледоколам «Калибры»?
Командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил о наступательных действиях России в Арктике. «Россия агрессивно подходит к Арктике. Они недавно презентовали новый ледокол «Иван Папанин», который может нести крылатые ракеты «Калибр». Я уже задавал этот вопрос несколько раз и задам снова: кто ставит ракеты на ледоколы?»
Уверен, ни одного меня смутил этот вопрос адмирала Фогго - кто и зачем ставит управляемые ракеты на ледоколы. А смутили меня здесь сразу два факта. Когда закладывался головной корпус корабля с присвоением ему названия «Иван Папанин» (в апреле 2017 года), уже тогда на весь мир были озвучены его тактико-технические характеристики (ТТХ), и было объявлено главное предназначение корабля. Осенью прошлого года, когда корабль был спущен на воду, и его достройка продолжилась на воде, к этому факту вновь было привлечено внимание общественности. И снова никто не скрывал, что главным тактическим ударным вооружением «Ивана Папанина» является управляемый ракетный комплекс «Калибр». Удивительно, почему Джеймс Фогго озадачился этой «проблемой» только сейчас?
Патрульный ледокол «Иван Папанин»
Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса «Иван Папанин» является первым судном проекта 23550, имеющий свойства буксира и ледокола.
В корпусе корабля реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, он оснащён только отечественным оборудованием. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолёта Ка-27 и двух скоростных катеров типа «Раптор».
По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение - российские крылатые ракеты «Калибр-НК». Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям - он будет вооружён артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью.
Второй момент ещё более непонятен. Как вы думаете, почему ни один российский адмирал не задаёт вопрос - зачем новейшие фрегаты класса FFG (X), строительство которых в настоящее время ведётся на судоверфи Fincantieri Marinette Marine в штате Висконсин, помимо системы ПВО/ПРО, будут оснащаться 16 противокорабельными ракетами с загоризонтной дальностью пуска? Потому что не принято у нас на таком уровне задавать столь глупые вопросы…
Так зачем «Иван Папанин» и второй корабль этого же класса «Николай Зубов» (пока ещё не спущен на воду, но его строительство идёт по плану) будут вооружаться «Калибрами»? В военных училищах и академиях нашей страны, помимо всевозможных тактик, стратегий и прочих наук всем курсантам и слушателям «вдалбливают» одну незыблемую истину. Заставляют учить матчасть. Как свою, так и потенциального противника. Потому что без этих знаний ни на флоте, ни в армии делать ничего. А последние лет примерно 40, когда технологии двойного назначения получили широкое распространение в мире, будущих военных профессионалов обязательно знакомят и с этой стороной вопроса.
Так вот, и «Иван Папанин», и «Николай Зубов» - классический пример продукции двойного назначения. Корабль 1 ранга проекта 23550 относится к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. А поскольку их главное предназначение - работа в суровых условиях северных морей, помимо функций, которые выполняет сторожевой корабль, они наделены функциями ледокола и буксира.
От ледоколов новым патрульным кораблям достался усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. «Иван Папанин», в частности, способен преодолевать льды толщиной до 1,7 метра. Лёд толщиной до одного метра пробивается на непрерывном ходу. Ледокольные возможности могут использоваться как в собственных интересах, так и для проводки других судов, поэтому корабль оснащён современным буксирным оборудованием. При этом следует иметь в виду, что помимо обеспечительных функций, новейший боевой корабль в первую очередь является сторожевиком, то есть должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Для этого он имеет достаточно развитые системы и обнаружения, и поражения, в том числе ракетный комплекс «Калибр».
Тут обязательно нужно учесть и сделать зарубку у себя на носу всем сомневающимся, что и «Иван Папанин», и «Николай Зубов», которые должны войти в состав ВМФ в 2023 и 2024 годах, не планируется использовать как корабли наступательного плана. Впрочем, как и все остальные российские системы вооружений. Их главное предназначение - защита и оборона интересов россиян и нашей страны.
Упреждая все последующие вопросы от кого бы то ни было - зачем Россия производит корабли подобного класса и зачем вообще усиливает свою группировку на арктических рубежах, повышая статус и полномочия Северного флота до уровня самостоятельного военного округа, поясняю.
Арктический шельф со своими огромными запасами углеводородов, и дальнейшая активизация по развитию судоходства через Северный морской путь - не планы на перспективу. Это реалии сегодняшнего дня. И дабы ни у кого не возникло желания побряцать там оружием, наложить лапу на весь регион, объявив его зоной своих экономических интересов, Россия делает ряд соответствующих упреждающих шагов. Управляемые крылатые «Калибры» на новейших кораблях - один из них. И чем быстрее страны, считающие, что Россия агрессивно подходит к Арктике, осознают, что она наоборот стремится к миру и порядку в регионе, тем быстрее этот самый мир и порядок здесь наступят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.