Соединённое Королевство желает рассоединиться
После Brexit единство Великобритании оказалось под большим вопросом. Если выразиться определённее, над Соединённым Королевством нависла угроза развала. Первый министр Шотландии Никола Стерджен даже не скрывает, что Шотландия намерена провести второй референдум о независимости от Лондона, поскольку стремится остаться в Евросоюзе. Аналогичные голоса раздаются и из Северной Ирландии, которая тоже хочет быть вместе с ЕС, присоединившись к Ирландской Республике.
И джентльмены иногда обманывают
Референдум состоится, если Шотландская национальная партия (ШНП), которую представляет Стерджен, одержит победу на парламентских выборах, запланированных в этой автономной административно-политической территории (которую на Британских островах называют «страной») на май текущего года. И по всем прогнозам ШНП непременно победит, значит, и референдум гарантированно состоится.
Требование провести повторное голосование о независимости обусловлено тем, что на референдуме в 2014 году большинство шотландцев (55,3 %) проголосовало против выхода из состава Великобритании только потому, что официальный Лондон представил им членство в ЕС как ключевой аргумент, чтобы Шотландия не покидала Соединённое Королевство.
И наивные шотландцы поверили...
Однако два года спустя, в 2016 году, состоялся референдум уже о выходе Великобритании из ЕС, на котором большинство населения Шотландии (62 %) высказалось против Brexit. Против проголосовали преимущественно шотландцы и северные ирландцы, за выход из ЕС отдала свои голоса густонаселённая Англия и частично Уэльс, и «за» пересилило голоса «против», поданные в Шотландии и Северной Ирландии. Всего же сторонников «развода» с ЕС в Великобритании оказалось мизерное большинство - 51,9 %. Получается, шотландцев и северных ирландцев вывели из ЕС против их воли, опираясь главным образом на волю англичан.
Это даёт основание Шотландской национальной партии подозревать Лондон в том, что англичане в преддверии референдума о независимости Шотландии сознательно ввели шотландцев в заблуждение. Проще говоря, искусно надули! И эту «несправедливость» Никола Стерджен хочет исправить.
Второй референдум и «неубиваемый аргумент»
Если прежде разговоры о нестабильности государственного образования под названием «Великобритания» велись в терминах «возможно», «вероятно» и «нельзя исключать», то теперь и политики, и аналитики утверждают: Великобритания на самом деле стоит на пороге развала. И хотя британский премьер Борис Джонсон утверждает, что до очередного референдума о независимости Шотландии должно пройти минимум 40 лет, в британском обществе преобладает другая точка зрения. Британский журнал New Statesman полагает, что в случае победы ШНП на выборах в местный парламент в мае, «Лондон не сможет помешать шотландцам провести ещё один референдум о независимости».
Совершенно неубиваемый аргумент, почему британский кабинет министров не сможет воспрепятствовать шотландцам отделиться, приводит издание The Article: «Если Великобритания путём демократического голосования может решить, что она больше не желает объединять часть своего суверенитета с более крупным политическим образованием - Евросоюзом, то какие у неё есть основания для отказа Шотландии в такой же возможности пересмотреть своё историческое решение (в 1705 году) объединить большую часть своего национального суверенитета с Великобританией? Да, это было давно... Но если мы живём в стране незыблемых принципов, то это такой же принцип».
Вот и влиятельная Financial Times признаёт, что что «у Шотландии есть веские причины расстаться с Великобританией». «Оставаться с Англией, - пишет газета, - означает оторваться от Европы. Сохранение прочных отношений с остальной Европой требует, чтобы Шотландия покинула Великобританию. По прихоти тори (то есть Консервативной партии Бориса Джонсона) шотландцам было приказано отказаться от своей идентичности. Они больше не могут быть одновременно шотландцами, британцами и европейцами. Психологически, а также практически легко понять, почему многие из тех, кто голосовал против независимости в 2014 году, могут теперь изменить свое мнение».
Американская NBC, пообщавшись с ныне здравствующими бывшими британскими премьер-министрами, пишет, что «фактически все пятеро из ныне живущих бывших лидеров Великобритании предупреждают, что развал страны больше не какая-то расплывчатая гипотеза. Возможный путь к распаду теперь ясен. Шотландия или Северная Ирландия - или и то и другое вместе - могут провести референдумы о выходе из Великобритании в течение следующих пяти-десяти лет». И в основе этого распада, отмечает NBC, лежит Brexit.
Северная Ирландия перед выбором
Не в восторге от результатов Brexit и Северная Ирландия, которая также проголосовала за то, чтобы остаться в ЕС. Там, правда, не всё так однозначно, как в Шотландии.
Республиканцы хотят провести так называемый приграничный опрос об объединении с членом ЕС Ирландией, в то время как юнионисты желают остаться в составе Соединённого Королевства.
Reuters приводит высказывание заместителя первого министра Северной Ирландии Мишель О'Нил из республиканской партии «Шинн Фейн»: «Сейчас идёт непрерывный разговор о нашем конституционном будущем… Пришло время ирландскому правительству активизировать подготовку к "приграничному опросу". Мы можем преодолеть разделительные барьеры и построить новую Ирландию». Её тут же раскритиковала первый министр Северной Ирландии Арлин Фостер, представляющая Демократическую юнионистскую партию: мол, не стоит поднимать такие спорные вопросы в разгар пандемии коронавируса.
Однако нет сомнений, что в случае референдума о независимости Шотландии, чаша весов в Северной Ирландии также склонится в пользу отделения от Великобритании. Одна из главных причин - в экономике.
По прогнозам, сельское хозяйство Северной Ирландии станет одной из отраслей, наиболее сильно пострадавших от «развода» Лондона с Брюсселем. И это беспокойство, как свидетельствует корреспондент NBC, сквозит в каждом разговоре с северными ирландцами.
Кроме того, в Северной Ирландии «широко распространены опасения, что Brexit может на десятилетия вновь разжечь межконфессиональное насилие». И перед лицом угроз экономике и безопасности всё больше людей высказывается за воссоединение Ирландии.
Реакция деления Европы
NBC, которую трудно заподозрить в предвзятости к одному из главных союзников США в Европе, отмечает, что «Великобритания необычна, потому что в неё входят четыре страны: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. И если одна из них покинет Великобританию, многие сочтут это печальным концом многовековой британской истории, что ещё больше снизит роль Великобритании как краеугольного камня послевоенного западного альянса».
…Трудно спорить. Но только ли в Великобритании дело? Когда в 2017 году проходил референдум о независимости Каталонии от Испании, который официальный Мадрид назвал незаконным, речь шла не только о возможности развала Испании, состоящей из автономных исторических областей. В Европе тогда говорили об опасности каталонского прецедента для многих других стран Европы, в разной степени обременённых «сепаратистскими» проблемами. В первую очередь имелись в виду Шотландия и Северная Ирландия, которые «с интересом» наблюдали за каталонскими событиями. Не забыли и Фландрию, в которой проживает 55 % населения Нидерландов и которая, по мнению её жителей, кормит другую часть страны - Валлонию. Сюда можно присовокупить также Ломбардию и Венето, которые рвутся получить столько автономии от центральных итальянских властей, сколько возможно. А итальянский Южный Тироль стремится воссоединиться с Австрией, от которой он был оторван в 1919 году по итогам Первой мировой войны.
Теперь же, по мере приближения референдума о независимости Шотландии, все эти разговоры обязательно возобновятся. И не только разговоры, поскольку стабильности Европе, когда-то, как лоскутное одеяло, сшитой из кусочков, шотландский референдум точно не прибавит.