Полумесяц над Святой Софией - месть Эрдогана
© marastelevizyonu.com
Айя-Софии вернули статус действующей мечети.

Полумесяц над Святой Софией - месть Эрдогана

Всё было заранее решено и срежиссировано. А Великое национальное собрание (парламент), Верховный административный суд и Государственный совет Турецкой Республики чётко, как по нотам, исполнили отведённые им роли
13 июля 2020, 12:15
Реклама
Полумесяц над Святой Софией - месть Эрдогана
© marastelevizyonu.com
Айя-Софии вернули статус действующей мечети.
Читайте нас на: 

Одни отменили принятое в 1934 году решение Мустафы Кемаля Ататюрка о превращении собора из мечети в музей, причём для этого им понадобилось не более получаса. Другие также оперативно поддержали озвученную ещё лет восемь назад идею Реджепа Тайипа Эрдогана, занимавшего тогда пост премьер-министра, снова вернуть Айя-Софии статус действующей мечети. Точку в законодательной процедуре в минувшую пятницу поставил сам глава государства, подписавший соответствующий указ и распорядившийся передать историческое здание в ведение Управления по делам религий.

Как считает сам Эрдоган, скорее всего, богослужение в этом некогда крупнейшем православном соборе состоится уже в этом месяце. Правда, для этого нужно будет выполнить ряд работ, чтобы здание отвечало исламским стандартам. Необходимо, в частности, убрать изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, святых, ангелов и вообще людей. Пока не известно, что конкретно предпримут турки, замажут ли фрески штукатуркой или краской, перенесут ли мозаику в музеи или задрапируют их тканью.   

По словам Эрдогана, «мнение других стран не может повлиять на решение о смене статуса Святой Софии из музея в мечеть».
© tccb.gov.tr
По словам Эрдогана, «мнение других стран не может повлиять на решение о смене статуса Святой Софии из музея в мечеть».

Но это уже не принципиально. Важно другое: что ни многочисленные протесты, ни просьбы со стороны христианских стран, духовенства, учёных, международных организаций, политиков и парламентов не возымели никакого действия. В ответ на призывы проявить мудрость и особую деликатность в такой сфере, как межрелигиозные и межцивилизационные отношения, турки, как обычно набычившись, заявили, что имеют полное право распоряжаться всем, что находится на их территории. По словам Эрдогана, «мнение других стран не может повлиять на решение о смене статуса Святой Софии из музея в мечеть». Было заявлено: Турция приняла решение на основании воли и желания народа, а те кто критикует действия Турции, сам не в силах бороться с исламофобией.

Впрочем, никто и не оспаривает право турок решать судьбу своей собственности на своей же территории. Речь в данном случае идёт совершенно о другом. Прежде всего, о доброй воле турок, которых попытались предупредить, причём, как говорится, по-хорошему, не угрожая карами земными или небесными, о том, что такое решение может привести к обострению отношений между мусульманами и христианами.

Напомним, что Святая София была построена ещё при императоре Юстиниане в 532-537 годах и стала крупнейшим собором в христианском мире. Строилась она как православный собор, хотя в XIII веке некоторое время была греко-католическим храмом, а после завоевания османами Константинополя в 1453 году Святую Софию переделали в мечеть.

Святая София была построена ещё при императоре Юстиниане в 532-537 годах и стала крупнейшим собором в христианском мире.
© pallasweb.com
Святая София была построена ещё при императоре Юстиниане в 532-537 годах и стала крупнейшим собором в христианском мире.

Именно с тех пор Русь для православных и обрела титул «Третьего Рима».  Поэтому решение турецких властей об изменении статуса Святой Софии особенно болезненно для России, в которой проживает более трети всех православных в мире. 

Для чего Эрдоган сделал такой шаг? По мнению ведущего научного  сотрудника ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Виктора Надеина-Раевского, существует несколько причин. Во-первых, Эрдоган изо всех сил старается повысить свой авторитет не только среди сторонников из числа националистов и исламистов, но и расширить свой электорат за счёт   колеблющихся и не до конца определившихся избирателей, что особенно важно с учётом приближающихся выборов и ухудшения экономического и финансового положения в стране. Дают о себе знать и последствия коронавируса, в том числе падение доходов из-за резкого сокращения потока туристов, всё более растущих расходов на войну Турции в Сирии и особенно в Ливии, а также в связи с попытками официальной Анкары укрепить свои позиции на севере Ирака, в Йемене, Восточном Средиземноморье и ещё в ряде других арабских стран, к которым присматривается новоиспечённый турецкий султан.  

Во-вторых, Эрдоган старается показать, что он не отказался от демонтажа  политического наследия Ататюрка, который стремился сделать из Турции светскую страну, фактически отделив государство от религии и закрепив за армией особые полномочия, наделив её правами верховного арбитра, решающего основные политические споры.

Сегодня же в Турции наблюдаются обратные процессы: фактически в стране продолжается религиозный ренессанс, начатый ещё семидесятые годы прошлого века, а армия лишена роли верховного арбитра. Эрдоган чётко ориентирован на отказ от светского развития государства и на окончательное укрепление политического ислама в Турции. В этом плане переформатирование Святой Софии может обозначать своего рода точку невозврата на светский путь развития и окончательный отказ от наследия Ататюрка.

В-третьих, надо учитывать психологический фактор. Эрдогана слишком долго мариновали в предбаннике Европейского Союза, куда он собирался вступить, но в конце концов так и оставили с носом - дали понять, что считают его варваром и дикарём… На Востоке такие вещи не забывают и не прощают. Наверняка помнит Эрдоган и то, через какие унижения ему пришлось пройти, рядясь в одежды самого «европейского» из европейцев. И сегодня Эрдоган  успешно расталкивая локтями ближних и дальних соседей - будь то арабы, европейцы или американцы, он платит своим обидчикам примерно той же монетой, прекрасно понимая, что сделать ему они ничего не могут. Причём одних он шантажирует, у других просто не хватает силёнок возразить, а с третьими и четвёртыми играет на их же внутренних противоречиях.

Как бы там ни было, сегодня Эрдоган на коне, а это значит, что по всем восточным правилам, да и не только восточным, не он должен идти с поклоном, а к нему - с покорнейшими просьбами, низко склонив голову. Да,  это месть, сведение счётов, унижение, оскорбление тех, кто совсем недавно оскорблял его. И это превосходство, что уж говорить, работает на внутреннего турецкого потребителя.

Эрдоган заявляет что решение об изменении статуса  собора Святой Софии стало реакцией  на признание Вашингтоном Иерусалима в качестве единой и неделимой столицы Израиля.
© tccb.gov.tr
Эрдоган заявляет что решение об изменении статуса  собора Святой Софии стало реакцией  на признание Вашингтоном Иерусалима в качестве единой и неделимой столицы Израиля.

Разумеется, такое поведение не добавит Эрдогану уважения в мире. Наоборот, скорее всего, вызовет еще большее раздражение и загонит Эрдогана в глухую международную изоляцию. Против превращения Святой Софии в мечеть уже выступили Всемирный Совет церквей, объединяющий 350 церквей из 110 стран мира, ЕС, ЮНЕСКО... Выразили сожаление французы устами главы МИДа этой страны Жан-Ива Ле Дриана. А его греческий коллега Никос Дендиас назвал поведение Турции провокационным и пригрозил закрыть дом-музей Ататюрка в Салониках и сделать там экспозицию, посвящённую развязанному турками геноциду понтийских греков. Возмутились и американцы, в частности представитель госдепа Морган Ортагус, выразили  сожаление многие православные патриархаты, в том числе и Русская православная церковь - её глава патриарх Кирилл призвал сохранить нейтральный статус Святой Софии, выразив надежду, что это послужит развитию отношений между народами России и Турции.

..В общем, все ходят кругами вокруг Эрдогана, просят, умоляют его ещё раз всё взвесить... И что в ответ?  Ровным счётом ничего.

О том, что Россия не имеет на сегодняшний день механизма, с помощью которого можно изменить решение Эрдогана, откровенно признался в интервью РИА «Новости» зампред комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Владимир Джабаров - это печально, но факт. К тому же часть звучащих сегодня сожалений насчёт судьбы главного православного храма отдают лицемерием. И Эрдоган это учитывает, поэтому, отвечая на американскую критику, заявляет что решение об изменении статуса собора Святой Софии стало реакцией на признание Вашингтоном Иерусалима в качестве единой и неделимой столицы Израиля.

Другой пример связан с действиями Константинопольского патриарха Варфоломея, беспардонно вмешавшегося в дела Московской Патриархии и неизвестно на каком основании «даровавшего независимость» украинской раскольнической церкви. Тем самым Варфоломей фактически разрушил единство православных церквей. И развязал руки Эрдогану…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама