«Весёлый Роджер» порван в клочья
Спасение «Люции»
Отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота (СФ) во главе с большим противолодочным кораблём (БПК) «Вице-адмирал Кулаков» после прохода пролива Ла-Манш вышел в Северное море. Курс - в родную гавань, главную базу СФ - Североморск. Отряд российских боевых кораблей шёл своим курсом в Гвинейском заливе, когда по системе спутниковой связи было получено сообщение от Международного бюро противопиратской деятельности, что неизвестными вооружёнными людьми захвачено судно - идущий под панамским флагом контейнеровоз «Люция».
Справка
Дальний поход БПК «Вице-адмирал Кулаков», спасательного буксирного судна «Алтай» и среднего морского танкера «Академик Пашин» начался 28 июня. Экипажи приняли участие в Главном военно-морском параде в Кронштадте, а после его завершения отработали отдельные эпизоды практических действий в Атлантике в ходе командно-штабной тренировки по управлению силами и войсками Северного флота.
С 18 августа 23 сентября моряки выполняли задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. За это время они совершили деловые заходы в Алжир, Сирию и на Кипр, а также провели ряд учений по различным видам обороны отряда кораблей на переходе морем и отработали поиск подводных лодок условного противника.
Но главной задачей североморцев стало обеспечение безопасности гражданского судоходства у берегов Африки.
Удаление от места инцидента с «Люцией» составляло более 80 километров. Поэтому, чтобы не терять время, первым был послан к «Люции» палубный вертолёт Ка-27ПС с группой морской пехоты. Несмотря на сильный тропический ливень, винтокрылая машина долетела до контейнеровоза на максимально возможной скорости. Прибыв в район, экипаж вертолёта обнаружил высокоскоростную моторную лодку, которая маневрировала вдоль борта захваченного судна.
Увидев российский военный вертолёт, с борта «Люции» в лодку быстро спустились восемь вооружённых автоматами африканцев. Резко переменно маневрируя, моторка на высокой скорости рванула в сторону берега. Для проверки, не забыли ли пираты кого-то из своих подельников, с борта вскоре подошедшего БПК «Вице-адмирал Кулаков» были высажены антитеррористические группы морской пехоты. В течение получаса, прикрывая друг друга, морпехи Северного флота осмотрели все пять палуб судна. Пиратов не обнаружили. Забаррикадировавшиеся при налёте злоумышленников в одной из кают члены экипажа «Люции» - российский гражданин, румын и 20 украинцев - вышли на волю и бросились обнимать спасителей.
«Пищевая» добавка для акул
Современные пираты в Африке - не оборванцы в набедренных повязках с копьями в руках. Курс своих быстроходных лодок и катеров они прокладывают с помощью GPS, вооружены современным автоматическим оружием, а пути движения наиболее «перспективных» для получения за них выкупа торговых судов изучают заранее на специализированных сайтах в Интернете. Поддерживать высокий уровень технической оснащённости пиратам помогает «оброк», который они получают от судовладельцев за освобождение судов и их экипажей. Это в целом - сотни тысяч, миллионы долларов.
Поэтому любой риск - получить отпор от гражданских моряков или отправиться на корм акулам - оправдан, и этот «бизнес» в водах, омывающих Африканский континент, процветает. Единственные, с кем безбашенные пираты не рискуют связываться, это русские военные моряки.
Предыдущий горький опыт «общения» научил: заметив в океане Андреевский флаг, лучше быстро смыться. Как, собственно, и поступили неудачливые захватчики контейнеровоза «Люция», разглядев опознавательные знаки на взлетевшем с палубы БПК «Вице-адмирал Кулаков» вертолёте.
Русские наглядно показали, что не будут с пиратами миндальничать в 2010 году. Российский танкер «Московский университет» шёл на расстоянии 500 морских миль от берегов Сомали, но это не помешало местным пиратам его захватить. Наши моряки перед вооружёнными африканцами рук не подняли, а забаррикадировались в машинном отделении. Экипаж отразил две попытки захвата силовой установки судна, а капитан сумел выйти на связь с несущим службу в Индийском океане кораблём Тихоокеанского флота (ТОФ) фрегатом «Маршал Шапошников».
Катастрофической ошибкой пиратов стал тогда отказ от немедленной капитуляции. Европейские военные моряки приучили к тому, что штурма не будет, а будут вестись долгие вежливые переговоры. В годы оные на флотах всех морских держав - Великобритании, Испании, Голландии, Франции - с захваченными флибустьерами поступали однозначно: сразу вешали на реях. Теперь же, в эпоху победившей толерантности, с поднявшими «Весёлый Роджер» - пиратский флаг с черепом в перекрестье обглоданных костей - стали вестись переговоры о сумме выкупа за захваченные суда и жизнь матросов. Потом сомалийцы с деньгами безопасно возвращались к родным берегам.
А русские церемониться не стали. С «Маршала Шапошникова» спустили скоростные лодки, морские пехотинцы после короткой перестрелки взяли судно штурмом и обезоружили пиратов.
Как же долго потом Россию клеймили позором на Западе! Наши военные моряки не «подвезли» бандитов к их родным хижинам, а отпустили на шлюпках в чистое море на волю волн… Зато в Сомали «намёк» поняли: на российские торговые суда пираты больше не нападали.
В глобальном мире информация распространяется глобально. Сейчас эпицентр пиратства переместился с африканского побережья Индийского океана на берега Атлантики. Попытка захвата в Гвинейском заливе «Люции» связана с тем, что судно ходит под коммерчески выгодным для судовладельцев панамским флагом. Но как только захватившие контейнеровоз африканцы поняли, на кого «рыпнулись», так предпочли сразу дать ходу. Правильно, кому же хочется стать пищевой добавкой для акул…
А это уже не для морских разбойников Африки
18 ноября министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину об успешных испытаниях гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Пуск по морской мишенной позиции в акватории Белого моря был произведён с борта фрегата «Адмирал Горшков». Полёт ракеты соответствовал заданным параметрам, цель поражена прямым попаданием. Таким же удачным был и результат испытательной стрельбы «Цирконом» из подводного положения с атомной подводной лодки «Северодвинск» 4 октября этого года.
Ракеты «Циркон» способны развивать скорость до девяти Махов (в девять раз выше скорости звука, более 10 000 километров в час), при заявленной дальности более 1 000 километров. Новейшие российские ракеты, которыми планируется вооружать надводные и подводные корабли нашего ВМФ, серьёзное предупреждение для «геополитических пиратов», в последнее время всё чаще направляющих свои эскадры к российским берегам.
Военно-Морской флот России сегодня готов дать отпор любому агрессору, а в скором будущем он станет ещё мощнее. В Российской Федерации последовательно выполняется программа модернизации военного флота. 1 ноября 2021 года на совещании с руководящим составом Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса в Сочи Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации Владимир Путин сообщил, что завершается создание корабельных ударных группировок, действующих в ближней морской зоне. Наращивается и строительство кораблей дальней морской и океанской зон. Сейчас их строится и модернизируется более 30, в том числе нового класса - это универсальные десантные корабли.
Цифры
49 новых кораблей и боевых катеров вошли в состав российского ВМФ за последние четыре года;
70% должен превысить уровень оснащённости Военно-Морского флота РФ современными образцами вооружения к 2027 году;
80 кораблей и судов ВМФ РФ выполняют сейчас задачу военно-морского присутствия России в Мировом океане;
2 700 упражнений по боевому применению выполнили в 2021-м учебном году экипажи морской авиации Тихоокеанского флота.
Наш Флот не подведёт
Сегодня российский Военно-Морской флот эффективно выполняет задачи боевой службы практически во всех районах Мирового океана. Прежде всего, в интересах стратегического сдерживания: военно-политическая обстановка в морских акваториях по периметру границ Российской Федерации становится всё более напряжённой. Но силы и войска Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии готовы к любым неожиданностям. В ходе боевой подготовки российские военные моряки, личный состав частей морской авиации, ПВО, морской пехоты и других подразделений ВМФ постоянно подтверждают способность решать задачи любой сложности.
К таким, например, можно отнести занятия, которые в ноябре прошли на большом десантном корабле (БДК) Северного флота «Иван Грен». В штормовом Баренцевом море успешно завершились тренировки по посадке вертолётов на палубу в сложных гидрометеорологических условиях. Лётчики отдельного корабельного вертолётного противолодочного авиаполка СФ на десантно-штурмовых вертолётах морского базирования Ка-29 в полном объёме отработали комплекс задач по применению палубной авиации с борта корабля. В ходе прошедших в экстремальных условиях занятий экипажи Ка-29 отработали несколько лётных смен, совершив более 100 взлётов и посадок на вертолётную площадку корабля.
Силами противовоздушной обороны были обнаружены и уничтожены все воздушные цели при попытке «врага» провести внезапный массированный авианалёт на пункт базирования Каспийской флотилии (КФл). По замыслу учения из центра управления флотилией на дежурный корабль поступила информация о взлёте с аэродрома условного противника ударной авиагруппы. При обнаружении целей средства ПВО кораблей были приведены в готовность к применению, военнослужащие выполнили приём и анализ данных воздушной обстановки. Для дезинформации воздушного противника на кораблях были активизированы средства радиоэлектронной и визуальной маскировки. При подходе чужих самолётов на рубеж ведения огня все они были уничтожены электронными пусками из зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Палаш», артиллерийских установок АК-630 и АК 630-М2 «Дуэт». Кроме того, экипажи более десяти надводных кораблей и катеров флотилии отработали порядка 20 различных вводных по уничтожению одиночных и групповых целей, в том числе и отражение массированного ракетного удара.
В одном из полигонов боевой подготовки Тихоокеанского флота экипаж большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» на переходе в море провёл противолодочное учение, отработав весь алгоритм действий по поиску субмарины условного противника. На тренировке был задействован палубный противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ, который применил опускаемую гидроакустическую станцию ГАС. После обнаружения «вражеской» подлодки данные о её местонахождении были переданы лётчиками на боевой пост корабля. Без фактического применения корабельного оружия, электронными импульсами, условная подводная цель была немедленно атакована «реактивными глубинными бомбами», после чего экипаж БПК «Адмирал Пантелеев» произвёл и условный залп торпедами.
В это время в Баренцевом море первой же торпедой «потопил» субмарину «супостата» и атомный подводный ракетный крейсер Северного флота. Во время манёвров противодействие ему оказывала многоцелевая атомная подлодка одного из соединений подводных сил СФ. Торпедную атаку по условному противнику практическим боеприпасом (без боевой части) подводники-североморцы выполнили на глубине около ста метров. Экипаж ракетного крейсера также отработал маневрирование, уклонение от атаки противника и плавание в различных режимах.
Прямая речь
«Крайне важная задача - это оснащение современной техникой и вооружением Военно-Морского флота России… Работа по обновлению флота имеет для России принципиальное, стратегическое, государственное значение, потому регулярно мы с вами участвуем в закладке новых кораблей - надводных, подводных, так будем делать и дальше.
Добавлю, что корабли и суда Военно-Морского флота постоянно участвуют в дальних морских походах, решают учебно-боевые задачи и обеспечивают демонстрацию флага в значимых для России океанских и морских зонах, тогда как, напомню, в 2000-х годах, в начале 2000-х, такие походы были эпизодическими, если не сказать единичными. Повторю, необходимо активно продолжать курс на техническое переоснащение флота».
Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации Владимир Путин. Из вступительного слова на совещании с руководящим составом Министерства обороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ. Сочи, 1 ноября 2021 года.