Лекарственная мафия мобильна
Фальсификацию лекарственных средств считают четвёртым злом после малярии, СПИДа и курения, а маржа от производства поддельных снадобий не уступает доходам в наркобизнесе. Поэтому неудивительно, что мафиозные группировки от японской якудзы до итальянской Cosa Nostra и китайских триад, традиционно занимавшиеся производством и распространением наркотиков, свернули именно на эту «кривую дорожку», соблазнившись огромными барышами при ничтожном риске быть задержанными и смехотворном наказании. По этой причине подделывают абсолютно всё - от патентованных препаратов известных брендов до невинных дженериков.
Тайна ампулы
Старожилам Лимы ещё памятен один из крупнейших в криминальной истории перуанской столицы рейд двухсотенного отряда полицейских по нелегальным «фармацевтическим предприятиям». Увиденное шокировало даже видавших виды блюстителей правопорядка: в условиях жутчайшей антисанитарии и скопища насекомых хранились тысячи упаковок с «лекарствами».
Уже в лаборатории выяснилось, что конфискат содержал минимальный процент лекарственных ингредиентов, а в так называемых антибиотиках их вообще не оказалось - только сахар и мел. При этом производство одной такой таблетки обходилось в 40 центов, а её реализация сулила боссам криминального мира до 20 долларов прибыли.
При этом прошлый и нынешний «ковидные» годы стали буквально золотыми для лекарственной мафии, желающей поживиться на массовой вакцинации от COVID-19. В том числе за счёт реализации поддельных препаратов через фейковые сайты, о чём и предупредил Интерпол, опасающийся, что производство поддельных антиковидных препаратов может приобрести планетарный масштаб. И опасения отнюдь не беспочвенны. Например, 2 февраля 2021 года в Поднебесной в ходе крупной спецоперации обнаружили более трёх тысяч доз поддельной вакцины. Подпольные пункты изготовления препарата и точки его сбыта были выявлены в Пекине и провинциях Цзянсу и Шаньдун. Злоумышленники, не мудрствуя лукаво, заполняли шприцы обычным физраствором и продавали его по завышенным ценам под видом вакцины.
Вслед за китайскими триадами, за вакцину от коронавируса взялись наркобароны мексиканской Le Eme. Одновременно в нескольких городах они развернули крупное подпольное производство фальшивок, которые затем продаются втридорога. Разглагольствовать здесь о маломальском качестве язык не поворачивается: у а-ля Pfizer местного разлива даже этикетка и упаковка не совпадают с оригинальными, а что уж внутри ампул набодяжено - тайна, покрытая мраком.
Молчание - золото
В преступном мире омерта (итал. omertà - круговая порука. - Авт.) - это «кодекс чести» мафии, включающий в себя ряд положений, в том числе запрет на сотрудничество с государством. Но и у фармацевтического бизнеса есть свой отраслевой «закон омерты», напоминающий коллективный заговор молчания. Не секрет, что из-за фальсификата компании терпят многомиллионные убытки (при этом каналы поставок поддельных лекарств хорошо известны), но вслух о своих проблемах предпочитают не распространяться, поскольку информация о недостаточной защите лицензированных препаратов нанесёт бизнесу ещё больший урон - просто могут встать продажи.
Дело в том, что многие лекарственные подделки настолько похожи на оригинальные бренды, что даже искушённые эксперты не могут отличить их от настоящих. Более того, фальсификат иногда выглядит презентабельнее оригинала. Словом, всё чин по чину.
В своё время многие американцы пострадали от препарата heparin (применяется для разжижения крови) компании-производителя Baxter International, в составе которого оказался поддельный ингредиент, поступивший из Китая. Несколько лет назад уже в Германии сотни человек пострадали от поддельного лекарства Sutent (противоопухолевый препарат), а его официальный производитель фармацевтическая транснациональная компания Pfizer, Inc. понесла немалые репутационные издержки. Естественно, подделку срочно отозвали из всех германских аптек, но это уже не помогло пациентам, годами принимавшим поддельный Sutent, контрабандой завезённый из Греции.
Стоимость нелегальной поставки составила миллионы евро. Но и Pfizer Inc. не осталась внакладе - в 2019 году за препарат удалось выручить 936 миллионов долларов. А если бы продажи сразу остановили, такой маржи, конечно же, не было бы.
Впрочем, это лишь несколько контрафактных препаратов, которые сумели выявить на мировом рынке и изъять из продажи. А сколько осталось на аптечных полках?
COVID-19 и сопутствующие товары
В соцсетях объявления о продаже вакцин разных марок появилось чуть ли не на следующий день после старта массовой вакцинации в ЕС. И глава полицейской службы Евросоюза Катрин де Боль поспешила предупредить европейцев, что купившиеся на предложения онлайн-мошенников европейцы либо вовсе ничего не получат после оплаты, либо им пришлют подделку, использование которой может обернуться серьёзными последствиями для здоровья. В общем, предупреждён, значит защищён?..
Ещё пару лет назад решение проблем, которые были связаны с некачественной и фальсифицированной медицинской продукцией, требовало, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), всего три взаимосвязанных подхода:
- предотвращение продажи и потребления некачественной и фальсифицированной медицинской продукции;
- внедрение систем, направленных на выявление любых фармацевтических подделок, которые уже присутствуют в цепочке поставок;
- быстрое и адекватное реагирование органов власти на выявленные инциденты, связанные с лекарственным контрафактом.
«Фактор COVID-19» всё несказанно усложнил, поскольку фальсификация вакцин по размаху тоже стала напоминать пандемию. Практически одновременно с объявлением ВОЗ о начале пандемии Интерпол провёл международную операцию «Пангея», в ходе которой в 90 странах был арестован 121 злоумышленник и конфисковано контрафактной фармацевтической продукции на 14 миллионов долларов. Были изъяты десятки тысяч упаковок лекарственных средств, якобы гарантирующих излечение от коронавирусной инфекции.
Пандемия коронавирусной инфекции предоставила преступникам идеальную возможность для сбыта их «товара» в космических масштабах, так как люди в состоянии паники и страха готовы покупать что угодно и сколько угодно. Преимущественно фальсификаторы сосредоточили свои усилия на реализации товаров, предназначенных непосредственно для борьбы с SARS-CoV-2: антивирусные препараты, санитайзеры, тесты на коронавирус, перчатки и маски. О процветании их бизнеса свидетельствуют, в частности, результаты полицейских спецопераций, прошедших в последние месяцы.
Так, 17 февраля в США агенты национальной безопасности изъяли более 10 миллионов поддельных масок марки 3MN95, которые приобретали больницы и государственные учреждения минимум в пяти штатах. Всего за время пандемии в Соединенных Штатах конфисковано контрафактной медицинской продукции на сумму 33 млн долл., арестованы более 200 человек.
В этот же день испанская полиция конфисковала около четырёх миллионов поддельных медицинских масок, изготовленных из некачественных материалов либо с нарушением технологии. Фальсифицированный груз был готов к транспортировке и помечен, как содержащий медицинские маски с высокой степенью защиты. Там же полицейские обнаружили принтер, способный печатать маски с маркировкой «CE», что должно было подтверждать их «соответствии» европейским стандартам.
Кроме того, по информации Европола, преступники производят и продают фальшивые сертификаты отрицательных результатов тестов на коронавирус прямо в аэропортах и на вокзалах по всей Европе. Случаи мошенничества были зарегистрированы в Нидерландах, Франции, Испании и Великобритании.
Поскольку себестоимость бумажки - копейки, цена «сертификата» зависит от уровня развития экономики конкретной страны и варьируется от 40 до 300 евро. И главная-то опасность заключается не столько в самом мошенничестве, сколько в том, что человек, купивший поддельный тест, может не знать, что он на самом деле инфицирован.
Родная мафия
И самое неприятное. Ещё в марте из Северной Америки пришло известие о том, что на таможне в Мексике изъяли партию поддельной российской вакцины «Спутник V». Чьих рук дело - не сообщается. Возможно, местная наркомафия решила поживиться за счёт одного из наиболее действенных препаратов от COVID-19.
А может статься, начала претворяться в жизнь угроза, о которой Москва предупреждала ранее: США с союзниками на фоне возрастающего спроса на российскую вакцину всё-таки решились на масштабную информационную кампанию по дискредитации наших разработок от коронавируса.
В любом случае, думается, выводы очевидны: на фоне бушующей пандемии коронавируса распространение поддельных и жизненно опасных лекарств и дальше будет расти. В этой связи велика вероятность одновременного появления в мире другой, не менее страшной напасти - пандемии распространения фальсифицированных медицинских продуктов.
Исходя из этого, руководство ВОЗ призывало объединить усилия в борьбе с фальсификатом. Причём речь уже идёт не о простом ужесточении контроля, а о самой что ни на есть полномасштабной войне против организованных преступных сообществ, которые занимаются распространением смертельно опасного медицинского контрафакта.
Но кому с кем объединяться, если западная фарминдустрия в первую очередь конкурентом считает российский «Спутник V», а не родную лекарственную мафию.