Здравствуй, оружие
Очередной расстрел учащихся в очередном учебном заведении, на сей раз в Пермском госуниверситете, показывает нерешённость проблемы попадания гражданского оружия в руки неадекватных граждан. Нормативное сито, призванное отсечь потенциальных серийных убийц, слишком формализовано и опирается на две справки - от психиатра и нарколога. Однако в нынешних условиях перегрузки молодого сознания виртуальным миром, который просто пересыщен чрезмерным насилием, неадекватность вызывается не только явными психическими заболеваниями, но «поехавшей» от видеоигр или соцсетей, «крышей». Игроманов и социопатов на почве публикаций в Инстаграм, ТикТок и им аналогичных, если у них нелады с головой, вообще тяжело распознать. При этом надо признать прямо, что компьютерные игры с избыточным насилием взращивают потенциальных убийц. А таких игр сейчас большинство.
Резонансные публичные расстрелы у подобной категории преступников вызывается двумя факторами - нелогичной и ничем не обусловленной ненавистью к обществу и жаждой хайпа - утверждения собственной «крутости», «известности», лайков в соцсетях. Кто-то делает селфи на краю обрыва стоя на голове, а кто-то своим актом в желании выделиться ставит на уши общество и не ставит ни в грош чужие жизни.
Психиатрические тесты устарели
Очень важный момент - при получении разрешения на оружие нужны более глубокие психологические тесты на скрытую агрессию и неадекватность. Я сам владелец гражданского оружия и при продлении разрешения заново проходил медкомиссию пару лет назад. Поразила методика психиатра. В ходе теста он смоделировал ситуацию слишком уж прямолинейно: «Вот вы едете на своём автомобиле, у вас рядом оружие. И вдруг вас грубо подрезает другой автомобиль. Нет у вас желания догнать его и разобраться по-мужски? Ведь с вами оружие, и оно не подведёт».
Я ему в ответ: «То есть, ездить и серийно отстреливать разных автохамов? Это вы как врач советуете или как частное лицо?»
Юмор он оценил. Да, такие поверхностные подходы к тестированию выявят явных кандидатов в пациенты психиатрических клиник, но вряд ли разберутся в скрытых тараканах в голове у желающего публично и беспричинно пострелять людей.
Наркотест можно легко обойти
Проверка потенциального владельца оружия на употребление наркотиков тоже имеет прорехи. Если наркоман не пациент государственной клиники, то он не фигурирует в базе наркозависимых. Частные клиники, дорожа клиентом и прикрываясь законом о врачебной тайне, данные о своих пациентах никуда не предоставляют. Тест же для скрытых наркоманов при получении справки на оружие крайне неэффективен. Для исследования на употребление наркотиков сдают на анализ мочу. Причём происходит это в туалете, где наркоман может легко выдать за свою - мочу ненаркомана - родственника или знакомого, которую он запросто может принести с собой и перелить в контейнер для анализа. Генетический анализ такой биологической жидкости не производится. Вдобавок в ходе исследования определяются не все наркотики и другие запрещённые вещества, а только относящиеся к опиатам, опиоидам, каннабиноидам и барбитуратам. Многие синтетические наркотики и популярные среди молодёжи, так называемые «соли», тестом не определяются.
Игроманы вне зоны внимания
Зависимость от компьютерных игр у многих игроманов сродни или даже сильнее наркотической. Сколько уже было случаев, когда 15-16-летние подростки проявляли агрессию в опасных для жизни формах по отношению к матери, отцу, сестре, брату за то, что их лишили компьютера и возможности участия в игре. Были и немотивированные убийства несовершеннолетними своих родных.
Чтобы решить проблему, необходимо вводить тесты на зависимость от компьютерных игр. Проблема игроманов в том, что они, зачастую, переносят игровую среду в реальный мир. Появляется пренебрежение своей и чужой жизнью, так как в подсознание всегда есть момент неадекватности, что всё, чтобы не случилось, можно переиграть заново.
Всемирная организация здравоохранения официально включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств ещё в 2018 году. При этом поясняется, что игровая зависимость характеризуется регулярным или периодическим нарушением способности контролировать частоту и длительность игровых сессий. Также уточняется, что если существует зависимость от игр, то человек отдаёт им приоритет над другими интересами и повседневной деятельностью. Такая зависимость вошла в одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11). Однако оно вступит в силу, в том числе и в России, не ранее 2022 года. Игроманам, как и наркоманам и психически нездоровым людям, надо закрыть принципиальную возможность обладания оружием.
Хочешь гражданское оружие - отслужи в армии
Так что делать, чтобы отсечь потенциально неадекватных? Просто поднять возраст, допустим до 20-21 года? Да, это несколько сгладит проблему, но её не решит. Теперь вспомним, что никто из пришедших с оружием в руках, чтобы убивать невинных граждан - в Пермском госуниверситете (Бекмансуров,) в московском офисе (Виноградов), в гимназии в Казани (Галявиев), в Керченском политехническом колледже (Росляков), - не служил в армии. Действенным решением может быть введение законодательной нормы, разрешающей приобретение гражданского оружия только после службы в армии. Если ты исполнил долг по защите Родины, то значит достоин владеть и гражданским оружием. И никаких иных лазеек и законодательных оговорок, что по медицинским показателям человек для армии не годен, а приобрести ту же убойную «Сайгу» 12 калибра - ему почему-то дозволяется. Если уж для армии болен, то для любого оружия болен насовсем. Исключение в части армейской службы только для народов Крайнего Севера, где ружьё - средство пропитания в тайге или тундре и защита от дикого зверя.
Армия хорошо вправляет мозги, появляется чувство ответственности при обращении с боевым оружием, которое также переносится на оружие гражданское. И если ничего не менять, ситуация будет лишь ухудшаться, так как вторжение виртуальности в современное молодёжное сознание всё больше нарастает. Проблема приобретает большую скрытость и продуманность в совершении преступления. Например, Росляков и нынешний убийца из Перми Бекмансуров планировали убийство заранее - получили необходимые справки, копили деньги на оружие и в итоге его приобрели.
И ещё важное. Против такой нормы обязательно включится хор от производителей гражданского оружия, что дескать, «это не по-рыночному и нанесёт убытки экономике». На самом деле такая мера нанесёт убыток только похоронному бизнесу. Рыночная неадекватность нас довела до ручки во многих отношениях, типа нелогичного и даже безумного вздорожания продуктов и товаров ширпотреба в пандемию. Надо ли дикому рынку отдавать на откуп вопросы безопасности общества? Ответ «Нет!» - более чем очевиден.