«Шотландия скоро вернётся, Европа, не гаси свет»
Накануне недавних парламентских выборов в Шотландии более 170 европейских деятелей культуры подписали письмо, в котором призвали ЕС сделать «одностороннее и открытое предложение» Шотландии о присоединении к Европейскому Союзу, если она проголосует за независимость на будущем референдуме. Письмо было опубликовано на 19 европейских языках. Среди тех, кто подписал обращение, - итальянская писательница Елена Ферранте, словенский философ Славой Жижек, британский режиссёр Ричард Эйр, греческий политолог Калипсо Николаидис и многие другие.
Наряду с откровенно высказываемым предложением о присоединении в письме призывают ЕС предоставить Шотландии «щедрые условия для поддержки её бюджета в трудные месяцы переходного периода». По данным телеканала CNN, у Шотландии есть все шансы вернуться в состав ЕС, поскольку страна уже полвека соблюдает все правила Евросоюза.
Британия нанесла Brexit сильный удар по европейскому единству. Последние годы показали, что Евросоюз это долго Лондону не забудет, используя любую возможность для ответа. И вряд ли можно представить себе более изощрённую месть, нежели содействие выходу Шотландии из состава Объединённого Королевства.
В этом ключе закономерно, что в прошлом году бывший председатель Евросовета и лидер крупнейшей в Европарламенте Европейской народной партии Дональд Туск поддержал вероятное вступление Шотландии в Евросоюз. «Эмоционально я не сомневаюсь, что все будут в восторге здесь в Брюсселе, и в целом в Европе», - заявил он.
И вот 1 января 2021 года Британия после долгих дебатов с ЕС вышла из Евросоюза, тотчас же лидер ШНП (Шотландской национальной партии) и первый министр Шотландии Никола Стерджен сообщила в Twitter: «Шотландия скоро вернётся, Европа, не гаси свет». После выхода Великобритании из ЕС в Шотландии вновь усилились сепаратистские настроения за выход из Объединённого Королевства.
По итогам последних выборов сторонники независимости Шотландии уверенно победили и получили большинство мест в парламенте региона. Никола Стерджен назвала эту победу «выдающейся». Она пообещала провести референдум о независимости вскоре после окончания ковидного кризиса. По её словам, у премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и других противников голосования нет никаких демократических оснований для попыток заблокировать референдум.
Инициаторы референдума по Brexit (2016) в своё время особенно не ставили на реальность «развода» с Евросоюзом и уж тем паче не просчитывали, каким бумерангом ударит по единству Великобритании этот шаг. Голосование по Brexit красноречиво подтвердило, что большая часть жителей Шотландии за членство в ЕС.
Во время первого референдума о независимости Шотландии 2014 года за выход было 45%, а против 55%. Ныне, по опросам общественного мнения, за независимость Шотландии выступают уже от 53% до 62% жителей Шотландии, а за союз с Великобританией лишь примерно 35%.
Британский премьер Борис Джонсон неоднократно отклонял призывы к проведению второго референдума в Шотландии, подчёркивая, что предыдущее голосование уже решило вопрос в 2014 году.
Однако ныне ШНП будет последовательно стремиться реализовать взятые на себя ранее обязательства по организации нового референдума. Пока юристы спорят, имеет ли право Эдинбург инициировать рассмотрение конституционных вопросов на референдуме и какая формулировка вопроса была бы допустимой, Стерджен систематически и твердо даёт понять, что референдум в любом случае состоится. И даже если этот референдум не будет иметь юридической силы, Лондон может столкнуться с необходимостью предпринимать что-то кардинальное в связи с его нелицеприятными для себя итогами.
Де-юре вероятность выхода регионов из Объединённого Королевства - дело довольно туманное. Наряду с тем референдум, в котором большинство шотландцев проголосуют за государственную независимость (как бы ни был сформулирован сам вопрос), в любом случае нанесёт сокрушительный удар по единству Великобритании, от которого оправиться будет едва ли возможно. Сам факт проведения намечающегося голосования в Шотландии при его предсказуемых результатах - за отделение - неминуемо приведёт к аналогичному референдуму в Северной Ирландии, по которой многие вопросы так и не были с отчётливой определённостью прописаны при «разводе» Лондона с Брюсселем.
Так что деятели культуры Евросоюза, подписавшие письмо в поддержку отделения Шотландии, не могут не догадываться, что её вступление в ЕС способно превратиться в реальный фактор потенциального развала Великобритании. Однако такой расклад ревнителей единой Европы нисколько не останавливает.
Впрочем, это всё та же самая европейская либеральная элита, которая закрывала глаза или даже аплодировала, когда авиация НАТО бомбила Югославию, когда косовские сепаратисты после кровавого противостояния Белграду отделились от Сербии без всякого легитимного массового волеизъявления жителей региона - как косоваров, так и сербов. Зато референдум о государственной независимости Каталонии от Испании, не выходившей, в отличие от Великобритании, из состава Евросоюза, те же деятели из Евросоюза обошли вниманием. Не говоря уже о всенародном референдуме в Крыму о присоединении к России.
Во всяком случае, отстаивание демократических ценностей в сегодняшнем Европейском Союзе включается, похоже, лишь когда в том сокрыт интерес Брюсселя. Таков «двойной стандарт», коему на протяжении последних десятилетий европейцы всё больше и больше привыкают следовать… И это - диагноз современного западного либерализма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.