В других СМИ
Загрузка...
«Арктическая стратегия» департамента ВВС США.

США нацелились на Севморпуть с воздуха

Возрастающее стратегическое значение Арктики вынуждает Пентагон разрабатывать новые концепции противостояния с Россией в регионе
Реклама
США нацелились на Севморпуть с воздуха
© af.mil
«Арктическая стратегия» департамента ВВС США.

Живые деньги

Опубликованная в конце июля «Арктическая стратегия» департамента ВВС США показала: американский генералитет уже осознал, что гонку, связанную с развитием военной инфраструктуры на архипелагах Северного Ледовитого океана и мечтами о создании ледокольного флота, равного российскому, выиграть не получается. Поэтому упор в документе делается на арктическую военную авиацию и «логистические связи» с союзниками.

А между строк просматривается тот непреложный факт, что военно-политическое руководство США более не надеется на дорогостоящие прожекты Дональда Трампа, пообещавшего в течение 9 лет создать в Арктике полноценный ледокольный флот - чтобы «противостоять возможностям России и Китая». По понятным причинам сегодня эти планы стремительно теряют практический смысл. И не только потому, что рейтинг Трампа не без участия ополчившихся против него медиамагнатов, симпатизирующих Джо Байдену, стремительно падает. Но и по той причине, что Пентагон, лоббируя подряды для ВПК, в первую очередь отрабатывает реальные схемы, а не долгосрочные иллюзии.

Дело в том, что программы развития ПВО и ПРО в Арктике, в отличие от программы строительства ледокольного флота, уже поставлены на рельсы, и это, если можно так сказать, «живые деньги»: перевооружение ВВС США в Арктическом регионе на современные истребители F-35A «Lightning II» должно завершиться в 2021 году, а не в 2029 году, как планы по строительству ледоколов.

Перевооружение ВВС США в Арктическом регионе на современные истребители F-35A «Lightning II» должно завершиться в 2021 году.
© af.mil
Перевооружение ВВС США в Арктическом регионе на современные истребители F-35A «Lightning II» должно завершиться в 2021 году.

Следовательно, промышленники освоят выделенные средства на целых 8 лет раньше, что и является главным стимулом. При этом планируется, что 354-е авиакрыло авиабазы Эйлсон на Аляске получит 54 новейшие боевые машины последнего поколения. Это, по мнению лоббистов из Пентагона, существенно повысит операционные возможности соединения.

Партнёры по принуждению

Господство в воздухе - вот американский асимметричный ответ на успехи России в освоении арктических архипелагов и строительстве флота ледового класса. Причём в качестве главных авиабаз США видят не только Аляску, но и Гренландию, которую Дональд Трамп собирался купить у датчан чуть ли не насильно. Что, впрочем, не удивительно: США уже давно спят и видят самый большой остров своим военным аэродромом. Но поскольку власти Дании наотрез отказались «торговать родиной», США (с Трампом или без) собираются навязать датчанам некое сотрудничество «в развитии логистических маршрутов», которые должны связать Гренландию с материком, а Копенгаген намертво повязать с Вашингтоном. В общем, не мытьём, так катаньем - закрепиться на острове американцы готовы на любых условиях и любым способом.

Ещё один объект пристального американского внимания - Исландия, где до 2006 года существовала американская авиабаза в Кеблавике. Идея реанимировать её уже давно носится над Потомаком, но далеко не все её разделяют. Понятно же, что военный аэродром автоматически превратит остров в потенциальную мишень, а исландцы хотят этого меньше всего.

Так что ключевым союзником США в регионе по-прежнему остаётся Канада. Но дело в том, что канадцы в Арктике имеют и свои собственные интересы, связанные в том числе с развитием так называемого арктического моста между портом Черчилл и российским Мурманском. И это делает Канаду в глазах Вашингтона не слишком надёжным партнёром.

Канадцы убеждены, что справятся в Арктике и без американских ледоколов.
© navy-marine.forces.gc.ca
Канадцы убеждены, что справятся в Арктике и без американских ледоколов.

Что же до логистики, то канадцы убеждены, что справятся в Арктике и без американских ледоколов, которые, кстати, уже дважды нарушали границы территориальных вод Канады, вызвав немало пересудов и выяснений отношений на дипломатическом уровне. 

Дружить против Москвы

Пожалуй, Норвегия - единственная страна, у которой нет явных противоречий с США в арктическом регионе. И эти отношения только укрепятся, если Норвегия продолжит конфронтацию с Россией и станет форпостом военного присутствия НАТО в регионе.

Напомним, что ещё в 1957 году Норвегия отказалась иметь на своей территории ядерное оружие в мирное время и размещать баллистические ракеты средней дальности. Однако стремительное увеличение военных расходов этой страны и модернизация её ВМС (к слову, Норвегия опережает другие страны НАТО в развитии ледокольного флота, уже имея на вооружении патрульный ледокол типа «Свальбард») не могут не настораживать Москву.

Норвежский патрульный ледокол KV Svalbard.
© forsvaret.no
Норвежский патрульный ледокол KV Svalbard.

Попали в поле зрения новой «Арктической стратегии» ВВС США и Швеция с Финляндией, аэродромами которых собираются пользоваться американские лётчики. Взамен США предлагают партнёрам доступ к своим арктическим аэродромам, а также оказание поддержки в виде дозаправки самолётов в воздухе и помощи в «доступе к Гренландии». Не очень понятно, как это можно гарантировать «доступ» к чужой территории, но, похоже, Гренландия стала для Пентагона своего рода идефикс, и на подсознательном уровне американцы уже овладели островом. Поэтому и распоряжаются по своему усмотрению.

Но самым скандальным пассажем в документе ВВС США по Арктике является заявление об участии военно-воздушных сил США в осуществлении «решительных мер по обеспечению свободы судоходства и воздухоплавания в регионе». В контексте принятого Россией стратегического решения об исключительных правах на Северный морской путь, такое заявление, наверное, можно расценивать как не очень прикрытую угрозу.

Или Америку надо понимать как-то иначе?..

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама