Бывшего саудовского короля Абдаллу могли убить отравленным ядом кольцом
Бежавший в 2017 году в Канаду Саад аль-Джабри в интервью программе «60 минут» американской телекомпании CBS рассказал, что у него есть видеозапись состоявшейся в 2014 году беседы, во время которой МБС говорил принцу Мухаммеду бин Найефу, что может запросто убить короля Абдаллу, чтобы «освободить трон» для своего отца, нынешнего короля Сальмана. Для этого у него якобы имеется привезённое из России кольцо с ядом. «Мне достаточно просто пожать монарху руку, и он будет готов», - приводит аль-Джабри слова МБС. При этом сам беглец этих слов лично не слышал, и потому не может со всей определённостью сказать, было ли это сказано всерьёз или в шутку.
Кроме того, Саад аль-Джабри обратился к правительству США с просьбой защитить его жизнь от покушений со стороны саудовских властей, а также помочь освободить его сына Омара и дочь Сару, которых держат в тюрьме, принуждая аль-Джабри вернуться на родину. На родину, однако, тот возвращаться не хочет, полагая, что там его ждёт расправа, возможно, не менее жестокая, чем с журналистом и диссидентом Джамалем Хашогги, убитым и расчленённым, как считают в ЦРУ, по прямому приказу МБС в октябре 2018 года в Стамбуле.
В чём причина уверенности аль-Джабри, что просто так МБС от него не отстанет? Во-первых, аль-Джабри, будучи в ранге министра и в звании генерал-майора слишком много знал как о секретах своей страны, так и о тайнах правящей верхушки, в том числе и таких людей как МБС, когда он был ещё «рядовым» принцем, а не всесильным наследником престола. Кроме того, он был одним из главных (если не самым главным) связующих звеньев между саудовской разведкой и разведками англосакских государств - США, Британии, Канады, Австралии и Новой Зеландии, и пользовался среди их представителей заслуженным авторитетом. Во-вторых, аль-Джабри оказался не на той, не на «правильной» стороне. Он был доверенным человеком принца Мухаммеда бин Найефа, который уже руководил саудовской разведкой, работавшей в Сирии, а затем и всей разведкой страны, и был заклятым врагом МБС.
Как только с разрешения короля Сальмана в июне 2017-го МБС совершил дворцовый переворот, отобрав у Мухаммеда бин Найефа титул кронпринца, а самого его задвинул глубоко в тень, отобрав у него ключевые должности, под ударом сразу же оказались все близкие ему люди, в том числе и Саад аль-Джабри. Кое-кто из них затем исчез, или переселился в тюрьму, лишившись имущества. Зная царящие на вершине саудовской власти порядки, аль-Джабри бежал в Канаду, как будто предчувствуя, что в марте 2020 года лишат свободы и его бывшего шефа.
Чтобы получить гарантии собственной безопасности, аль-Джабри в 2020 году направил иск в американский суд, в котором заявил, что в 2018 году примерно одновременно с операцией саудовских спецслужб по ликвидации Джамаля Хашогги, в Канаду по приказу МБС был направлен «Отряд тигров», состоявший из диверсантов, которые были личными наёмниками короля Сальмана. Им якобы было поручено устранение Саада аль-Джабри.
Сказать со всей определённостью, что случилось дальше с той группой саудовских диверсантов, существовала ли она вообще на самом деле, если да, то, что с ней сделали, как обезвредили или просто отпустили на все четыре стороны, сегодня не может никто. Известно одно: после того, как в 2020 году аль-Джабри подал в США иск на саудовские власти, ему сразу же от этих властей прилетела «ответка»: в Эр-Рияде были арестованы сын бывшего разведчика Омар и его дочь Сара. Причём в операции по захвату двух подростков принимали участие, если верить западным СМИ, не менее полусотни саудовских агентов на 20 автомобилях.
Кроме того, Эр-Рияд от имени одной из крупных саудовских финансовых компаний подал в американский суд встречный иск на Саада аль-Джабри, назвав его мошенником, лжецом и дезинформатором. Его обвинили в хищении сотен миллионов и причинении ущерба на миллиарды долларов. В ответ аль-Джабри назвал МБС психопатом и не знающим жалости к людям палачом.
Как бы то ни было, на защиту аль-Джабри встали как нанятые им в США лоббисты, так и политики и представители американских спецслужб. Именно они считают, что в настоящее время ни в коем случае нельзя рассматривать в открытом суде дело Саада аль-Джабри, поскольку это может привести, якобы, к разглашению государственных секретов, связанных с деятельностью американских спецслужб. С чем может быть связана такая реакция мастеров плаща и шпаги?
По-видимому, в первую очередь, с особыми заслугами аль-Джабри перед американской разведкой, с тем, что довольно высоко ценят в разведывательном сообществе США. По словам британского журналиста Фрэнка Гарднера из BBC, выпускник Эдинбургского университета, доктор наук в области искусственного интеллекта, аль-Джабри мало похож на классических саудовских «мухабаратчиков», то есть представителей спецслужб, сразу же внушающих обычным людям ужас и привыкших выбивать показания из подозреваемых пытками и угрозами. В отличие от них аль-Джабри сумел превратить свой участок работы в современную высокотехнологичную систему, которая успешно применяла генетическую экспертизу, компьютерную разведку и другие современные методы. По сравнению с Аль-Джабри, другие руководители саудовских спецслужб выглядят «безнадёжно».
Аль-Джабри мог похвастать реальными достижениями в борьбе с филиалом «Аль-Каиды» (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ), действовавшей на территории Аравийского полуострова. Так, в 2010 году подразделение, которым руководил аль-Джабри, раскрыло заговор террористов, планировавших взорвать самолёт, летевший по маршруту Йемен - Чикаго. Благодаря внедрённому в «Аль-Каиду» агенту саудовским спецслужбам удалось узнать, что взрывчатка была заложена в картриджи принтеров. Во время промежуточной посадки самолёта в британском Ист-Мидлендсе, взрывчатку удалось обезвредить, что спасло жизни сотням людей. Не исключено также, что аль-Джабри попросту «сливал» американцам саудовские секреты, являясь двойным агентом. Во всяком случае, именно он, как пишут на Западе, сообщил бывшему в 2015 году шефу Лэнгли Джону Беннету о в целом спокойной реакции Эр-Рияда на планировавшийся ввод в Сирию российских воздушно-космических войск.
С другой стороны, многие политики, особенно принадлежащие к так называемому демократическому лагерю, видят в нём ценного оппозиционера, которого можно будет и дальше использовать в борьбе по замене одиозного и далеко не всегда вписывающегося в западные стандарты МБС другой, более гибкой и более подходящей американцам фигурой. Его ценность объясняется ещё и тем, что в Саудовской Аравии у него, наверняка остались верные люди, которые могли бы составить костяк тайной организации. В этом плане нельзя полностью исключать того, что продолжающаяся тяжба Саада аль-Джабри с саудовским режимом может послужить, с одной стороны, сигналом для находящейся пока в «разобранном» состоянии оппозиции начать консолидацию своих рядов, а с другой, - приведёт к ухудшению американо-саудовских отношений. Особенно, если американский суд откажется принимать к производству саудовский иск к Сааду аль-Джабри.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.