Нет повести печальнее на свете, чем о суперистребителе F-35
© lockheedmartin.com
F-35 и набор вооружения для него.

Нет повести печальнее на свете, чем о суперистребителе F-35

Пилоты НАТО пренебрегают технологией «стелс», ставшей поводом для перевооружения ВВС альянса на запредельно дорогие самолёты-«невидимки» семейства F-35
03 сентября 2020, 11:00
Реклама
Нет повести печальнее на свете, чем о суперистребителе F-35
© lockheedmartin.com
F-35 и набор вооружения для него.
Читайте нас на: 

Целый ряд сетевых изданий, специализирующихся на военно-технических вопросах, осуществил залповый выброс информации, которая, на первый взгляд, является рекламой американского «суперистребителя» F-35. О чём свидетельствует типовой заголовок таких публикаций - «F-35 в режиме зверя», явно рассчитанный на максимальный эпатаж невзыскательной публики.

Что за зверь «режим зверя» F-35?

В этих написанных практически под копирку текстах сообщается, в частности, о том, что пилоты F-35А норвежских ВВС тренируются в полётах с полной боевой нагрузкой. И мимоходом сообщается, что этот «режим зверя» предполагает фактический отказ от использования технологии малозаметности.

«В режиме "стелс" F-35A максимально может нести на четырёх точках подвески во внутреннем отсеке вооружения до 2,6 тонн нагрузки. Но если обстановка позволяет пренебречь малой заметностью и дальностью полёта, с внешней подвеской максимальная нагрузка увеличивается до 10 тонн. Такой вариант называется "режим зверя" (Beast Mode).

В рамках программы "базового курса союзных F-35" (allied F-35 basic course) на авиабазе Люк в Аризоне семь самолётов F-35A, лётно-подъемный и наземный персонал ВВС Норвегии вместе со своими коллегами из других стран начали отрабатывать полёты в "режиме зверя", чтобы быть готовыми к существенному изменению ставших привычными характеристик машины, особенно при взлёте и посадке».

Вообще говоря, это очень большая сенсация! Переход к эксплуатации стелс-самолёта, на программу создания которого угроблено больше одного триллиона долларов, в режиме пренебрежения малозаметностью, практически равносилен признанию полной неудачи этой программы и бессмысленности всех понесённых затрат.

Норвежский пилот готовится к своему первому полёту на F-35A Lightning II на базе ВВС Люк, штат Аризона.
© af.mil
Норвежский пилот готовится к своему первому полёту на F-35A Lightning II на базе ВВС Люк, штат Аризона.

Сразу по прочтении данного «текста слов» возникает законный вопрос - что это за война такая странная, к которой якобы готовится авиация НАТО, когда обстановка «позволит пренебречь малой заметностью»?

Неужели в качестве противника по-прежнему предполагаются некие папуасы или бедуины, незнакомые с современной радиолокационной техникой? Но если так, то зачем тогда вообще вкладывать миллиарды денег в такие экзотические самолёты, как F-35? На полудикие племена хватило бы и пикировщиков времён Второй мировой, типа немецких «штукасов». А если речь идёт о современной войне с таким противником, как Россия, то о какой «обстановке, не требующей малой заметности», можно вообще рассуждать? Во всяком случае, на трезвую голову.

Здесь явно что-то не то 

И причина такого вопиющего пренебрежения «стелс-чудесами», похоже, совсем другая. К чему мы ещё вернёмся по ходу нашего мини-расследования.

Пока же обратим внимание на то, что если как следует вдуматься в смысл данного сообщения, то становится ясно, что это скорее антиреклама данного самолёта. Которая заключается в том, что ради так называемого эффекта невидимости были принесены в жертву практически все ключевые параметры, определяющие боевую ценность этой машины. А этих главных параметров, в сущности, три - боевая нагрузка, радиус действия и скорость.

Так вот, по всем трём позициям хвалёная технология «стелс» просто напросто убивает F-35, лишая его от половины до трёх четвертей его потенциальных возможностей!

Судите сами:

По величине боевой нагрузки. В режиме «невидимости» F-35А может брать на борт, как указано выше, только 2,6 тонны ракет, снарядов и бомб. Которые в этом случае размещаются только во внутренних отсеках самолёта, чтобы не увеличивать его отражающую поверхность. В режиме без «стелс» самолёт берёт на борт 10 тонн вооружений, то есть почти в четыре раза больше! С учётом того, что в реальном бою каждый лишний снаряд или ракета на вес золота, потеря F-35 сразу трёх четвертей боекомплекта - это уже катастрофа. Но это ещё не всё!

Виды оружия, которое может нести F-35 в режиме «стелс» и режиме «зверь».
© f35.com
Виды оружия, которое может нести F-35 в режиме «стелс» и режиме «зверь».

Справа на этой схеме изображены виды оружия, которое может нести F-35 на внешней подвеске, что полностью лишает его и без того сомнительного эффекта невидимости. Слева - то немногое, что он может взять на борт при соблюдении требований так называемой стелс-технологии.

Боевой радиус действия F-35 с использованием «эффекта невидимости» уменьшается с 2.800 км до 1.390 км, то есть более чем в два раза.

Ещё одна просто-таки чудовищная жертва для основного ударного самолёта военно-воздушных сил, который должен быть способен наносить удары как можно дальше в глубине территории противника. Такое впечатление, что создатели F-35 были своего рода служителями «культа невидимости», которые приносили в жертву этому культу практически всё, что могло сделать это изделие заслуживающим внимания боевым самолётом.

И, наконец, скорость полёта. Здесь, практически, тот же «эпический фэйл» («провал» - англицизм. - Ред.), что и в первых двух случаях. И опять же причиной всего - пресловутая «невидимость».

Вот что писал в апреле с.г. по данному поводу осведомлённый американский сайт «Defence news»:

«На больших высотах версии истребителя F-35 для ВМС США и корпуса морской пехоты могут летать на сверхзвуковых скоростях только в течение коротких промежутков времени, прежде чем возникнет риск повреждения конструкции и потери скрытности.

Эта проблема может сделать невозможным для военно-морского флота (F-35C) проводить сверхзвуковые перехваты. Потенциальный ущерб от длительного полёта на высоких скоростях повлияет не только на планёр F-35 и покрытие, которое делает его незаметным, но и на множество антенн, расположенных на задней части самолёта, которые в настоящее время уязвимы для повреждений».

Риск потерять скрытность на сверхзвуковых скоростях - главная проблема F-35C.
© pacom.mil
Риск потерять скрытность на сверхзвуковых скоростях - главная проблема F-35C.

F-35 невидимы только на бумаге

Но допустим, что все эти огромные жертвы, которые были принесены конструкторами F-35, оправданы его гарантированной невидимостью для радаров противника. В таком случае можно если не принять, то хотя бы понять логику его создателей.

Однако и в этом ключевом для всей программы F-35 вопросе нет никаких доказательств того, что ответ на него однозначно положительный. Напротив, появляется всё больше прямых и косвенных подтверждений того, что пресловутая невидимость F-35 является скорее коммерческой уловкой, нежели его реальным боевым достоинством.

Иначе совершенно непонятно, почему США так панически реагируют на любые попытки той же Турции приобрести эти самолёты и проверить их на «невидимость» с помощью купленных у России зенитно-ракетных комплексов С-400? Если они реально невидимые, или хотя бы малозаметные, то чего американцам бояться? Дошло до того, что они, несмотря на свою крайнюю финансовую заинтересованность в сбыте Турции большой партии этих машин, предпочли вообще отказаться от этой «токсичной» для них сделки. И понятно почему!

Документальное разоблачение турками липовой «невидимости» F-35 могло разрушить весь мировой рынок продаж этих самолётов, за счёт которого США сегодня фактически спасают свою авиационную промышленность.

Уже не говорю о недавнем весьма сенсационном заявлении министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, согласно которому российская система загоризонтной радиолокации «Контейнер» обнаружила группу этих «невидимых» самолётов над Персидским заливом, то есть на расстоянии примерно в 2.000 километров!

Российская система загоризонтной радиолокации «Контейнер» обнаружила группу «невидимых» F-35 на расстоянии в 2.000 километров.
© mil.ru
Российская система загоризонтной радиолокации «Контейнер» обнаружила группу «невидимых» F-35 на расстоянии в 2.000 километров.

Лавров известен скрупулёзной точностью формулировок и бескомпромиссной приверженностью только абсолютно достоверным фактам. И в этом смысле его информация дорогого стоит.

Тайное постепенно становится явным

И это находит своё практическое отражение в том, что те же норвежские пилоты F-35, понимая, что его «невидимость» это та самая овчинка, которая не стоит выделки, начинают осваивать сей якобы уникальный самолёт в самом обычном режиме - без всякого внимания к стелс-технологиям. Которые, как выясняется, не дают этому «суперистребителю» ровно ничего, кроме чудовищно высокой цены и почти катастрофического снижения боевых характеристик.

В этой связи остаётся только посочувствовать норвежцам и другим благоприобретателям этого заокеанского «чуда техники». Ведь они, при желании и при отсутствии болезненных русофобских комплексов, могли бы приобрести за те же деньги в три раза больше российских истребителей, например модели Су-35, которые, по всем основным боевым параметрам, не только не уступают, но и существенно превосходят этого американского кота в мешке.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама