Начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев.

«Академия в своей деятельности тесно взаимодействует с войсками и обеспечивает требуемое качество подготовки офицеров для ракетных войск и артиллерии»

Михайловская военная артиллерийская академия за двухвековую историю выпустила свыше 100 тысяч артиллеристов и ракетчиков. Среди них 257 Георгиевских кавалеров, 95 Героев Советского Союза, 8 Героев Российской Федерации. Чем сегодня привлекательна академия, как ведётся подготовка ракетчиков и артиллеристов, какова учебно-материальная база, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев
Реклама
«Академия в своей деятельности тесно взаимодействует с войсками и обеспечивает требуемое качество подготовки офицеров для ракетных войск и артиллерии»
© mvaa.mil.ru
Начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев.
Читайте нас на: 

«Академия готовит разносторонних специалистов, обладающих качествами военного и учёного»

- Сергей Анатольевич, в настоящее время Михайловская военная артиллерийская академия - единственная в России военная образовательная организация высшего образования, осуществляющая подготовку кадровых офицеров для ракетных войск и артиллерии. Как так получилось? И какие образовательные программы реализует академия?

- Статус «академия», данный нашему учреждению в Русской армии, сохранился и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, и в Советской Армии, а ныне и в Российской. За годы существования академии неоднократно сменялось её наименование, но в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации было возвращено историческое наименование - «Михайловская», данное ещё в 1855 году. После распада Советского Союза в состав академии последовательно включались ликвидируемые Ленинградское артиллерийское училище (1993 г.), Центральные артиллерийские офицерские курсы (1996 г.), Саратовское ракетное училище (2001 г.). В 2010 г. в академию была передана подготовка артиллеристов-десантников и морских пехотинцев из последовательно расформированных Коломенского и Тульского училищ. В 2011 г. академия приняла курсантов Екатеринбургского и Казанского артиллерийских училищ.

Если говорить о сегодняшних задачах академии, то среди них мы выделяем подготовку для Вооружённых сил Российской Федерации квалифицированных военных кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием; подготовку научных и научно-педагогических кадров, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооружённым силам России. 

Задача академии - подготовка для Вооружённых сил Российской Федерации квалифицированных военных кадров.
© mvaa.mil.ru
Задача академии - подготовка для Вооружённых сил Российской Федерации квалифицированных военных кадров.

Обучение слушателей и курсантов в академии осуществляется по основным профессиональным образовательным программам, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов и дополнений к ним - квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников.

В настоящее время академия реализует 64 образовательные программы высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования. Образовательные программы всех уровней образования по установленным специальностям реализуются на основе бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Рособрнадзором в 2016 году. Свидетельство о государственной аккредитации всех образовательных программ действует до мая 2027 года.

Обучающиеся замещают должности курсантов и находятся на полном государственном обеспечении. Продолжительность обучения по программам высшего профессионального образования составляет 5 лет (среднего профессионального образования - 2 года 10 месяцев).

Академия готовит разносторонних специалистов, обладающих качествами военного и учёного. Мы стараемся учить так, чтобы наши выпускники в будущем могли не только достойно исполнять свой воинский долг, но и заниматься наукой, быть высококвалифицированными специалистами в своей профессиональной, инженерной деятельности. Вооружённым силам нужны современные, высококвалифицированные офицеры, видящие перспективу и способные принимать правильные и ответственные решения.

В настоящее время академия реализует 64 образовательные программы высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования.
© mvaa.mil.ru
В настоящее время академия реализует 64 образовательные программы высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования.

Имеющиеся в базе обеспечения учебного процесса вооружение и оборудованные на полигоне артиллерийские директрисы, рубежи командно-наблюдательных пунктов и районы огневых (стартовых) позиций позволяют проводить занятия, командно-штабные и тактические учения с боевой стрельбой артиллерии, РСЗО и пусками ракет из всех стоящих на снабжении Вооружённых сил образцов ракетно-артиллерийского вооружения.

Академия в своей деятельности тесно взаимодействует с войсками и научно-исследовательскими организациями ВПК, систематически корректирует содержание реализуемых образовательных программ и обеспечивает требуемое качество подготовки офицеров для ракетных войск и артиллерии (РВиА).

«В академии реализуется принцип опережающей подготовки офицеров на вооружении и учебно-тренировочных средствах, которые ещё не поступили в войска»

- Насколько привлекательны образовательные программы вашего военно-учебного заведения для абитуриентов? Что именно в них привлекает?

- История артиллерии насчитывает уже более шести столетий и на протяжении всей своей истории она развивалась, совершенствовалась, шла в ногу со временем с точки зрения как совершенствования способов боевого применения рода войск, так и развития современных технологий.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития ракетных войск и артиллерии является автоматизация процессов управления ими при выполнении задач по предназначению. С этой целью созданы и совершенствуются новые комплексы средств управления на основе современных компьютерных технологий, позволяющие в несколько раз сократить цикл управления ракетными и артиллерийскими формированиями. Огневые средства также совершенствуются с точки зрения их компьютеризации - они оснащаются автоматизированными системами управления наведением и огнём, применение которых позволяет сократить время работы расчёта при подготовке орудия к бою и выполнения задач при ведении стрельбы.

Огневые средства также совершенствуются с точки зрения их компьютеризации - они оснащаются автоматизированными системами управления наведением и огнём.
© mvaa.mil.ru
Огневые средства также совершенствуются с точки зрения их компьютеризации - они оснащаются автоматизированными системами управления наведением и огнём.

Переход рода войск на цифровые технологии обусловливает и иной подход в подготовке специалистов, и наличие современной учебно-материальной базы в академии. Ракетные комплексы и артиллерийские системы, а также средства разведки и управления, стоящие на снабжении войск и имеющиеся для изучения в академии, компьютеризируются.

В академии реализуется принцип опережающей подготовки офицеров на вооружении и учебно-тренировочных средствах, которые ещё не поступили в войска.

- Извините, что значит «опережающая подготовка»? Каким образом это достигается?

- Обучение слушателей и курсантов проводится на компьютерных артиллерийских полигонах и тренажёрах, ими изучается порядок работы на современных комплексах управления. Активно развивается информационно-образовательная среда, используется электронная библиотека с разработанными преподавательским составом электронными учебниками и учебными пособиями, есть доступ к электронным библиотекам Санкт-Петербурга и страны.

В войска продолжают поступать современные модернизированные самоходные гаубицы 2С19М2 «МСТА-СМ», полностью интегрированные в единую систему управления тактического звена, и модернизированные реактивные системы залпового огня среднего калибра «Торнадо-Г», обладающие возможностью автоматизированного наведения боевой машины на цель.

С этого года началось плановое перевооружение реактивных артиллерийских бригад с РСЗО крупного калибра «Смерч» на модернизированную РСЗО «Торнадо-С» с увеличенными характеристиками по дальности и точности стрельбы. В целях обеспечения опережающей подготовки специалистов ракетных войск и артиллерии в Михайловскую военную артиллерийскую академию и учебные центры рода войск в первоочередном порядке поступают все современные образцы ракетно-артиллерийского вооружения. В учебном процессе успешно используются перечисленные выше образцы вооружения, а также комплексы артиллерийской разведки «Зоопарк 1М» и «Аистёнок».

Курсанты успешно отрабатывают учебные задачи и на тренажёрной базе. Так, в учебном процессе задействованы тренажёр «Ярость» для подготовки расчётов пусковых установок ракетного комплекса «Искандер-М» и компьютерный полигон «Артерра-ВТ 3D» для подготовки артиллеристов.

«Недостатка желающих обучаться в Михайловской военной артиллерийской академии мы не испытываем».
© mvaa.mil.ru
«Недостатка желающих обучаться в Михайловской военной артиллерийской академии мы не испытываем».

- Сегодня в стране военные специальности стали одними из самых популярных. Ваша академия не исключение или есть дефицит в желающих выучиться на артиллериста?

- Недостатка желающих обучаться в Михайловской военной артиллерийской академии мы не испытываем. В этом году конкурс на отдельные специальности высшего образования составил 5-6 человек на место. Вырос средний балл результатов сдачи трёх ЕГЭ абитуриентов, поступающих в академию. В 2020 году у нас не было кандидатов, сдавших испытание по физической подготовке на «удовлетворительно». Но, в то же время, хочется отбирать лучших из лучших, поэтому мы ежегодно наращиваем показатели конкурса как по количеству кандидатов, так и по качеству их общеобразовательной и физической подготовки.

«Государственный заказ на подготовку специалистов в 2021 году выполнен в полном объёме и с высоким качеством»

- Как часто приходится корректировать образовательные программы, чтобы успеть за требованием войск?

- Поступление в академию новых учебно-тренировочных средств позволяет значительно повысить уровень и качество подготовки обучающихся без увеличения финансовых затрат.

Образовательные программы подготовки специалистов ежегодно обновляются. Систематически внедряется опыт применения ракетных войск и артиллерии в вооружённых конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации. Корректируется содержание подготовки слушателей и курсантов с учётом отзывов, поступающих на выпускников академии из войск, а также рекомендаций государственных экзаменационных комиссий.

Также ежегодно мы усиливаем практическую составляющую подготовки наших слушателей и курсантов. Чем занимаются наши обучающиеся, можно увидеть на комплексном тактическом занятии с боевой стрельбой артиллерии, реактивными снарядами и пуском ракеты, которое проводится ежегодно на 33-м общевойсковом полигоне Западного военного округа в г. Луга Ленинградской области накануне дня ракетных войск и артиллерии, который мы празднуем 19 ноября.

«Ежегодно мы усиливаем практическую составляющую подготовки наших слушателей и курсантов».
© mvaa.mil.ru
«Ежегодно мы усиливаем практическую составляющую подготовки наших слушателей и курсантов».

- Насколько востребованы ваши выпускники в войсках?

- Наши выпускники проходят службу в воинских частях практически всех видов и родов войск Вооружённых сил, других силовых министерств и ведомств. Трудоустроены в общем понимании этого слова или по-военному - получили назначения на воинские должности все выпускники. Государственный заказ на подготовку специалистов в 2021 г. выполнен в полном объёме и с высоким качеством. С этой точки зрения всё просто. Востребованность выпускников академии в войсках составляет 100%.

Но для коллектива академии востребованность наших выпускников - это не столько количественная (количество назначенных на воинские должности выпускников), сколько качественная характеристика их деятельности, которую получает академия от командиров соединений, частей и подразделений, где они проходят воинскую службу, в форме служебных отзывов. Иначе говоря, отзыв потребителя о подготовленности наших выпускников.

По результатам анализа служебных отзывов на выпускников 2020 года (выпущено более 550 офицеров и прапорщиков) - 99% выпускников полностью соответствуют занимаемым должностям, 10% выпускников достойны выдвижения на вышестоящие должности, 14% выпускников имеют поощрения и награды за успехи в воинской службе.

Выпускники идут в войска с глубоким убеждением в необходимости своей службы Родине, с чувством собственного достоинства и очень многие из них сохраняют эту уверенность на протяжении всей своей службы.

Выпускники идут в войска с глубоким убеждением в необходимости своей службы Родине.
© mvaa.mil.ru
Выпускники идут в войска с глубоким убеждением в необходимости своей службы Родине.

«Руководство уделяет значительное внимание укреплению всестороннего взаимодействия между академией, разработчиками, производителями и потребителями вооружения и военной техники»

- Как сегодня оценивается научный потенциал академии?

- Научная деятельность относится к одному из важнейших видов деятельности академии и призвана решать научно-практические задачи в интересах Вооружённых сил Российской Федерации.

Основными направлениями научных исследований являются строительство, боевое применение ракетных войск и артиллерии Вооружённых сил Российской Федерации, развитие артиллерийского и ракетного вооружения, а также совершенствование образовательного процесса. В текущем году планом научной работы предусмотрено выполнение более 50 научно-исследовательских работ.

На сегодняшний день научную основу всех порученных нам исследований составляют десять сформированных военно-научных школ, в составе которых трудятся учёные академии.

Достаточно сказать, что среди них - 16 действительных членов, 21 член-корреспондент различных академий, 3 человека имеют звание «Заслуженный деятель науки (науки и техники) РФ», 9 учёных - почётные профессоры академии, 7 учёных имеют звание «Заслуженный работник высшей школы» и двое - звание «Заслуженный военный специалист». Всего в академии в настоящее время трудятся 43 доктора наук и 291 кандидат наук, из них 45 профессоров и 124 доцента.

Руководство академии ведёт постоянную работу по дальнейшему укреплению научно-педагогического потенциала. В академии осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации в адъюнктуре и докторантуре, а также путём прикрепления преподавательского состава для подготовки кандидатских диссертаций без освоения образовательных программ в адъюнктуре. Ведётся база данных об офицерах-выпускниках, проявивших склонность к научной деятельности при обучении в академии.

Научная деятельность относится к одному из важнейших видов деятельности академии.
© mvaa.mil.ru
Научная деятельность относится к одному из важнейших видов деятельности академии.

Научные изыскания научно-педагогических работников проходят в рамках следующих отраслей науки: военные, технические, педагогические, экономические, исторические и социологические. Актуальность научных исследований в данных отраслях науки определяется интересами ракетных войск и артиллерии Вооружённых сил Российской Федерации при их строительстве, развитии, а также интересами совершенствования образовательного процесса академии и выполнения исследований по военно-научному сопровождению работ государственного оборонного заказа. Научные исследования проводятся во взаимодействии с органами военного управления, исполнительной власти, научно-исследовательскими организациями, предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Ряд исследований направлен на совершенствование образовательной деятельности. Среди них:

  • создание модели системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов РВиА в академии;
  • повышение педагогического мастерства и качества подготовки военных специалистов по специальному и техническому обеспечению РВиА;
  • разработка методики формирования профессиональных компетенций при преподавании оперативно-тактических (тактических) и военно-технических (военно-специальных) дисциплин, оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся.

Инициативные работы подразделений академии являются логическим продолжением, развитием и поиском новых направлений повышения эффективности боевого применения РВиА, разрабатываемых в рамках комплексных научно-исследовательских работ.

В настоящее время РВиА являются одним из наиболее наукоёмких родов войск и без тесного взаимодействия между разработчиками, производителями и потребителями вооружения и военной техники невозможно дальнейшее эффективное развитие.

Руководство академии уделяет значительное внимание укреплению всестороннего взаимодействия и связи между заказчиком вооружения и производителями. На сегодняшний день все участники данного процесса и их общение обеспечивают непрерывное сопровождение образцов вооружения рода войск на всех этапах жизненного цикла.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама